г. Воронеж |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А64-150/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Яковлева А.С.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго": Хоружий И.А. - представитель по доверенности N Д-ТБ/71 от 13.05.2014;
от открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения: Рублева Р.С. - представитель по доверенности N 130-06/59 от 31.12.2013;
от ООО "Мясная лавка": Пляскевич Е.В. - представитель по доверенности N 1 от 1.10.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.06.2014 по делу N А64-150/2014 (судья Егорова Т.В.) по иску открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения (ИНН 6829010210, ОГРН 1056882285129) к обществу с ограниченной ответственностью "Мясная лавка" (ИНН 6820027272, ОГРН 1086820001025) о взыскании задолженности в сумме 1235410,54 руб., с участием третьего лица - ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения (далее - ОАО "ТЭСК" в лице Тамбовского отделения, истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мясная лавка" (далее - ООО "Мясная лавка", ответчик) о взыскании задолженности за безучетное потребление электрической энергии в размере 1235410,54 руб.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго" (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.06.2014 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, третье лицо - ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, факт безучетного потребления электрической энергии подтвержден материалами дела.
ОАО "ТЭСК" в лице Тамбовского отделения представлен отзыв на апелляционную жалобу.
ООО "Мясная лавка" в представленных возражениях просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда представитель ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго" доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ООО "Мясная лавка" возражал против удовлетворения жалобы.
Представитель ОАО "ТЭСК" в лице Тамбовского отделения полагался на усмотрение суда.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения (гарантирующий поставщик) и ООО "Мясная лавка" (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 10.08.2009 N 2372, согласно пункту 1.2 которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать потребителю услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии путем заключения соответствующих договоров, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Согласно пункту 3.1.6 потребитель обязан обеспечивать за свой счет замену и поверку расчетных приборов учета электрической энергии, обеспечивать их сохранность и эксплуатацию. Сохранность прибора определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора и повреждения его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки.
На основании п. 4.1, п. 4.2, п. 4.8 договора учет электроэнергии, полученной потребителем, осуществляется средствами измерений, типы которых утверждены Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств и измерений и прошли поверку в органах Госстандарта Российской Федерации. Организация эксплуатации расчетного учета электроэнергии осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и Правил функционирования розничных рынков. Перечень приборов коммерческого учета по точкам поставки электроэнергии потребителю и электрическая характеристика токоприемников потребителя оформляются в договоре. Согласно Приложению N 3 к договору в качестве прибора учета на опоре 10 кВ Горельской Ф N 6 ТП N 0558/100 кВа на объекте магазин, расположенный по адресу: Тамбовский район, с. Татаново, ул. Советская, 23, установлен коммерческий электросчетчик Меркурий 230 АМ-03 N 00225757.
Между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2009 N 1204/09, согласно условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, с которыми исполнитель должен заключить договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя.
15.10.2012 при проведении проверки состояния приборов учета электрической энергии потребителя, проведенной представителями филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" (сетевая организация), выявлен факт безучетного потребления электрической энергии ООО "Мясная лавка" и составлен акт о безучетном пользовании электроэнергией юридическими лицами N 6801566 от 15.10.2012.
В акте от 15.10.2012 зафиксировано нарушение в точке поставки, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Татаново, ул. Советская. Д.23 Д, а именно нарушены пломбы гос. поверки, отсутствует пломба на клемной крышке энергоснабжающей организации N 17, установленной 08.07.2009, отраженной в акте последней проверки от 08.07.2009.
30.10.2012 при проведении повторной проверки представителями филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" выявлен факт безучетного потребления электрической энергии ООО "Мясная лавка" и составлен акт о безучетном пользовании электроэнергией юридическими лицами N 6804139 от 30.10.2012.
В акте от 30.10.2012 зафиксировано нарушение в той же точке поставки - прибор учета электрической энергии отсутствует, не выполнено предписание, выданное 15.10.2012 согласно акту проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета косвенного включения потребителей от 15.10.2012 N 6807323.
На основании указанных актов объем безучетного потребления электроэнергии по акту N 6801566 от 15.10.2012 - 297082 кВт.ч., по акту N 6804139 от 30.10.2012 - 14256 кВт.ч). Задолженность по актам о безучетном пользовании рассчитана истцом за год, предыдущий проверке в размере 1235410,54 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 05.11.2013 N 130/1954 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, корректировочный счет-фактура от 30.11.2013 N Э-01-15470-К.
Поскольку задолженность ответчиком не погашена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд области правомерно исходил из следующего.
В соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьями 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке в спорный период регулировались Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения N442), "Правилами недискриминацион-ного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пунктам 145, 155 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на
всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета установлен, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с настоящим документом, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путем установки нового прибора учета в случае выхода из строя ранее установленного прибора учета.
Согласно пункту 167 Основных положений N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии (мощности), условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 173-175 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.
В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.
Сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энерго-снабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации ответ, содержащий: согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках) либо предложение об изменении состава планируемых к проверке обслуживаемых им точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень обслуживаемых им точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки; перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является: полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой,
энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;
полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки; выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.
Сетевая организация при получении указанного в пункте 173 настоящего документа заявления о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.
Форму внеплановой проверки приборов учета в этом случае выбирает сетевая организация исходя из описанных в заявлении причин, обусловивших ее проведение.
В случае если внеплановая проверка приборов учета проводится по заявлению потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), то сетевая организация обязана пригласить гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), обслуживающего этого потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) для участия в такой проверке.
Пунктом 176 Основных положений N 442 установлено, что результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
Требования к оформлению акта по итогам проверки прибора учета установлены пунктом 176 Основных положений N 442. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Таким образом, Основными положениями N 442 закреплено, что факт проведения проверки прибора учета, а также результат такой проверки, должны оформляться соответствующим актом.
По результатам проведения проверки прибора учета 15.10.2012 представителями филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" составлен акт о безучетном пользовании электроэнергией юридическими лицами N 6801566 от 15.10.2012.
В акте от 15.10.2012 зафиксировано нарушение ООО "Мясная лавка" в точке поставки, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Татаново, ул. Советская. Д.23 Д, а именно нарушены пломбы гос. поверки, отсутствует пломба на клемной крышке энергоснабжающей организации N 17, установленной 08.07.2009, отраженной в акте последней проверки от 08.07.2009. Согласно акту ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" от 08.07.2009 произведена установка и опломбирование прибора учета пломбой ЭТСО 17.
30.10.2012 при проведении повторной проверки представителями филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" выявлен факт безучетного потребления электрической энергии ООО "Мясная лавка" и составлен акт о безучетном пользовании электроэнергией юридическими лицами N 6804139 от 30.10.2012. В акте от 30.10.2012 зафиксировано нарушение в той же точке поставки - прибор учета электрической энергии отсутствует, не выполнено предписание, выданное 15.10.2012 согласно акту проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета косвенного включения потребителей от 15.10.2012 N6807323.
Согласно представленному третьим лицом в материалы дела акту от 15.10.2012 N 6807323 проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета косвенного включения потребителей (л.д. 147-148) в отношении потребителя ООО "Мясная лавка" произведена плановая проверка прибора учета, согласно указанному акту п. 5.6 установлено нарушение поверки прибора учета и п. 7.1 нарушена пломба на крышке зажимов.
Согласно указанному акту на основании безучетного акта N 6801566 от 15.10.2012 прибор учета снят, упакован в пакет, пакет опломбирован пломбами N68060771, скотч-лентой N56896483, 56896484, 56896485 для проведения экспертизы, прибор оставлен представителю потребителя.
Согласно заключению акта от 15.10.2012 N 6807323 прибор учета Меркурий 230 АМ-03 N 00225757 к коммерческим расчетам за потребляемую электроэнергию не пригоден по причине п. 5.6: пломба N 348552, установленная на клемной крышке прибора учета не соответствует пломбе, установленной при последней проверке, указанной в акте от 08.07.2009, согласно предписанию необходимо произвести установку прибора учета и замену в срок до 23.10.2012.
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбы-товая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Ответчик отрицает, что при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии присутствовал представитель потребителя.
Из акта от 15.10.2012 N 6807323 следует, что проверка являлась плановой, однако доказательств соблюдения указанного порядка проведения плановых проверок истцом, третьим лицом не представлено.
Из устных пояснений третьего лица (протокол судебного заседания 06.06.2014 следует, что проведена внеплановая проверка), однако документов, подтверждающие основания для внеплановой проверки также в материалы не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В соответствии с показаниями свидетелей Первова А.В. руководителя ООО "Мясная лавка" о проведении проверки общество не извещалось, о демонтаже прибора учета информация не представлена.
В соответствии с показаниями свидетелей Горбачевой Т.Н., являвшейся на момент проверок главным бухгалтером ООО "Мясная лавка", о проведении проверки Горбачевой Т.Н. представителями третьего лица не сообщалось, доступ к прибору учета обеспечен в соответствии с п. 4.5 договора энергоснабжения, по мнению свидетеля, для снятия показаний расчетных приборов учета.
В соответствии с показаниями свидетелей Бирюкова В.С., инженера ОАО "МРСК Центра", проводившего проверку, Егорова Д.И., одного из двух незаинтересованных лиц, в присутствии которых составлены акты, Горбачева Т.Н. при проверках присутствовала, от подписи актов отказалась.
В силу положений статьи 65 АПК РФ обязанность по доказыванию надлежащего составления документа, подтверждающего факт неучтенного потребления ответчиком электроэнергии, лежит на истце.
Показания свидетеля Бирюкова В.С. относительно отказа представителя ООО "Мясная лавка" от подписания спорного акта арбитражный суд области оценил критически, поскольку они даны лицом, заинтересованными в исходе дела, и не подтверждены иными допустимыми доказательствами по делу.
Относительно того, присутствовала ли Горбачева Т.Н. при демонтаже прибора учета, Егоров Д.И. пояснить не смог. Егоров Д.И. пояснил, что в ООО "Мясная лавка" ездил один раз, далее на вопрос: "Сколько раз Вы ездили в ООО "Мясная лавка"? пояснить не смог.
Доказательств, подтверждающих факт извещения субъекта проверки о дате, времени и месте составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии, не представлено. Таким образом, фактически акты о неучтенном потреблении электроэнергии составлены проверяющими в одностороннем порядке. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Несоблюдение Основных положений N 442 обязанной стороной при составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии влечет за собой негативные последствия в виде квалификации такого документа в качестве недопустимого доказательства, полученного с нарушением закона.
Кроме того, в доказательство возражений относительно отраженных в актах нарушениях ответчиком представлен акт ФБУ "Тамбовский ЦСМ" от 26.11.2012, согласно которому счетчик электрической энергии типа Меркурий 230 АМ-03 N 00225757, принадлежащий ООО "Мясная лавка" представлен на внеочередную поверку упакованный в пакет и опломбирован лентой скотч "опечатано" и пломбой 68 060771 МРСК Центра Тамбовэнерго.
Согласно указанному акту указанное средство измерения внесено в Государственный реестр средств измерений РФ под N 25617-07, на корпусе имеются две пломбы с оттиском поверительного клейма государственной поверки - шифр организации проводившей поверку - "МА", две последние цифры применения поверительного клейма - "05", индивидуальный знак поверителя - "U". Дата предыдущей поверки 2005 г., межповерочный интервал 10 лет. Испытания проведены в соответствии с ГОСТ 8.584-77 "Счетчики статические активной электрической энергии переменного тока. Методы и средства поверки" (л.д. 98).
Согласно ст. 87.1 АПК РФ в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора, арбитражный суд может привлекать специалиста.
С учетом мнения сторон определением арбитражного суда от 11.03.2014 в порядке ст. 55.1 АПК РФ к участию в деле в качестве специалистов для дачи консультации привлечены представители ФБУ "Тамбовский ЦСМ".
В заседание суда специалисты Григорьева Елена Викторовна (доверенность N 35 от 03.04.2014) и Бозюкова Валентина Александровна (доверенность N 29 от 24.03.2014) дали разъяснения по вопросу наличия и сохранности пломбы счетчика электрической энергии типа Меркурий 230 АМ-03 N 00225757, результаты испытания которого отражены в акте от 26.11.2012, согласно которому пломбы государственной поверки на счетчике не нарушены, пломбы на клемной крышке счетчика нарушаются при его демонтаже, допустимая погрешность прибора при неравномерной нагрузке превышает нормированное количество (установлено 0,72%-0,77%, норма 0,6%), в связи с чем прибор не пригоден к использованию по причине того, что при неравномерной нагрузке прибор учитывает электрическую энергию в большем количестве. Также, как пояснили специалисты, для установления нарушения пломб гос. поверки необходимы специальные познания.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В силу пунктов 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16, 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государствен-ными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.
Согласно акту акт ФБУ "Тамбовский ЦСМ" от 26.11.2012 и разъяснениям специалистов следов вмешательства в работу приборов учета не установлено. При этом невозможность использования электросчетчика связана лишь с превышающей норму погрешностью при неравномерной нагрузке.
Основания, по которым составлен акт о безучетном потреблении не являются достаточными для признания потребления безучетным, в связи с недоказанностью того, каким образом производилось искажение данных о фактическом объеме потребления.
На основании изложенного, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 1235410,54 руб. заявлено истцом необоснованно и не подлежит удовлетворению.
Доводу третьего лица об отсутствии полномочий ФБУ "Тамбовский ЦСМ" относительно определения целостности пломб, несущих на себе оттиск клейм государственной поверки, судом области дана надлежащая оценка.
Остальные доводы апелляционной жалобы также не опровергают правильности выводов судов первой инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.06.2014 по делу N А64-150/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-150/2014
Истец: ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения
Ответчик: ООО "Мясная Лавка"
Третье лицо: ОАО "МРСК Центра", ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК - "Тамбовэнерго", Управление Федеральной Миграционной службы по Тамбовской области, Фбу "тамбовский Цсм"