г. Владивосток |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А51-11335/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей К.П. Засорина, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Б. Киселевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Дороги Владивостока",
апелляционное производство N 05АП-10666/2014
на решение от 30.06.2014
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-11335/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Дороги Владивостока" (ОГРН 1052502951951, ИНН 2536151823)
к управлению дорог и благоустройства Администрации г.Владивостока (ОГРН 1092538003524, ИНН 2538128932)
о взыскании 89 395 рублей 62 копеек,
при участии:
от истца: не явились;
от ответчика: представитель Борисова Е.О. (доверенность от 09.12.2013 N 6-1/9-4055, удостоверение N 4479);
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Дороги Владивостока" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Управлению дорог и благоустройства Администрации г.Владивостока 15 579 712 рублей 28 копеек неосновательного обогащения, возникшего при выполнении работ по муниципальным контрактам от 08.04.2012, 16.04.2013, 23.04.2013, 01.05.2013, 04.06.2013, 18.09.2013.
Определением суда от 22.05.2014 исковые требования о взыскании 89 395 рублей 62 копеек неосновательного обогащения по муниципальному контракту N 960/293-57/13 от 08.04.2013 были выделены в отдельное производство на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с присвоением делу N А51-11335/2014.
Решением от 30.06.2014 Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Дороги Владивостока" обжаловало данное решение, указав, что суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции заявитель указал, что возникшие впоследствии дополнительные работы, инициированные заказчиком, не влияли на завершение работ по контракту, что, как следствие, исключало необходимость решения вопроса по внесению изменений в сметную документацию по контракту. По мнению заявителя, предъявленная ко взысканию сумма не является задолженностью по контракту, не может быть рассмотрена в рамках неисполнения договорных обязательств по оплате выполненных работ.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания истец явку представителя в настоящее судебное заседание не обеспечил, о причине неявки не сообщил, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменного отзыва на апелляционную жалобу. Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел заявленное ходатайство и удовлетворил его.
Представитель ответчика на доводы жалобы возразил по основаниям отзыва на жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.04.2013 между управлением дорог и благоустройства Администрации г.Владивостока (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием города Владивостока "Дороги Владивостока" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 960/293-57/13. Предметом контракта является выполнение работ по установке дорожных ограждений (леерное, барьерное, парапетное). Подрядчик обязуется выполнить работы по установке дорожных ограждений (леерное, барьерное, парапетное), а заказчик обязуется принять работы по установке дорожных ограждений (леерное, барьерное, парапетное) и оплатить выполненные работы на условиях настоящего контракта.
Согласно пунктам 2.1, 2.3 цена контракта устанавливается в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 27.03.2013 N 17.2 и составляет 2 625 666 рублей 66 копеек, в том числе НДС 18 % - 400 525 руб. 42 коп. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Сторонами согласованы ведомость объемов работ (Приложение N1 к контракту) и Локальный ресурсный сметный расчет (Приложение N2 к контракту).
08.08.2013 сторонами подписано соглашение к муниципальному контракту N 960/293-57/13 от 08.04.2013, в соответствии с которым стороны претензий не имеют, работы на сумму 2 394 439 рублей 48 копеек выполнены подрядчиком, приняты и оплачены заказчиком, в остальной части стороны договорились расторгнуть муниципальный контракт N960/293- 57/13 от 08.04.2013.
Факт выполнения работ на сумму 2 394 439 рублей 48 копеек также подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 31.07.2013.
В процессе исполнения контракта, подрядчиком выполнены непредусмотренные контрактом работы на общую сумму 89 395 рублей 62 копейки, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 09.10.2013, актом о приемке выполненных работ N 5 от 09.10.2013, подписанными в одностороннем порядке представителями муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Дороги Владивостока".
Указанные работы являются дополнительными, поскольку непосредственно связаны с исполнением обязательств по заключенному контракту, а именно установка дополнительных барьерных ограждений. В связи с изложенным отсутствуют основания считать выполненные работы отдельным объектом.
10.02.2014 муниципальным унитарным предприятием города Владивостока "Дороги Владивостока" в адрес заместителя главы администрации - начальнику управления содержания жилищного фонда и городских территорий г.Владивостока направлено письмо N 43 о необходимости оплаты дополнительных работ, связанных с ремонтом и
обустройством дорог Владивостокского городского округа на общую стоимость 15 579 712 рублей 28 копеек, в том числе по спорному муниципальному контракту.
Письмом от 13.03.2014 N 2149Д Управление дорог и благоустройства Администрации г.Владивостока сообщило, что дополнительные работы контрактом не предусмотрены, соответственно их оплата в рамках действующих контрактов невозможна
Подрядчик, ссылаясь на то, что дополнительные работы произведены, но заказчиком не оплачены, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из пункта 1 статьи 746 ГК РФ следует, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Кодекса).
