г. Пермь |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А60-11285/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске Свердловской области (ИНН 6625025112, ОГРН 1026601506612) - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Завод по переработке твердых бытовых отходов" (ИНН 6625022305, ОГРН 1026601506360) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Завод по переработке твердых бытовых отходов"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 мая 2014 года
по делу N А60-11285/2014,
принятое судьей Калашника С.Е.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске Свердловской области
к Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию "Завод по переработке твердых бытовых отходов"
, о взыскании по заявлениям Пенсионного фонда обязат. платежей и санкций с организаций и граждан, если не предусмотрен иной порядок их взыскания
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Завод по переработке твердых бытовых отходов" финансовых санкций за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в сумме 42 503,74 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2014 исковые требования удовлетворены в части: с ответчика в доход бюджета Пенсионного фонда РФ взысканы финансовые санкции в сумме 21 251,87 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Завод по переработке твердых бытовых отходов" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и оставить заявленные требования без рассмотрения, поскольку судом нарушены нормы процессуального права. Заявитель жалобы указывает на то, что спорные требования независимо от даты их возникновения подлежат включению в реестр требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п.3 ст. 137 Закона о банкротстве.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Первоуральске Свердловской области в результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт N 2 от 17.06.2013 и вынесено решение от 30.07.2013 N 2, которым Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Завод по переработке твердых бытовых отходов" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 42 503,74 руб. по ч.3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании решения, пенсионным фондом выставлено требование от 04.09.2013 N 2 об уплате финансовой санкции в срок до 23.09.2013.
Неуплата в добровольном порядке штрафной санкции, явилось основанием для обращения фонда в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении материалами дела факта правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании ч. 1, 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с абз.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт нарушения представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2013 год, установлен по материалам дела судом первой инстанции и сторонами не оспаривается.
Размер финансовых санкций, предусмотренный статьей 17 Федерального закона от 01.04.2006 N 27-ФЗ, правильно определен пенсионным фондом, исходя из начисленных и подлежащих уплате обществом страховых взносов за 1 квартал 2013 год и составляет 42 503,74 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что финансовые санкции исчислены на момент вынесения решения управлением верно, в связи с чем решение о привлечении общества к ответственности является правомерным.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу 01.01.2014, ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ изложена в следующей редакции: "За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах".
Таким образом, с 01.01.2014 ответственность за совершение перечисленных правонарушений законодателем снижена с 10 процентов от суммы страховых взносов до 5 процентов.
В силу ст. 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, состоит в том числе, из Конституции Российской Федерации.
В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно п. 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Следовательно, государство, обязанное в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения судом материалов проверки ответственность за данное нарушение смягчена, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований только в части суммы 21 251,87 руб., составляющих 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда, указывает, что взыскание должно производиться в рамках дела о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции, исследовав данные доводы, пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Однако штрафная санкция, установленная за ненадлежащее исполнение обязанности страхователя по представлению сведений о застрахованных лицах, не является следствием неисполнения денежных обязательств и не относится к санкциям по задолженности общества.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциями за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в п. 26 указал, что при применении данной нормы судам необходимо учитывать, что названные положения Закона о банкротстве не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123 НК РФ.
В соответствии с пунктом 30 указанного Постановления, в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105, при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании изложенного, указанные положения подлежат применению, в частности, в отношении санкций.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами и правомерно удовлетворил требования фонда.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика в сумме 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 мая 2014 года по делу N А60-11285/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11285/2014
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ ПЕРВОУРАЛЬСКЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Завод по переработке твердых бытовых отходов"
Третье лицо: Кайкы Николай Дмитриевич