город Ростов-на-Дону |
|
09 сентября 2014 г. |
дело N А32-38168/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Штерхун Е.Э.
при участии:
от истца Лаптева О.О. по доверенности от 15.10.11 г.
от ответчика не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще
от третьих лиц: не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.05.2014 по делу N А32-38168/2013
по иску индивидуального предпринимателя Сердюкова Владимира Ивановича (ОГРН 308231009100021)
к ответчику Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар
о понуждении к заключению договора,
принятое в составе судьи Левченко О.С.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сердюков В.И. (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - ответчик, администрация) о понуждении администрации заключить договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2267 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0123013:61, для эксплуатации торгово-складской базы по ул. Российской, 780/1 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (уточненные исковые требования).
Требования мотивированы неверным определением выкупной цены спорного земельного участка (цена должна определяться на момент обращения предпринимателя с заявлением, а не на момент исполнения судебного акта).
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил суд изложить пункты 2.1, 2.2 договора купли-продажи в следующей редакции:
"2.1 Стоимость участка составляет 371 943, 57 рублей."
"2.2 Вследствие того, что Покупатель приобретает участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ и заявление на выкуп участка подано Покупателем в адрес Продавца 01.07.2010, цена его выкупа определена на основании статьи 10 Закона Краснодарского края N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции от 03.03.2010) и пункта 2 решения Городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (в редакции от 24.03.2010)".).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечён Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Администрацию муниципального образования город Краснодар заключить договор купли-продажи земельного участка с ИП Сердюковым Владимиром Ивановичем, на указанных условиях.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы. В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 23:43:0123013:61 и в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 23:43:0123013:32 имеются разночтения в допустимой погрешности в площади земельного участка, следовательно, земельные участки не идентичны.
Оспариваемое решение повлечет нарушение прав администрации МО г.Краснодар, а также населения города Краснодар, поскольку в результате уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет не поступят значительные денежные средства, что повлияет на наполняемость бюджета.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Сердюков В.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик не обеспечил явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенный арбитражным судом о дате и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Сердюкову В.И. на праве собственности принадлежат следующие недвижимости, расположенные в г. Краснодаре по ул.Российской, 780/1:
- склад-магазин, площадью 65,1 кв. м, литера А;
- склад, площадью 226,9 кв. м, литера Б;
- склад - нежилое помещение N 1 первого этажа, площадью 71,2 кв. м, литера В.
Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.09.2007, 10.09.2008.
Земельный участок под указанными строениями был предоставлен в аренду предыдущему собственнику объектов недвижимости - ТОО "Краснодарское лесоторговое предприятие N 2" по договору от 03.06.1996 N 700.
Постановлением администрации от 03.02.2010 N 449 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на землях населенных пунктов площадью 2267 кв.м., в том числе земельного участка площадью 263 кв.м., расположенного за красной линией застройки (территория общего пользования), и земельного участка площадью 84 кв.м., расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций, для эксплуатации торгово-складской базы по ул.Российской, 780/1 в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара.
Земельный участок площадью 2267кв.м., с кадастровым номером 23:43:0123013:32, находящийся по ул. Российской, 780/1, в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара, поставлен на государственный кадастровый учет 19 мая 2010 года с разрешенным использованием - для эксплуатации торгово-складской базы (кадастровый паспорт земельного участка от 25.05.2010).
1 июля 2010 года предприниматель через муниципальное учреждение "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеназванного участка.
15 июля 2010 года администрация письмом N 9164/11 отказала предпринимателю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка (площадью 2267 кв.м.), ввиду расположения его части (площадью 263кв.м.) за красной линией застройки, разъяснила заявителю возможность использования участка на праве аренды сроком до 49 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2011 по делу N А32-28878/2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 и постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2012, признан незаконным отказ администрации от 15.07.2010 N 9164/11 в предоставлении земельного участка предпринимателю в собственность, администрация обязана предоставить испрашиваемый участок Сердюкову В.И. в собственность за плату в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
20 февраля 2012 года истец обратился в администрацию через многофункциональный центр с заявлением об исполнении решения суда.
В письме от 29.03.2012 администрация отказала предпринимателю в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредставлением полного пакета документов (не представлен обновленный кадастровый паспорт земельного участка с новой кадастровой стоимостью).
В период с 02.05.2012 по 18.10.2012 в ходе проведения исполнительных действий решение суда администрацией также не исполнено.
24 октября 2012 года администрация уведомила предпринимателя об издании постановления от 18.10.2012 N 9412 "Об исполнении решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2011" и предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 2267 кв. м для эксплуатации торгово-складской базы по ул. Российская, 780/1 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Согласно пункту 3.1 постановления администрации от 18.10.2012 N 9412 выкупная стоимость спорного земельного участка составляет 1 269 071,85 руб. в соответствии с расчетом от 24.09.2012.
Не согласившись с выкупной стоимостью испрашиваемого земельного участка, предприниматель 17.09.2013 направил администрации проект договора купли-продажи, в соответствии с которым, выкупная цена земельного участка составляет 371943,57 руб. Расчет выкупной стоимости произведен предпринимателем по состоянию на 01.07.2010 с применением действующих на тот момент положений статьи 10 Закона Краснодарского края N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции от 03.03.2010) и пункта 2 решения Городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (в редакции от 24.03.2010)".
К проекту договора предприниматель приложил платежное поручение от 20.08.2012 N 13, подтверждающее перечисление денежных средств в счет оплаты земельного участка.
Ввиду наличия между сторонами разногласий в части цены выкупа участка, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Как верно указал суд первой инстанции, возникший между сторонами при заключении договора купли-продажи спорного земельного участка спор сводится к определению того, какая кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для расчета выкупной цены, а именно: кадастровая стоимость земельного участка, действовавшая на момента обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка, или кадастровая стоимость, существовавшая на момент заключения договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 555 ГК РФ цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием.
Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 Земельного кодекса РФ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом указанных положений норм действующего законодательства выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, истец надлежащим образом обратился за выкупом земельного участка в июле 2010 года, что не оспаривается администрацией. Данное заявление подано в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ с приложением всех необходимых документов. Следовательно, выкупная цена земельного участка должна быть определена соответствии с законодательством, действующим на момент подачи указанного заявления.
При этом, суд первой инстанции пришел к верному выводам об отсутствии вины истца в не заключении договора; что цена выкупа земельного участка подлежит определению исходя из норм права, действующих на момент подачи заявления о выкупе.
На дату обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка (01.07.2010) действовал Закон Краснодарского края N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в ред. от 03.03.2010), статья 10 которого предусматривала при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ, а также Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, применение в городе Краснодаре семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пунктом 2 решения Городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (в редакции от 24.03.2010) ставка земельного налога установлена в размере 0,277% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 25.05.2010 N 2343/12/10-399634 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 7 898 568 руб. 05 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен 3484,15 руб./кв. м.
Таким образом, выкупная цена испрашиваемого земельного участка составляет: 3484,15 х 0,277% х 17 х 2267 = 371 943 руб. 57 коп.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 2267 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0123013:32 снят с кадастрового учета 02.12.2013 как временно учтенный и повторно (25.02.2014) поставлен на кадастровый учет с присвоением нового кадастрового номера 23:43:0123013:61, в связи с чем, судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований в части кадастрового номера земельного участка.
Довод апеллянта о том, что в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 23:43:0123013:61 и в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 23:43:0123013:32 имеются разночтения в допустимой погрешности в площади земельного участка, следовательно, земельные участки не идентичны, апелляционным судом отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый номер земельного участка является одной из уникальных характеристик объекта, но не единственной.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0123013:61 имеет такие же уникальные характеристики, как и снятый с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:43:0123013:32, а именно: тот же самый адрес: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Российская, 780/1, такую же площадь 2267 кв.м., и конфигурацию границ (координаты и длинны сторон), что подтверждается тем, что основанием постановки на кадастровый учет стало то же самое Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 03.02.2010 года N 449, утвердившее схему расположение земельного участка на кадастровом плане территории от 12.05.2009 года.
Как указал предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу, расчет допустимой погрешности в площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0123013:61, поставленным на кадастровый учет в 2014 году, производился кадастровым инженером на основании Приказа Минэкономразвития России от 17.08.2012 года N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек земельного участка. Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 08.11.2013 N ОГ-Д23-158387 "О подготовке межевого плана земельного участка", установление определенной формулы для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) Законом о кадастре не предусмотрено, для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) могут применяться различные формулы.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0123013:61 идентичен земельному участку 23:43:0123013:32, а различие в размере допустимой погрешности в площади земельного участка обусловлено тем, что применялись разные формулы для подсчета.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что на момент вынесения решения суда кадастровая стоимость земельного участка уже определена по состоянию на 01.01.2011 года, а также, что в результате уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в местный бюджет не поступят значительные денежные средства, подлежат отклонению ввиду следующего.
Предметом рассмотрения настоящего спора в арбитражном суде не был размер кадастровой стоимости. Причиной возникновения спора стала дата, на которую должна быть рассчитана выкупная стоимость земельного участка.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ. Истец надлежащим образом обратился за выкупом земельного участка в июле 2010 года, что не оспаривается администрацией. Данное заявление подано в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ с приложением всех необходимых документов. Следовательно, выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи указанного заявления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2014 по делу N А32-38168/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38168/2013
Истец: Сердюков В. И., Сердюков Владимир Иванович
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар