г. Пермь |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А60-18216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя (закрытое акционерное общество "Комбинат пищевой "Хороший вкус") (ОГРН 1026604934641, ИНН 6604011366): не явились;
от заинтересованного лица (Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области) (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2014 года
по делу N А60-18216/2014,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Комбинат пищевой "Хороший вкус" (далее - ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - Управление, административный орган) от 17.04.2014 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 04.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о доказанности состава административного правонарушения. По мнению апеллянта, выплата работникам - нерезидентам наличных денежных средств в виде заработной платы является валютной операцией, поэтому подлежит применению единый порядок совершения валютных операций, предусмотренный ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Несоблюдение установленного порядка, при наличии возможности соблюдать требования валютного законодательства, влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, возражения на жалобу изложены в отзыве, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" проведена проверка, в рамках которой у общества запрошена информация об открытых предприятием работникам-нерезидентам счетах для перечисления заработной платы.
При рассмотрении представленных обществом документов установлено, что общество 09.10.2013 осуществило выплату наличных денежных средств через кассу предприятия работникам-нерезидентам (Абдумаликову А.А., Абдурахимову Г.Х., Абдурахимовой М.А., Акрамовой М.Р., Дадабаеву М.А., Жахбарову У.А., Кахорову У.А., Кахорову К.С., Киличову З.Д., Кулдошову К.Н., Мамажонову У.С., Назарбекову С.К.,Назарову А.Х., Эрназарову У.А., Эрназарову Х.А.) на общую сумму 101 000 рублей.
По факту выявленного правонарушения в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" составлен протокол об административном правонарушении от 01.04.2014 (л.д. 24-27), по результатам рассмотрения которого 17.04.2014 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 750 рублей (л.д. 18-23).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции указал на отсутствие состава правонарушения в действиях общества.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2).
В силу ст. 3 Закона о валютном регулировании одним из основных принципов валютного регулирования и валютного контроля является исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
В соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Частью 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании предусмотрены исключения, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, к числу которых выплата юридическим лицом - резидентом заработной платы физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты, не предусмотрена, в связи с чем юридическое лицо - резидент, в силу положений части 2 статьи 14 названного Закона, должно производить такие операции через банковские счета в уполномоченных банках.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона о валютном регулировании, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента.
На основании ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность и возможность работодателя открывать счета в уполномоченном банке для перечисления заработной платы нерезидентам.
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о валютном регулировании все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В случае, когда работники-нерезиденты не заявили о своем согласии перечислить заработную плату на счет в уполномоченном банке, надлежащее исполнение работодателем предусмотренной трудовым законодательством обязанности по выплате заработной платы иностранным работникам-нерезидентам наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Изложенное выше согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.01.2014 N ВАС-19914/13.
Как следует из материалов дела, трудовыми договорами, заключенными с указанными выше физическими лицами - нерезидентами, не предусмотрено перечисление заработной платы на счет в банке. Доказательств, подтверждающих волеизъявление работников получать заработную плату через счет в банке, в материалы дела не представлено.
Руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что выплата обществом его работникам-нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества о признании незаконным оспариваемого постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, однако оснований для переоценки апелляционный суд не находит.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2014 года по делу N А60-18216/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18216/2014
Истец: ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области