г. Санкт-Петербург |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А56-8438/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Васильева В.И. по доверенности от 24.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15478/2014) ООО "РСК ИНТЕРСПЕЦСТРОЙ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2014 по делу N А56-8438/2014 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ООО "РСК ИНТЕРСПЕЦСТРОЙ"
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РСК ИнтерСпецСтрой" (ОГРН 1037832010545, адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 47, лит. А, пом. 28Н; далее - общество, ООО "РСК ИнтерСпецСтрой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 31.01.2014 N 428 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением от 15.05.2014 арбитражный суд первой инстанции изменил постановление ГАТИ от 31.01.2014 N 428 в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 100 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения ошибочны, поскольку действие Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утверждены распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 (далее - Правила N 4), нарушение которых стало основанием для вынесения административным органом оспариваемого постановления, не распространяется на земельные участки, предоставленные для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением работ, связанных с устройством временных ограждений и выносом из зоны строительства инженерных коммуникаций, не являющихся объектами капитального строительства. На основании изложенного, ссылаясь на то, что земельный участок предоставлен обществу для капитального ремонта объекта капитального строительства на условиях договора подряда СЗВО-8 от 03.09.2013, ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" указывает на то, что на общество не может быть возложена обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга в области благоустройства.
Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. ООО "РСК ИнтерСпецСтрой", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие общества в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 24.12.2013 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и представителя ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" в результате осмотра территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пулковская ул., д. 4А, в/ч 3 (ул. Саперная, д. 36, д. 44) выявлено, что на указанной территории в газоне производятся земельные работы по капитальному ремонту теплосети. Данные обстоятельства зафиксированы протоколом осмотра от 24.12.2013 с фотоматериалами.
26.12.2013 ГАТИ в присутствии двух понятых и представителя ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" по доверенности произвела повторный осмотр указанной территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пулковская ул., д. 4А, в/ч 3 (ул. Саперная, д. 36, д. 44), результаты которого отражены в протоколе осмотра от 26.12.2013 с приложением фотоматериалов и схемы осмотра места совершения правонарушения. В ходе осмотра установлено производство земляных работ по капитальному ремонту теплосети без ордера ГАТИ, что является нарушением пунктов 3.2.1, 4.4, 6.1 Правил N 4.
На основании выявленных нарушений ГАТИ в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2013 N 66321, в соответствии с которым действия ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" квалифицированы по части 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Постановлением от 31.01.2014 N 428 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14 Закона N 273-70, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановление от 31.01.2014 N 428 обжаловано обществом в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения, между тем, установив наличие смягчающих вину обстоятельств при отсутствии отягчающих вину обстоятельств, с учетом того, что ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" ранее не привлекалось к административной ответственности за данное административное правонарушение, руководствуясь пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - ПП ВАС РФ N 16), изменил оспариваемое постановление ГАТИ, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Инспекции, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 273-70 в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, без ордера, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Закона N 273-70 искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, заборы, ограды (временные ограждения зоны производства работ) являются объектами благоустройства.
Правила N 4 устанавливают единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, регулируют порядок планирования и координации сроков производства указанных работ, оформления, продления и закрытия ордеров на производство указанных работ.
Правила обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга в его административных границах (пункт 1.3 Правил N 4).
В пункте 4 Правил N 4 перечислены виды работ, производство которых запрещено без ордера ГАТИ, в том числе, запрещено производство земляных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте инженерных сетей, инженерных сетей и сооружений вспомогательного использования, при строительстве сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства за пределами земельного участка, предоставленного для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также при ремонте инженерных коммуникаций независимо от способа их прокладки, в том числе земляные работы при ремонте инженерных коммуникаций, проходящих транзитом через строительную площадку или имеющих точки подключения в ее пределах (пункт 4.4 Правил N 4).
В силу пункта 3.2.1 Правил N 4 производитель работ обязан до начала производства работ, указанных в пункте 4 настоящих Правил, получить ордер на их производство.
В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 4 ордера на работы, связанные с нарушением благоустройства городских территорий, выдаются производителям работ на основании представленной необходимой разрешительной документации, установленной в разделе 7 настоящих Правил.
Все организации, планирующие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (ремонту) объектов, связанные с нарушением благоустройства городских территорий, земляными работами, указанные в разделе 4 Правил N 4, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных разделом 4 настоящих Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено и является самовольным (пункт 6.1 Правил).
Пунктом 6.13 названных Правил N 4 предусмотрено, что ордер на производство работ действителен только на вид, объем, сроки и участок работ, указанные в ордере.
ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" в рамках договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту объектов Министерства обороны от 03.09.2013 N С3ВО-8, заключенного с ОАО "234 строительным управлением" (заказчик), по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пулковская ул., д. 4А, в/ч 3, осуществляло работы по капитальному ремонту ЦТП-2, в отсутствие ордера ГАТИ на указанный вид земельных работ. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, а именно протоколами осмотра от 24.12.2013 и 26.12.2013 с фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 26.12.2013, а также договором подряда от 03.09.2013 N С3ВО-8 с техническим заданием на выполнение работ по капитальному ремонту ЦТП-2 по адресу проверяемой территории и отказом ГАТИ от 14.11.2013 в выдаче ордера на ремонт участка тепловой сети по адресу: г. Пушкин, Пулковская ул., д. 4А, в связи с несоответствием заявки требованиям Правил N 4. Обществом данное обстоятельство не оспаривается.
Доводы подателя жалобы о неприменимости к ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" требований Правил N 4 со ссылкой на пункт 1.2 Правил N 4 отклоняются апелляционным судом как необоснованные.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 4 действие Правил не распространяется на земельные участки, предоставленные для целей строительства и реконструкции объектов капитального строительства, за исключением работ, связанных с устройством временных ограждений и выносом из зоны строительства инженерных коммуникаций, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Правил N 4 обязанность по оформлению ордера ГАТИ возложена на производителя работ, таким образом, субъектом вменяемого административного правонарушения является ООО "РСК ИнтерСпецСтрой", которое в соответствии с договором подряда от 03.09.2013 N С3ВО-8 является подрядчиком. В соответствии с пунктом 2.1 договора от 03.09.2013 N С3ВО-8 подрядчик принял на себя обязательства по осуществлению капитального ремонта объекта по адресу Санкт-Петербург, г. Пушкин, Пулковская ул., д. 4А, в/ч 3 и иных работ, необходимых для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации.
Согласно подпункту 13 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ).
Под термином линейные объекты понимаются сети инженерно-технического обеспечения.
Обществом не представлены доказательства того, что земельный участок представлен для целей строительства или реконструкции объекта договора подряда. Как усматривается из договора от 03.09.2013 N С3ВО-8 и технического задания к данному договору обществу поручен капитальный ремонт объекта, расположенного на проверяемой ГАТИ территории.
При таких обстоятельствах, ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, требования Правил N 4 применимы к обществу. Данный довод апелляционной жалобы являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая и полная оценка.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 4 в сфере благоустройства.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно установлен состав вменяемого ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14 Закона N 273-70.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ к таким обстоятельствам относится характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция пункта 1 статьи 14 Закона N 273-70 предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 500 000 рублей. Из оспариваемого постановления следует, что обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В качестве смягчающих обстоятельств в постановлении ГАТИ указано, что работы на инженерных сетях завершены, что подтверждается актом от 30.01.2014, отягчающие обстоятельства отсутствуют.
В соответствии с пунктом 16 ПП ВАС РФ N 16 по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.
На основании изложенного, с учетом того, что ООО "РСК ИнтерСпецСтрой" ранее не привлекалось к административной ответственности за данное административное правонарушение, руководствуясь пунктом 16 ПП ВАС РФ N 16, суд изменил оспариваемое постановление ГАТИ, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае такой размер штрафа будет являть справедливым и соразмерным совершенному правонарушению, равно как и соответствующим целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 мая 2014 года по делу N А56-8438/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РСК ИНТЕРСПЕЦСТРОЙ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8438/2014
Истец: ООО "РСК ИнтерСпецСтрой"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15478/14