В силу пункта 5 статьи 709 и пункта 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан сообщать заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, которые увеличивают сметную стоимость строительства объекта. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение о необходимости выполнения дополнительных работ в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. При этом пунктом 4 статьи 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 данной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Между тем, администрация указывала на то, что дополнительные работы не согласованы, доказательств получения заданий от ответчика на спорные работы материалы дела не содержат.
Из изложенного следует, что истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела доказательств согласования дополнительных работ и увеличения стоимости строительства на сумму, превышающую твердую цену контракта и согласованные объемов работ.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действующий в спорный период, далее - Закон N 94-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов.
Учреждение финансируется исключительно за счет средств бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения контракта либо договора бюджетного учреждения в результате проведения торгов и запроса котировок, либо в случаях, установленных Законом N 94-ФЗ, с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, спорные работы были выполнены Предприятием в отсутствие муниципального контракта либо договора бюджетного учреждения, заключенных в установленном Законом N 94-ФЗ порядке. Доказательства существования обстоятельств, которыми статья 55 данного закона обусловливает размещение заказа у единственного подрядчика применительно к спорным работам в деле отсутствуют.
В силу правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 4 июня 2013 года N 37/13 по делу N А23-584/2011, от 28 мая 2013 года N 18045/12 по делу N А40-37822/12-55-344, поскольку в условиях установления порядка заключения государственных (муниципальных) контрактов законом лицо, выполнившее работы без заключенного в таком порядке контракта, не может не знать о выполнении им работ при очевидном отсутствии обязательства, постольку к требованию о взыскании стоимости выполненных без государственного (муниципального) контракта работ подлежит применению пункт 4 статьи 1109 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
При таких обстоятельствах, у выполнившего спорные работы предприятия не возникло право требования их оплаты от публичного образования и финансируемого за счет бюджета учреждения в качестве неосновательного обогащения.
В свете изложенного судом первой инстанции обоснованно указано, что основания для взыскания в пользу истца стоимости спорных работ в качестве неосновательного обогащения отсутствуют.
При оценке правомерности спорного требования как требования об оплате дополнительных работ по муниципальному контракту суд установил следующее.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ. Из дела не следует существование обстоятельств, установленных пунктом 2.1 части 2 статьи 55, частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в качестве оснований изменения цены по спорному контракту.
В соответствии с пунктом 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ не допускается ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон изменений условий контракта, указанных в части 3 статьи 38 Закона N 94-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 данного закона.
Условия о предмете договора и о сроке выполнения работ являются существенными условиями договора подряда и в соответствии с частью 4 статьи 34, пунктам 2, 4 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ входят в перечень обязательных сведений, содержащихся в документации об аукционе.
Таким образом, условия о предмете и о сроке выполнения работ определены законом в качестве условий контракта, которые не могут быть изменены по соглашению сторон.
Обстоятельства, определенные частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона N 94-ФЗ, отсутствуют.
Законом N 94-ФЗ возможность изменения контракта на выполнение работ допускается в случаях, если это предусмотрено документацией об аукционе, по согласованию заказчика с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение некоторых видов работ не более чем на десять процентов предусмотренного контрактом объема работ, при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом (часть 6 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, право на изменение цены контракта в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ не более чем на десять процентов распространяется на правоотношения по муниципальному контракту на выполнение любых работ, но при условии согласования этого права в конкурсной документации или документации об аукционе.
Доказательства того, что возможность изменения цены работ по спорному контракту предусмотрена документацией об аукционе, по результатам которого был заключен данный контракт, в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах, дополнительные работы не могут быть оценены как совершенное в соответствии с Законом N 94-ФЗ дополнительное соглашение об увеличении цены работ по муниципальному контракту, являющее основанием возникновения обязанности публичного образования либо учреждения по оплате спорных работ в рамках правоотношений из спорного муниципального контракта.
В связи с чем у Предприятия не возникло право требования их оплаты от публичного образования и финансируемого за счет бюджета учреждения в качестве долга в рамках правоотношений из спорного муниципального контракта.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апеллянта о том, что спорные работы не являются дополнительными к контракту, несостоятельны. Указанные работы являются дополнительными, поскольку непосредственно связаны с исполнением обязательств по заключенному контракту, а именно рытье ям для установки стоек и столбов, имеют одинаковое наименование с работами, согласованными в контракте, и связаны с предметом контракта. В связи с изложенным отсутствуют основания считать спорные работы как отдельные.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 по делу N А51-11335/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11335/2014
Истец: МУП ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА "ДОРОГИ ВЛАДИВОСТОКА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ДОРОГ И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА