г. Челябинск |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А76-633/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Тимохина О.Б., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Империал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2014 по делу N А76-633/2014 (судья Михайлова Е.А.).
В судебном заседании принял участие представитель:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Пазуха З.В. (доверенность N 11 от 09.01.2014).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заявитель, антимонопольный орган, Управление, УФАС по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Империал" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Империал") к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление гражданской защиты города Челябинска (далее - УГЗ г.Челябинска), Прокуратура Ленинского района г.Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2014 заявленные требования удовлетворены: ООО "Империал" привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в доход бюджета в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Империал" обратилось Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, указанных в решении, обстоятельствам дела.
В частности указывает на несоответствие протокола об административном правонарушении требованиям ст. 26.2, 28.2 КоАП РФ.
Полагает, что срок привлечения к административной ответственности в данном случае истек.
Также указывает на чрезмерность и несоразмерность штрафа в размере 100 000 руб.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. ООО "Империал, третьи лица -УГЗ г.Челябинска, Прокуратура Ленинского района г.Челябинска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отсутствие возражений представителя заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель УФАС по Челябинской области просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица, участвующего в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Челябинской области из прокуратуры Ленинского района г. Челябинска поступили материалы проверки соблюдения законодательства при организации и эксплуатации пляжей УГЗ Администрации г. Челябинска, в ходе которой прокуратурой было установлено, что между УГЗ Администрации г. Челябинска и обществом был заключен договор от 01.06.2010 N 40.010, на основании которого стороны приняли обязательства по совместному использованию и содержанию территории городского пляжа, расположенного по ул.Новороссийской в Ленинском районе города Челябинска (озеро Смолино), площадью 1,3611 га для организации массового отдыха населения (т. 2, л.д. 3-7; т. 3, л.д. 85-86).
Указанный договор направлен на создание условий для массового отдыха жителей городского округа, организацию и обустройство мест массового отдыха населения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охрану их жизни и здоровья.
В ходе проверки установлено, что в рамках исполнения договора от 01.06.2010 N 40.010 обществом были выполнены работы по благоустройству муниципального пляжа, а именно по установке и покраске забора, очистке территории, завозу и планировке песка, обрезке деревьев, ежедневной уборке мусора, вывозу мусора, охране территории.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 35-07/13, решением от 24.07.2013 управление установило в действиях УГЗ Администрации г. Челябинска нарушения требований ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку договор совместного использования и содержания городского пляжа от 01.06.2010 N40.010 заключен без соблюдения конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства (т. 3 л.д. 91-98).
На основании указанного решения антимонопольным органом выданы предписания о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, а также о совершении действий, направленных на обеспечении конкуренции (т. 3 л.д. 99-100).
Антимонопольным органом 11.11.2013 в отношении ООО "Империал" возбуждено дело N 98-14.32ч.1/13 по признакам осуществления недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений (т.1 л.д.9-13). Определение о возбуждении дела об административного правонарушения было направлено обществу заказным письмом с уведомлением (т.1 л.д.8).
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "Империал" антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении от 09.12.2013 N 98-14.32ч.1/13 (т.1 л.д. 28-30), которым обществу вменено заключение с УГЗ г.Челябинска антиконкурентного соглашения - договора совместного использования и содержания городского пляжа от 01.06.2010 N40.010, в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением распоряжения Администрации г.Челябинска от 08.12.2009 N5554-д, Правил охраны жизни людей на водных объектах, статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий. Санкцией этой нормы (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ) предусмотрено наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения в области защиты конкуренции.
Субъектами правонарушения в отношении юридических лиц являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу товаров на одном товарном рынке.
Объективную сторону правонарушения образуют действия хозяйствующего субъекта, признанные недопустимыми антимонопольным законодательством Российской Федерации: заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию; участие в таком соглашении; осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", следует, что при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона N 135-ФЗ соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Пунктом 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Таким образом, принимаемые органами местного самоуправления решения, а также совершаемые ими действия (бездействие) должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.
Действия органов местного самоуправления должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах (ст. 4 Закона N 131-ФЗ).
Арбитражный суд первой инстанции, указывая на доказанность события административного правонарушения в действиях общества, обоснованно исходил из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2013 по делу N А76-17956/2013, в котором установлена правомерность выводов УФАС по Челябинской области о том, что договор совместного использования и содержания городского пляжа от 01.06.2010 N 40.010, заключенный между УГЗ города Челябинска и ООО "Империал", направлен на удовлетворение муниципальной нужды по благоустройству пляжа, с одной стороны, и предоставление обществу права на использование муниципального пляжа для осуществления коммерческой деятельности, с другой стороны, и должен быть заключен в порядке, установленном для размещения муниципального заказа и заключения договоров водопользования.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.06.2014 решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-17956/2013 оставлено без изменения.
Поскольку результат заключения данного договора соответствует интересам его сторон, их действия заранее известны каждому из них, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке, суды пришли к выводу о том, что спорный договор заключен с нарушением предусмотренных законодательством конкурентных процедур и в результате его заключения ООО "Империал" было наделено функциями органа местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа, а также обеспечению безопасности людей на водных объектах, что противоречит частям 1, 3 статьи 15, части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Установленные при рассмотрении дела N А76-17956/2013 обстоятельства в части события правонарушения носят преюдициальный характер и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях ООО "Империал" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Довод, приведенный в жалобе, о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ и является не допустимым доказательством, апелляционным судом отклонен, поскольку не нашел своего подтверждения при изучении материалов дела.
Довод апелляционной жалобы об истечении срока привлечения к административной ответственности суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
Закрепляя порядок исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, статья 4.5 КоАП РФ определяет, что постановление по делам об отдельных административных правонарушениях, включая нарушения антимонопольного законодательства, не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.
При этом часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ содержит специальное правило исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за ряд административных правонарушений в сфере, регулируемой антимонопольным законодательством: такой срок счисляется со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.
Решение антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения обществом антимонопольного законодательства, принято 24.07.2013. Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч.1 ст. 14.32 К.АП РФ на момент вынесения судом решения не истек.
Размер назначенного обществу штрафа с учетом его снижения судом первой инстанции соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренному санкцией ч.1 ст. 14.32. КоАП РФ.
Оснований для снижения штрафа ниже минимального размера апелляционный суд на основании позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда от 17.01.2013 N 1-П, с учетом существа правонарушения не усматривает. Материалы дела не содержат доказательств несоразмерности примененного штрафа обстоятельствам, характеризующим конкретное административное правонарушение.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судом первой инстанции не установлено. Указанные выводы переоценке судом апелляционной инстанции не подлежат.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ уплата государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2014 по делу N А76-633/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Империал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
О.Б.Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-633/2014
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
Ответчик: ООО "Империал"
Третье лицо: Прокуратура Ленинского района г. Челябинска, Управление гражданской защиты города Челябинска