г. Хабаровск |
|
09 сентября 2014 г. |
А04-2909/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Черетаевой Любови Николаевны индивидуальный предприниматель Черетаева Любовь Николаевна;
от Управления ветеринарии Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления ветеринарии Амурской области
на решение от 02.07.2014
по делу N А04-2909/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению индивидуального предпринимателя Черетаевой Любови Николаевны (ОГРН 310280111200120, ИНН 281201064154)
к Управлению ветеринарии Амурской области (ОГРН 1122801001487, ИНН 2801169387)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Черетаева Любовь Николаевна (далее ИП Черетаева Л.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ветеринарии Амурской области (далее - Управление, административный орган) от 16.04.2014 N 0103 по делу об административном правонарушении, которым ИП Черетаева Л.Н. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 02.07.2014 суд признал незаконным и отменил постановление административного органа ввиду существенных процессуальных нарушений.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав предпринимателя, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела ИП Черетаева Л.Н., зарегистрирована в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 22.04.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области ОГРН 310280111200120, ИНН 281201064154) с местом регистрации: Благовещенский район, с. Михайловка, ул. Коммунальная 3 кв. 22. Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности предпринимателя является разведение свиней.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и на основании представления ведущего консультанта отдела ветеринарного надзора - государственного ветеринарного инспектора г. Благовещенска и Благовещенского района Управлением ветеринарии Амурской области от 30.10.2013 вынесен приказ N 344-од об установлении ограничительных мероприятий (карантин) по заболеванию классической чумой свиней на территории личных подсобных хозяйств с. Михайловка Благовещенского района Амурской области, в том числе Черетаевой Л.Н. (ул. Коммунальная, район дома N 3).
Данным приказом утвержден план мероприятий по ликвидации и предупреждению распространения классической чумы свиней на территории личных подсобных хозяйств с. Михайловка Благовещенского района Амурской области.
Приказ N 344-од от 30.10.2013, а также план мероприятий по ликвидации и предупреждению распространения классической чумы свиней на территории личных подсобных хозяйств вручены ИП Черетаевой Л.Н. 01.11.2013.
Одним из пунктов плана мероприятий значится, что в случае падежа животных владельцам следует незамедлительно сообщать об этом представителям ветеринарной госслужбы, трупы уничтожать путем сжигания под контролем ветеринарных специалистов немедленно (пункт 8 плана).
Вместе с тем, в период ограничительных мероприятий в хозяйстве ИП Черетаевой Л.Н. отмечался падеж свиней 11.11.2013, с заявлением о котором она обратилась в соответствующие органы об их утилизации к ветеринарному специалисту с. Михайловка Кирсановой М.В. 16.12.2013, что является нарушением п. 8 плана мероприятий по ликвидации и предупреждению распространения классической чумы свиней, а также требований действующего законодательства в этой области, упомянутых выше.
03.04.2014 административным органом, при надлежащем уведомлении предпринимателя, составлен протокол N 0103 об административном правонарушении, которым действия предпринимателя квалифицированы по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
16.04.2014 Управлением в отношении предпринимателя вынесено постановление N 0103 по делу об административном правонарушении, которым ИП Черетаева Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей. Постановление было принято в отсутствии надлежащим образом извещенного предпринимателя.
Не согласившись с принятым постановлением, ИП Черетаева Л.Н. обжаловала его в суд, который, признавая привлечение предпринимателя к административной ответственности законным, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; осуществление государственного ветеринарного надзора.
По правилам статьи 18 Закона N 4979-1 ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. При этом владельцы животных обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Согласно статье 2 названного Закона ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарно-санитарные правилам 13-7-2/469 определяют условия сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных и являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (пункты 1.1, 1.11 Правил).
В силу пункта 1.2 Правил биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо - рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В соответствии с положениями Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, отходами признаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Биологическими отходами признаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
В соответствии с пунктом 1.3. Правил владельцы животных в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.
Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации) (пункт 1.4 Правил).
В соответствии с пунктом 1.5 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/469 биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка (пункт 4.3.1 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/469).
В соответствии с перечнем заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденных приказом Минсельхоза РФ 19.12.2011 N 476, классическая чума свиней является заразным, в том числе особо опасным заболеванием животных, по которому могут устанавливаться ограничительные мероприятий (карантин).
Приказом управления ветеринарии Амурской области N 344-од от 30.10.2013 ограничительные мероприятия (карантин) по классической чуме свиней были введены и в хозяйстве Черетаевой Л.Н.
В соответствии с законом Российской Федерации о ветеринарии владельцы животных (руководители хозяйств, независимо от форм собственности, фермеры, арендаторы и др.) несут полную ответственность за соблюдение ветеринарно-санитарных Правил при содержании и эксплуатации животных. В связи с этим они обязаны:
при наличии или приобретении животных производить их регистрацию в ветеринарном учреждении, получать регистрационный номер в форме бирки и следить за его сохранностью;
покупку, продажу, сдачу на убой, выгон, размещение на пастбище и все другие перемещения и перегруппировки животных, реализацию животноводческой продукции проводить только с ведома и разрешения ветеринарной службы;
оборудовать необходимые объекты ветеринарно -санитарного назначения. Соблюдать меры предосторожности при заготовке кормов с целью исключения их инфицирования;
карантинировать в течение 30 дней вновь поступивших животных для проведения ветеринарных исследований и обработок;
предъявлять по требованию ветеринарных специалистов все необходимые сведения о приобретенных животных и создавать условия для проведения их осмотра, исследований и обработок;
немедленно сообщать обо всех случаях падежа животных в ветеринарную службу;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарные требования при перевозках, размещении, содержании и кормлении животных и строительстве объектов животноводства.
Судом установлено, что в период ограничительных мероприятий (карантина) с 30.11.2013 г. по 07.03.2014 г. по классической чуме свиней, установленных приказом управления ветеринарии Амурской области N 344-од от 30.10.2013 г. в хозяйстве ИП Черетаевой Л.Н. отмечался падеж свиней 11.11.2013, по которым она обратилась об их утилизации к ветеринарному специалисту с.Михайловка Кирсановой М.В. 16.12.2013. Диагноз на классическою чуму свиней, принадлежащих ИП Черетаевой Л.Н. подтвержден 06.11.2013 ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория".
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 04.03.2014 и протоколом об административном правонарушении от 03.04.2014.
Установленное судом свидетельствует о нарушении ИП Черетаевой Л.Н. п. 8 плана мероприятий по ликвидации и предупреждению распространения классической чумы свиней, а также пункта 1.3. ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, согласно которым владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.
Следовательно, в действиях ИП Черетаевой Л.Н. имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 и доказанный материалами дела факт его совершения данным предпринимателем.
Заявитель не приняла все зависящие меры по соблюдению ветеринарно-санитарных правил, в ходе рассмотрения дела не установлены причины, по которым бы ИП Черетаева Л.Н. не имела возможности для их соблюдения, совершила правонарушение умышленно, достоверное зная требования закона и положения плана мероприятий по срокам сообщения об этом в соответствующие государственные органы и срокам утилизации животных.
Нарушений порядка привлечения ИП Черетаевой Л.Н. к административной ответственности не установлено, наказание назначено в соответствие с санкцией статьи в минимальном размере.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Таким образом, доводы Черетаевой Л.Н. об отсутствии в ее действиях нарушений и, как следствие совершения правонарушения, не состоятельны, поскольку установлены судом и опровергаются представленными материалами дела.
При таких обстоятельствах заявленные ИП Черетаевой Л.Н. требования удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, о том, что административный орган, в нарушение статьи 23.1 КоАП РФ не передал дело на рассмотрение районному суду, а рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Черетаевой Л.Н. по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ и привлек к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа.
В соответствии со статьей 23.14. КоАП РФ органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8, частями 8 и 8.1 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
К компетенции рассмотрения дел судьями отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ.
Дела, указанные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
При этом административный орган обязан передать дело для рассмотрения в соответствующий суд в случае, когда он не вправе назначить те виды наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
В части 3 статьи 23.1 КоАП РФ законодатель разграничил компетенцию рассмотрения дел судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов, судьями арбитражных судов и мировых судей.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации N 5 от 24.05.2005 (пункт 3 пп. "а") разъяснено в каких случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов и в каких случаях судье районного суда следует решить вопрос о его передаче мировому судье.
В пункте 3 подпункта "в" Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 5 от 24.05.2005 подтверждено, что судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии обязанности по передаче государственным ветеринарным инспектором материалов административного дела районному судье, в случае наложения штрафа подлежат удовлетворению, а вывод суда о существенных процессуальных нарушениях допущенных административным органом исключению.
Поскольку указанный вывод повлек принятие неверного решения, в части признания постановления административного органа незаконным, судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.07.2014 по делу N А04-2909/2014 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления ветеринарии Амурской области от 16.04.2014 N 0103 по делу об административном правонарушении, которым индивидуальный предприниматель Черетаева Любовь Николаевна привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2909/2014
Истец: ИП Черетаева Любовь Николаевна
Ответчик: Управление ветеринарии Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2015 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4134/14
19.01.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5468/14
09.09.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4134/14
02.07.2014 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-2909/14