г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А56-79216/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: представителя Мухина М.С. (доверенность от 09.01.2014)
от ответчика: представителя Шаханова Н.И. (доверенность от 30.06.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14134/2014) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 по делу N А56-79216/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Ленинградский ЗООлогический парк"
заинтересованное лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об обязании возвратить излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ленинградский ЗООлогический парк" (далее - Зоопарк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) совершить действия, направленные на возврат Зоопарку излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 168 837 руб., представляющей собой оплату с 4 квартала 2010 года по 3 квартал 2013 года.
Решением от 23.04.2014 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области обязал Департамент совершить действия, направленные на возврат Зоопарку излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 168 837 руб., также с Департамента в пользу Зоопарка взыскано 6066 руб. 15 коп. расходов по уплате госпошлины.
Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что отходы являются объектом права собственности и считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. Также податель жалобы не согласился с размером взысканной судом госпошлины.
В отзыве на жалобу Зоопарк просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности Зоопарка образуются отходы производства и потребления, относящиеся к I - V классам опасности. Указанные отходы Зоопарком передаются организациям - перевозчикам для последующего их размещения.
Зоопарк внес в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) за период с четвертого квартала 2010 года по третий квартал 2013 года в сумме 154 029 руб.
Не относя себя к субъектам платы за размещение отходов, Зоопарк обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд, указав на то, что внес данный платеж, добросовестно заблуждаясь о своих обязанностях.
Суд первой инстанции счел заявленные требования обоснованными.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обосновано исходил из следующего.
Негативным воздействием на окружающую среду является согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Распространяется настоящий Порядок согласно пункту 1 на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом первой инстанции установлено, что Зоопарком заключены договоры от 01.04.2009 N 10-33-09 с ООО "РУМБО", от 01.09.2010 N 10/09-14-ТО, от 01.10.2012 N 006-00057, от 01.01.2013 N 13/01-14-ТО с ООО "ТОММиК" на транспортировку отходов и размещение их на специализированном полигоне "Новый Свет - Эко", внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО); договоры от 01.07.2012 N 1186-Т с ЗАО "Санкт-Петербургская Экологическая компания" на транспортировку и размещение отходов на специализированном полигоне ТБО, внесенном в ГРОРО; договоры на комплексное обслуживание от 02.02.2009 N 54/м с ООО "Морстрой" по комплексному обращению с отходами II-V классов опасности, механизированной и ручной очистке территории Зоопарка, от 01.03.2011 N 78-11/С с ЗАО "Санкт-Петербургская Экологическая Компания" по комплексному обращению с отходами I-V классов опасности.
Руководствуясь указанными выше нормами права, учитывая, что Зоопарком заключены договоры не только на транспортировку, но и на размещение отходов на специализированных полигонах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприятие не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, соответственно у Зоопарка отсутствовала обязанность по внесению платы за размещение отходов.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на применении норм действующего законодательства и соответствуют правоприменительной практике по данной категории споров. Установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о незаконном взыскании с Департамента госпошлины в сумме 6066 руб. 15 коп. с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в информационном письме от 24.07.2003 N 73.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А56-79216/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79216/2013
Истец: Санкт-Петербургское унитарное предприятие "Ленинградский зоологический парк"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу