г. Москва |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А41-22689/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Евролот+" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2014 года, принятое судьей Обарчуком А.А., по делу N А41-22689/14 по заявлению ООО "Евролот+" к ИФНС России по г. Ступино Московской области об оспаривании предписания, третье лицо: ООО "Государственные лотереи "Победа",
при участии в заседании:
от заявителя - Саврасов А.В. по доверенности от 30.05.2014;
от инспекции - Краснова Т.Н. по доверенности N 03-13/0256 от 06.09.2013;
от третьего лица - Алексеев В.И. по доверенности от 21.07.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евролот+" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Ступино Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным предписания от 19.03.2014 об устранении в установленный срок организацией нарушений, повлекших за собой выдачу предписания.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ООО "Государственные лотереи "Победа".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2014 года по делу N А41-22689/14 заявленные ООО "Евролот+" требования удовлетворены частично: предписание от 19.03.2014 об устранении в установленный срок организацией нарушений, повлекших за собой выдачу предписания, признано незаконным и отменено в части требования устранить нарушения пункта 3 статьи 6.1, пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и раздела 16 Условий всероссийской государственной бестиражной лотереи "ВГБЛ 11 "Победа"; в удовлетворении требований в остальной части отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Евролот+", в которой заявитель просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований в части признания незаконными пункта 6 и пункта 8 предписания, заявленные требования в указанной части удовлетворить.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, требования в данной части удовлетворить.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность судебного акта проверяются в обжалуемой части.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ее удовлетворении в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 N 964-р принято решение о проведении 4-х тиражных всероссийских государственных лотерей "Победа" и 12-и бестиражных всероссийских государственных лотерей "Победа", организатором которых выступает Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).
В соответствии с протоколом Единой центральной комиссии Спецстроя России от 16.05.2011 N 017300004011000021-2 ООО "Темпы роста" (правопредшественник - ООО "Государственные лотереи "Победа") признано победителем открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по проведению 4-х тиражных всероссийских государственных лотерей "Победа" и 12-и бестиражных всероссийских государственных лотерей "Победа" в обычном режиме, право на участие в которых связано с внесением платы.
По результатам конкурса заключен Государственный контракт от 30.05.2011 N 12.28ЛТ/ФУ 30.05.2011.
Приказом Спецстроя России от 10.06.2011 N 232 утверждены Условия проведения всероссийских 4-х тиражных государственных лотерей и 12-и бестиражных государственных лотерей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" указанные лотереи включены в Единый государственный реестр лотерей и им присвоены следующие государственные регистрационные номера.
В период с 24.02.2014 по 19.03.2014 сотрудниками налогового органа в отношении общества, являющегося распространителем лотерейных билетов всероссийской государственной бестиражной лотереи "ВГБЛ 11 "Победа", на основании распоряжения от 19.02.2014 N 1 проведена внеплановая выездная проверка по месту нахождения обособленного подразделения: Московская область, г. Ступино, ул. Тургенева, д. 15/24, пом.7.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 1 статьи 3, пункта 3 статьи 6.1, статьи 12 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях), раздела 16 Условий всероссийской государственной бестиражной лотереи "ВГБЛ 11 "Победа" (далее - Условия лотереи), что отражено в Акте проверки органом государственного надзора юридического лица от 19.03.2014 N 1.
Предписанием об устранении в установленный срок организации нарушений, повлекших за собой выдачу предписания от 19.03.2014 обществу указано на необходимость в срок до 16 апреля 2014 года устранить выявленные нарушения, которые заключались в следующем:
- при проведении лотереи ВГБЛ 11 "Победа" участнику не выдается лотерейный билет, вся информация подается только в электронном виде, т.е. не соблюдаются пункт 1 статьи 3, статья 12 Закона о лотереях;
- оборудование, по принципу управления схоже с игровыми автоматами, в частности, система расположения кнопок на клавиатуре идентична расположению кнопок на игровом автомате, оборудование имеет купюроприемник и при проведении лотереи на экране оборудования демонстрируются пиктограммы, схожие с пиктограммами игровых автоматов, что нарушает пункт 3 статьи 6.1 Закона о лотереях;
- при нажатии кнопки "Режим" во время розыгрыша "лотерейного билета" (определения выигрыша) на мониторе оборудования демонстрируются мультипликационные заставки, которые не содержат игровых окон билета, и сегментов, в игровых окнах которых под защитным слоем скрыты числовые значения, определяющие выигрыш участника или его отсутствие, как это предусмотрено разделом 16 Условий лотереи.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 21 Закона о лотереях федеральный государственный надзор за проведением лотерей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" уполномоченным федеральным органом является Федеральная налоговая служба, в том числе, в части осуществления контроля за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей, и проверки соблюдения требований к лотерейному оборудованию.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 5 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением всероссийских лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения всероссийских лотерей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.01.2013 N 4н, должностные лица ФНС России, Управлений, Инспекций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю, а также выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом ИФНС России по г. Ступино Московской области в пределах предоставленных ему полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за проведением всероссийских лотерей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными пункта 6 и пункта 8 предписания, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Евролот+" при продаже лотерейных билетов нарушает статью 12 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", т.к. не выдает участнику лотерейный билет в электронном виде.
Статья 12 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" устанавливает требования к лотерейному билету и к электронному лотерейному билету.
Лотерейный билет должен содержать следующие обязательные реквизиты: номер и дата распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении лотереи; наименование оператора лотереи и номер его контактного телефона; наименование лотереи; номер лотерейного билета; наименование организатора лотереи; выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи); цена лотерейного билета или цена единичной ставки (стоимость минимальной лотерейной комбинации); дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной лотереи); информация о месте и сроках получения выигрышей.
Электронный лотерейный билет должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование оператора лотереи; номер электронного лотерейного билета; наименование организатора лотереи; цена лотерейного билета или цена одной лотерейной ставки (лотерейных ставок).
На основании указанных положений суд первой инстанции пришел к выводу, что участнику лотереи должен быть выдан электронный лотерейный билет, содержащий вышеуказанные реквизиты.
Указанный вывод суда первой инстанции апелляционный суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" устанавливает, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом".
Согласно пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" лотерейная ставка - цена одной оплаченной лотерейной комбинации. Прием лотерейной ставки (лотерейных ставок) подтверждается выдачей участнику лотереи лотерейного билета, лотерейной квитанции, направлением участнику лотереи информационного сообщения о приеме лотерейной ставки (лотерейных ставок) и регистрации электронного лотерейного билета.
Из указанных понятий следует, что договор на участие в лотерее оформляется выдачей лотерейного билета и лотерейной квитанции либо оформляется электронным лотерейным билетом, т.е. законодатель указывает, что такая форма заключения договора как - электронный лотерейный билет не выдается.
В пункте 15 статьи 2 Закона о лотереях указывается, что электронный лотерейный билет должен быть зарегистрирован, о чем участнику должно быть отправлено сообщение. Факт регистрации электронного лотерейного билета установлен материалами проверки и не оспаривался в суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 8.8. Условий лотереи участник лотереи перед началом участия в лотерее бесплатно получает идентификационную магнитную карту для учета приобретенных лотерейных билетов, результатов вскрытия лотерейных билетов, наличия и размера выигрыша.
После этого, ознакомившись с офертой, где указано, что участник лотереи соглашается на участие в лотерее с использованием торгового терминала для вскрытия лотерейного билета, и акцептовав ее участник может своими конклюдентными действиями приобрести лотерейный билет. Именно конклюдентные действия участника лотереи инициируют оформление договора на участие в лотерее между оператором лотереи и участником лотереи лотерейным билетом в электронной форме (электронным лотерейным билетом). Момент открытия (демонстрации) лотерейного билета на экране торгового терминала является моментом оформления договора на участие в лотерее. На экране торгового терминала демонстрируется лотерейный билет в электронной форме, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к нему в статье 12 Закона о лотереях. На нем присутствует номер лотерейного билета, наименование оператора лотереи, наименование организатора лотереи, цена лотерейного билета.
Следовательно, при участии в лотерее права участника лотереи, связанные с выдачей лотерейного билета не нарушаются, т.к. договор на участие в лотерее обусловлен оформлением лотерейного билета в электронной форме (электронного лотерейного билета).
Факт появления электронного лотерейного билета на экране торгового терминала является сообщением участнику лотереи о том, что его лотерейная ставка зарегистрирована и ему разрешается начать розыгрыш электронного лотерейного билета.
Указание суда на то, что при регистрации участнику лотереи должно быть выслано информационное сообщение на электронную почту или на телефонный номер, является необоснованным.
Как указано в пункте 5.2 статьи 2 Закона о лотереях, электронный лотерейный билет - электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Процедура идентификации участника лотереи осуществляется в момент выдачи ему в соответствии с пунктом 8.8 Условий лотереи электронной карты, позволяющей вести учет всех действий участника лотереи по покупке лотерейных билетов и результатов их розыгрыша. Пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ устанавливает, что в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
В соответствии с этой нормой идентифицированный участник лотереи, которому присвоен номер идентификационной карты обменивается электронными сообщениями с оператором лотереи - ООО "Государственные лотереи "Победа", в частности акцептует соглашение на участие в лотерее, покупку электронного лотерейного билета и т.д.
Соответственно, когда оператор лотереи отправляет на торговый терминал электронный лотерейный билет это и является сообщением участнику о том, что его ставка принята и ему разрешено провести розыгрыш лотерейного билета.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ информация отправляется конкретному участнику, которому присвоена карта с конкретным идентификационным номером.
В ходе всего розыгрыша права участника защищаются оператором лотереи - ООО "Государственные лотереи "Победа" - в соответствии с Законом о лотереях и Условиями лотереи.
Защита прав происходит с использованием идентификационных магнитных карт и программ контроля за процессом продаж лотерейных билетов бестиражных лотерей "Победа".
Торговые терминалы соединены с лотерейным локальным сервером, на котором установлено Программное обеспечение "АСПЛ. "Победа". Локальный торговый сервер", сертификат соответствия 12.0001.1118. Исключительные права на данное программное обеспечение принадлежит ООО "Государственные лотереи "Победа" на основании договора.
Таким образом, данное программное обеспечение производит сбор информации по каждому проданному лотерейному билету, номер магнитной карты, которая разыграла данный лотерейный билет, номер терминала, на котором произошло вскрытие лотерейного билета. Магнитная карта участника лотереи, в т.ч. в целях защиты прав участника лотереи, позволяет оператору контролировать действия участника лотереи, связанные с розыгрышем призового фонда лотереи.
Соответственно, информация об участии в лотерее, в том числе, о купленных участником лотереи с помощью данной идентификационной карты лотерейных билетах, выигрышах аккумулируется Программным обеспечением "АСПЛ. "Победа". Локальный торговый сервер".
В случае, если произойдет сбой используемых торговых терминалов, то вся информация по розыгрышам лотерейных билетов останется на локальном лотерейном сервере оператора лотереи.
При возникновении спора о наличии или размере выигрыша ООО "Государственные лотереи "Победа" может проверить информацию по номеру идентификационной карты участника.
Следовательно, вывод о том, что в ходе проведения ВГБЛ 11 "Победа" нарушаются права участников лотереи не основаны на материалах дела.
ООО "Евролот+", как распространитель лотереи, не нарушает права участников лотереи, т.к. весь комплекс мер по соблюдению прав участника и их защите контролируется ООО "Государственные лотереи "Победа".
Кроме того, суд отмечает, что выданное именно ООО "Евролот+", как распространителю лотереи, предписание в оспариваемой части является неисполнимым, поскольку вышеуказанный порядок организации бестиражной лотереи предусмотрен Условиями проведения лотереи, к разработке, утверждению которых заявитель не имеет отношение.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований в части признания незаконными пункта 6 и пункта 8 предписания, заявленные требования в указанной части апелляционный суд находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.06.2014 по делу N А41-22689/14 отменить в обжалуемой части в части отказа в удовлетворении требований.
Признать незаконным и отменить Предписание об устранении в установленный срок организацией нарушений, повлекших за собой выдачу предписания от 19.03.2014 в части п. 6 и п. 8 предписания ИФНС России по г. Ступино Московской области.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22689/2014
Истец: ООО "Евролот+"
Ответчик: ИФНС по городу Ступино
Третье лицо: ООО "Государственные лотереи "Победа", Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ступино Московской области