8 сентября 2014 г. |
А39-160/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Базовый пр-д, д. 4; ИНН 2130054804, ОГРН 1092130002700)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2014
по делу N А39-160/2014,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" о признании незаконным решения государственного комитета Республики Мордовия по транспорту от 15.10.2013 N 01-28/1017,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее - ООО "Альбатрос", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту (далее - Комитет по транспорту, государственный орган) от 15.10.2013 N 01-28/1017 об отказе в согласовании открытия межрегионального маршрута N 569 "Чебоксары-Ардатов". Одновременно заявитель просил суд обязать государственный орган согласовать указанный маршрут.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций").
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Альбатрос" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней) заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению Общества, решение Комитета по транспорту от 15.10.2013 N 01-28/1017 об отказе в согласовании открытия межрегионального маршрута N 569 "Чебоксары-Ардатов" противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В отзывах на апелляционную жалобу Комитет по транспорту и ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" выражают несогласие с позицией Общества, указывают на законность и обоснованность обжалуемого решения, просят оставить его без изменения; ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
ООО "Альбатрос" надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направило.
От Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с отсутствием возможности обеспечить явку своего представителя для участия в процессе.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство Общества, признал его необоснованным и отказал в удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 20.09.2013 ООО "Альбатрос" обратилось в Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту с заявлением о согласовании открытия регулярного автобусного маршрута N 569 "Чебоксары-Ардатов" со временем отправления из г.Ардатов в 07 час. 17 мин., 13 час. 27 мин. и 15 час. 57 мин. ежедневно.
Одновременно Общество приложило к заявлению пакет документов, предусмотренный Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, а также ходатайство Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 18.09.2013 N 051/25-3363 о согласовании данного маршрута.
ООО "Альбатрос" посчитало такое решение Комитета по транспорту незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Мордовия руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 и исходил из того, что государственный орган доказал законность оспариваемого решения.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.05.2009 N 237 "Вопросы Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту" утверждено Положение о Государственном комитете Республики Мордовия по транспорту (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области автомобильного, городского наземного электрического, железнодорожного и авиационного транспорта (далее транспорт), а также по управлению, межотраслевому регулированию и координации деятельности организаций всех видов транспорта в Республике Мордовия.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 Положения Государственный комитет по транспорту осуществляет функции по организации пассажирских перевозок транспортом, в установленном порядке принимает решения об открытии, изменении или закрытии пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения (подпункт 16 пункта 4 Положения), утверждает паспорта пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения и согласовывает расписание движения транспортных средств по ним (подпункт 17 пункта 4 Положения).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок N 178), который разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 178 открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица (пункт 4 Порядка N 178).
К перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии (пункт 5 Порядка N 178).
После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут (пункт 9 Порядка N 178).
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику (пункт 10 Порядка N 178).
На выполнение всех работ, связанных с открытием регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, отводится, как правило, не более двух месяцев со дня поступления документов от перевозчика (пункт 11 Порядка N 178).
Как установил суд первой инстанции, на момент обращения (заявление от 19.09.2013 N 106) в Комитет по транспорту ООО "Альбатрос" имело лицензию N АСС-21-011175 от 03.04.2009 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Во исполнение пункта 9 Порядка N 178 Общество представило в государственный орган вместе с ходатайством Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 18.09.2013 N 051/253362 паспорт маршрута, проекты расписаний движения автобусов по вновь открываемому маршруту "Чебоксары-Ардатов", схему маршрута и данные о транспортных средствах, копии учредительных документов, график режима труда и отдыха водителей на маршруте, схему автобусного маршрута с указанием опасных участков, тарифы на перевозку пассажиров и багажа.
Проанализировав представленные Обществом документы, Комитет по транспорту принял решение об отказе в согласовании представленной технологической документации на открытие нового регулярного автобусного маршрута "Чебоксары-Ардатов", руководствуясь при этом информацией, представленной ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" (письмо от 10.10.2013 N 784), согласно которой на момент получения заявления ООО "Альбатрос" о согласовании маршрута в направлении "Ардатов-Чебоксары" от автостанции г.Ардатов осуществляют перевозки пять автотранспортных предприятий и индивидуальный предприниматель Мигунов Ю.Е.
Последний осуществляет перевозку по маршруту "Ардатов-Чебоксары", ГУП РМ "Мордовавтотранс" осуществляет перевозки по маршрутам "Саранск-Ардатов-Чебоксары", "Саранск-Ардатов-Алатырь", ООО Автотранспортное предприятие "Ардатов" осуществляет перевозки по маршруту "Ардатов-Алатырь", филиал ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Новочебоксарское АТП - по маршруту "Саранск-Ардатов-Новочебоксарск", филиал ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Алатырское АТП - по маршрутам "Саранск-Ардатов-Алатырь", "Ардатов-Алатырь", ООО "Альбатрос" - по маршруту "Чебоксары-Саранск-Рузаевка".
Кроме того, в указанном направлении проходят транзитные маршруты, идущие через автостанцию Ардатов: маршрут N 700 "Йошкар-Ола-Пенза" ежедневно; маршрут N 517 "Саранск-Чебоксары", "Чебоксары-Саранск" ежедневно; маршрут N 693 "Саранск-Алатырь" "Алатырь-Саранск" ежедневно; маршрут N 754 "Саранск-Алатырь", "Алатырь-Саранск" ежедневно; маршрут N 724 "Чебоксары-Пенза", "Пенза-Чебоксары" 1, 3, 6 день недели; маршрут N 591 "Баево-Саранск"-"Саранск-Баево" 1, 2, 3, 4, 5, 6 день недели.
