Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф04-12915/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А45-6028/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 03 июля 2014 года по делу N А45-6028/2014 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области, г. Новосибирск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Парк" (ОГРН 1055473109581, ИНН 5408236562), г. Новосибирск
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области (далее - Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Парк" (далее - ООО "Парк", Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.07.2014 г. заявленные требования удовлетворены, Общество с ограниченной ответственностью "Парк" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом в части назначенного судом административного наказания, Инспекция в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на отсутствие у суда оснований для снижения административного штрафа, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, применив в качестве меры наказания ООО "Парк" минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ 500 000 рублей.
ООО "Парк" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в деле доказательствам.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки Инспекцией выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 54:35:092435:103, расположенном в Советском районе г.Новосибирска по ул.Варшавская, 9/1, принадлежащем ООО "Парк" на основании договора аренды земельного участка от 13.06.2013 N 114272р, без полученного разрешения установленной формы, ведется строительство объекта капитального строительства "Склады"; территория строительной площадки не имеет ограждения, что подтверждено протоколом осмотра от 18.03.2014 г.
По информации Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска, разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 54:35:092435:103 не выдавалось.
26.03.2014 должностным лицом Инспекции в отношении ООО "Парк" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В порядке абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Новосибирской области для рассмотрения вопроса о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 1, 51, 52, 58 ГрК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что обязанность получения разрешения на строительство объекта капитального строительства возлагается на заказчика, застройщика, которые и обязаны направить в уполномоченный орган пакет документов для получения разрешения; при этом субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ является не только лицо, обязанное получить разрешение на строительство, но и лицо, непосредственно осуществляющее строительство.
В соответствии с договором аренды земельных участков от 13.06.2013 г. N 114272р, арендатором земельного участка, на котором осуществляется строительство, является ООО "Парк".
Из письма Управления Архитектурно-строительной инспекции от 20.02.2014 следует, что ООО "Парк" является застройщиком объекта.
Факт осуществления строительных работ в отсутствие разрешения на строительство, необходимого в силу части 2 статьи 51 ГрК РФ подтверждается, в том числе: протоколом осмотра от 18.03.2014, составленном с участием представителя Общества без замечаний, фотографиями, актом осмотра от 20.02.2014.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Парк" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Снижая размер подлежащего взысканию с ООО "Парк" штрафа, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства, характер и последствия совершенного Обществом правонарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, пришел к выводу, что наложение штрафа в размере 500 000 руб. в данном конкретном случае не отвечает целям административной ответственности и повлечет ограничение прав юридического лица.
В соответствии с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Однако в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет для на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток, назначение административного наказания учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным ввиду отсутствия у судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, полномочий по наложению административного наказания ниже низшего предела.
В связи с этим, 25.02.2014 г. N 4-П Конституционным Судом РФ принято Постановление, которым, в частности положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в размерах 100 000 рублей и более признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В пункте 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также указано, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, а именно с учетом последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", устанавливающей обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе и для судебных органов, суд апелляционной инстанции считает, положения Постановления N 4-П подлежат применению и при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, а также в соответствии с правовой позицией и указанием Конституционного Суда в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П применительно к обстоятельствам дела, назначение Обществу административного штрафа в размере 500 000 руб. свидетельствовало бы о чрезмерном (избыточном) ограничении имущественных прав юридического лица, существенных для заявителя обременениях, не соотносимых с предупредительными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ); избранная судом в отношении Общества мера ответственности, не утрачивая своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, наступившим последствиям, отвечает принципами юридической ответственности (законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности).
В связи с чем, арбитражный суд обоснованно привлек ООО "Парк" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 июля 2014 года по делу N А45-6028/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6028/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф04-12915/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области
Ответчик: ООО "Парк"