г. Саратов |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А06-763/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис", ОГРН 1063015003721, ИНН 3015072772 (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 24 апреля 2014 года по делу N А06-763/2014 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базис", ОГРН 1063015003721, ИНН 3015072772 (г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410 (г. Астрахань)
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 06 декабря 2013 года N 76-А-03-13,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - ООО "Базис", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, административный орган) по делу об административном правонарушении N 76-А-03-13 от 06 декабря 2013 года, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 24 апреля 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Базис" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Астраханское УФАС России представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ООО "Базис" и Астраханского УФАС России не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями N N 96700, 96701 о вручении почтовых отправлений адресатам 05 и 06 августа 2014 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 31 июля 2014 года размещена на сайте суда в сети Интернет 01 августа 2014 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в целях рассмотрения заявления индивидуальных предпринимателей о нарушении ООО "Базис" антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запросом Астраханского УФАС России от 31 июля 2013 года N 03/6889 у ООО "Базис" была затребована следующая информация:
- копии документов, подтверждающих право пользования ООО "Базис" объектами, указанными в письме ООО "Базис" от 22 июля 2013 года N 59;
- расчет действующих размеров платы за услуги по предоставлению торговых мест на объектах, указанных в письме ООО "Базис" от 22 июля 2013 года N 59, отдельно по каждому объекту, с указанием статей затрат и приложением подтверждающих документов;
- копии приказов (прейскурантов) об установлении платы за услуги по предоставлению торговых мест на объектах, указанных в письме ООО "Базис" от 22 июля 2013 года N 59, отдельно за 2012 год и первое полугодие 2013 года;
- обоснование повышения размера платы за услуги по предоставлению торговых мест на объектах, указанных в письме ООО "Базис" от 22 июля 2013 года N 59, установленной в настоящее время, по сравнению с предшествующей, с приложением подтверждающих документов;
- копия разрешения на право организации рынков на территории г. Астрахани, выданная ООО "Базис" администрацией г. Астрахани, со всеми приложениями.
О получении ООО "Базис" вышеуказанного запроса 02 августа 2013 года свидетельствует почтовое уведомление о вручении N 41400033331428.
Запрошенную информацию ООО "Базис" надлежало представить в Астраханское УФАС России в срок до 15 августа 2013 года.
15 августа 2013 года письмом N 68 ООО "Базис" направило в Астраханское УФАС России копии разрешения на право организации розничного рынка от 29 декабря 2012 года N 1 и договора аренды имущества от 01 января 2013 года N 3/13, заключенного между ООО "Базис" и ООО "Флагман". Указанным письмом ООО "Базис" ходатайствовало о продлении срока предоставления информации до 22 августа 2013 года. Астраханское УФАС России ходатайство общества оставило без удовлетворения.
Письмом от 21 августа 2013 года N 70 ООО "Базис" представило информацию о затратах, связанных с оказанием услуги по предоставлению торговых мест на объектах, указанных в письме ООО "Базис" от 22 июля 2013 года N 59, и о причинах роста цены на вышеуказанные услуги.
Документов, подтверждающих затраты и причины роста цены на вышеуказанные услуги, письмо от 21 августа 2013 года N 70 не содержало, также указанное письмо не содержало и копий приказов (прейскурантов) об установлении платы за услуги по предоставлению торговых мест на объектах, указанных в письме ООО "Базис" от 22 июля 2013 года N59, отдельно за 2012 год и первое полугодие 2013 года.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Базис" уведомлено письмом Астраханского УФАС России от 10 октября 2013 года N 03/9009 (т.1 л.д.65), которое получено обществом 14 октября 2013 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 41400036284349 (т.1 л.д.67).
21 ноября 2013 года специалистом-экспертом отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России Литвииновым М.В. в отношении ООО "Базис" в присутствии представителя Хреновой А.П., действующей на основании доверенности от 12 января 2013 года, составлен протокол N 76-А-03-13 об административном правонарушении по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Определением от 21 ноября 2013 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 06 декабря 2013 года на 10 час. 00 мин.
Копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 76-А-03-13 от 21 ноября 2013 года и протокола N 76-А-03-13 от 21 ноября 2013 года направлено письмом от 21 ноября 2013 года N 03/10518 (т.1 л.д.78) и получено ООО "Базис" 26 ноября 2013 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 41400038086378 (т.1 л.д.79).
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Базис", в присутствии представителя Хреновой А.П., действующей на основании доверенности от 12 января 2013 года, рассмотрено заместителем руководителем Астраханского УФАС России Потылицыным П.Л. 06 декабря 2013 года и принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 76-А-03-13, в соответствии с которым ООО "Базис" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и, полагая, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, ООО "Базис" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Федерального закона).
Для реализации целей Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий, в том числе, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, иными субъектами права и получать от них необходимые документы и информацию (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Положением "О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 закреплено полномочие территориального органа проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе, коммерческими организациями, получать от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 5.3 Положения).
Кроме того, право антимонопольного органа в целях осуществления своих полномочий истребовать необходимую информацию, документы, закреплено в пунктах 3.36, 3.38, 3.26 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 24.02.2010 N 89 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства".
Указанное право корреспондируется с обязанностью получателя требования представить затребованную информацию и документы.
Неисполнение лицом законного требования антимонопольного органа образует состав административного правонарушения. Так, за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов предусмотрена ответственность по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления Астраханского УФАС России, ООО "Базис" вменяется непредставление в срок до 15 августа 2013 года в антимонопольный орган информации, запрошенной письмом от 22 июля 2013 года N 03/6889.
В установленный антимонопольным органом срок ООО "Базис" не представило в Астраханский УФАС России документы, подтверждающие затраты и причины роста цен на услуги по предоставлению торговых мест.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Астраханский УФАС России затребовал документы, не существующие на предприятии и не предусмотренные законом, подлежат отклонению, как не основанные на материалах дела и представленных доказательствах.
В силу статьи 25 Закона о защите конкуренции запросы антимонопольного органа обязательны для исполнения вне зависимости от их мотивации. Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их предоставления определятся антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств.
Право оценивать требования антимонопольного органа с точки зрения мотивированности и законности лицу, которому оно адресовано, законом не предоставлено. В случае возникновения сомнений в законности требований государственного органа лицо вправе обжаловать его как ненормативный правовой акт в установленном порядке.
Указанная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 8039/12.
Однако ООО "Базис" не представило административному органу никаких документов, подтверждающих затраты и причины роста цен на услуги по предоставлению торговых мест на объектах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса российской Федерации "Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные: (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Статьей 7 Закона о бухгалтерском учёте предусмотрено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя (пункты 1,2 и 3 указанной статьи).
Из пункта 1 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете следует, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации; государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Изложенное свидетельствует о том, что ООО "Базис" в силу действующего законодательства обязано иметь документы, запрошенные Астраханским УФАС России.
Факт непредставления ООО "Базис" документов (информации) по требованию антимонопольного органа подтверждается материалами дела.
В части 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Допустимых и достаточных доказательств невозможности представления документов (информации) по запросу антимонопольного органа в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и наличии вины ООО "Базис" в его совершении.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Оснований для признания назначенного штрафа несправедливым или несоразмерным характеру совершенного правонарушения не имеется.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Базис" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 24 апреля 2014 года по делу N А06-763/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис" (г. Астрахань) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-763/2014
Истец: ООО "Базис"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Двеннадцатый арбитражный Апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2014 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18676/13
04.09.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7806/14
02.07.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6463/14
24.04.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-763/14