Из содержащегося в материалах дела письма ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" от 10.10.2013 N 784 и из приложения к письму от 28.04.2014 N 299 следует, что интервалы движения автобусов в указанном направлении от станции Ардатов составляют в среднем 52 минуты при среднем пассажиропотоке 145 человек в сутки.
За период с 01.04.2013 по 30.09.2013 при осуществлении 2103 рейсов и плановом количестве пассажиров (количество мест в автобусе) 17 939 мест фактически перевезено 6507 пассажиров, что составляет среднюю наполняемость автобуса 38 процентов.
Проанализированные арбитражным судом статистические данные подготовлены на основании исследования расписаний действующих маршрутов и предлагаемого к открытию маршрута, а также ведомостей продажи билетов со станции Ардатов.
Исследовав схему маршрута N 569 и расписания движения автобусов по предлагаемому регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации "Чебоксары-Ардатов"-"Ардатов-Чебоксары" в сравнении с расписаниями движениями автобусов по уже действующим маршрутам, суд первой инстанции установил:
- протяженность маршрута N 569 "Чебоксары-Ардатов" составляет 225,4 км, время сообщения от г.Чебоксары до г.Ардатов 04 час.30 мин./04 час. 07 мин., населенные пункты Республики Мордовия, охватываемые данным маршрутом г.Ардатов, пос.Тургенево, с.Баево, с.Четвертаково, протяженность пути следования по территории Республики Мордовия составляет 15,5 км.
Маршрут "Ардатов-Алатырь", обслуживаемый филиалом ГУП ЧР "Чуваштранс" Алатырское АТП - действующий маршрут N 112 (совпадают станции Ардатов, Четвертаково, Тургенево, Баево). Время отправления из Ардатова в Алатырь 07 час. 25 мин.
Маршрут N 569 "Ардатов-Чебоксары" время отправления предполагаемого маршрута из Ардатова - 07 час. 17 мин. (остановки Ардатов, Четвертаково, Тургенево, Баево). Интервал движения между маршрутами составляет 8 минут.
Маршрут "Ардатов-Чебоксары", действующий маршрут N 569, обслуживаемый индивидуальным предпринимателем Мигуновым Ю.Е., (совпадают станции Ардатов, Тургенево, Баево). Время отправления из Ардатова в Чебоксары 14 час. 30 мин.
Маршрут N 569 "Ардатов-Чебоксары", время отправления предполагаемого маршрута из Ардатова 13 час. 27 мин. (остановки Ардатов, Четвертаково, Тургенево, Баево). Интервал движения между маршрутами 1 час. 03 мин.
Маршрут "Саранск-Алатырь", действующий маршрут N 120, обслуживаемый филиалом ГУП ЧР "Чуваштранс" Алатырское АТП (совпадают станции Ардатов, Тургенево, Алатырь). Время отправления из Ардатова 14 час. 10 мин.
Маршрут N 569 "Ардатов-Чебоксары", время отправления предполагаемого маршрута из Ардатова 13 час. 27 мин. (совпадают остановки Ардатов, Алатырь). Интервал движения между маршрутами 43 минуты.
Маршрут "Саранск-Чебоксары-Новочебоксарск" N 517, действующий маршрут, обслуживаемый ГУП РМ "Мордовавтотранс" (совпадают станции Ардатов, Алатырь, Порецкая, Шумерля, Калинино, Чебоксары). Время отправления из Ардатова 17 час. 08 мин.
Маршрут N 569 "Ардатов-Чебоксары", время отправления предполагаемого маршрута из Ардатова 15 час. 57 мин. (совпадают остановки Ардатов, Алатырь). Интервал движения между маршрутами 1 час. 11 мин.
Таким образом, предполагаемый маршрут N 569, как и действующие в настоящее время маршруты проходит по дороге общего пользования в одном и том же направлении, имеет с ними общий путь следования фактически на всех участках, имеет общие остановочные пункты Ардатов, Четвертаково, Тургенево, Баево, Алатырь, Порецкая, Шумерля, Чебоксары, близкие временные параметры прибытия и отправления, и более раннее отправление автобусов ООО "Альбатрос" будет ущемлять интересы других перевозчиков, работающих на действующих автобусных маршрутах.
Следовательно, открытие маршрута N 569 с предполагаемым временем отправления от автостанции г.Ардатов приведет к снижению пассажиропотока на действующих маршрутах "Ардатов-Алатырь"- "Ардатов-Чебоксары", а значит, снижению выручки от реализации билетов у действующих перевозчиков и нерентабельности маршрутов.
Это поставит других перевозчиков, маршруты и расписание движения автобусов которых имеют со спорным маршрутом совпадающие остановочные пункты и время отправлений, в заведомо неблагоприятные условия ведения деятельности.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Перечень конкретных нарушений приведен в пунктах 1 - 7 данной нормы и не является закрытым.
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Пункт 17 статьи 4 Закона о защите указывает, что признаки ограничения конкуренции - это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах суд пришел к обоснованному заключению о том, что действия Комитета по транспорту по согласованию маршрута N 569 "Чебоксары-Ардатов" могут привести к неблагоприятным последствиям для уже работающих на данном направлении перевозчиков (участников товарного рынка).
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к правомерному выводу о том, что, изложенное в письме от 15.10.2013 N 01-28/1017 решение принято уполномоченным органом, соответствует Закону о защите конкуренции, Порядку N 178 и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Арбитражный суд Республики Мордовия обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Доводы ООО "Альбатрос" рассмотрены арбитражным судом первой инстанции и признаны несостоятельными.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2014 по делу N А39-160/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2014 по делу N А39-160/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-160/2014
Истец: ООО "Альбатрос"
Ответчик: Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту
Третье лицо: ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций"