г. Самара |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А55-29147/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В., с участием: от истца - представитель Радаева Л.В., доверенность от 15.05.2014, от ответчика - представитель Виноградова В.А., доверенность от 01.01.2014, от ОАО "МРСК Волги" - представитель Резник О.С., доверенность 04.04.2014, N Д/14 -196, от иных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2014 по делу N А55-29147/2013 (судья Дегтярев Д.А.) по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара, (ОГРН 1026300956131, ИНН 6315222985) к открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт", г. Москва, (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218), третьи лица: Открытое акционерное общество "МРСК Волги", Открытое акционерное общество "Оборонэнерго", Открытое акционерное общество "РЖД"; Общество с ограниченной ответственностью "Энерго"; Открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч", о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (далее - ответчик) суммы задолженности за принятую в июле-сентябре 2013 года электрическую энергию в размере 5 073 755 руб. 92 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 72 188 руб. 12 коп. за период с 12.09.13г. по 10.12.13г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица открытого акционерного общества "МРСК Волги" позицию по апелляционной жалобе полагал на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дает право суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к дополнению к апелляционной жалобе, в связи с отсутствием предусмотренных частью 2 статьи 268 АПК РФ оснований для приобщения дополнительных доказательств к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 15 марта 2010 года между ОАО "Самараэнерго" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (покупатель) с протоколом разногласий подписан договор энергоснабжения N 0030э в редакции дополнительных соглашений.
Предметом договора является поставка "гарантирующим поставщиком" "покупателю" электрической энергии, последний принял обязательство по оплате потребленной энергии.
В период с июля по сентябрь 2013 года истцом ответчику поставлена электрическая энергия, объем поставленной энергии подтверждается актами снятия показаний приборов учета за спорный период (том 1 л.д.70-75).
В письме от 05.12.13 (том 1 л.д.148,149) ответчик указал, что договор энергоснабжения N 0030э от 15.03.2010 действовал в спорном периоде.
Истцом ответчику на оплату выставлены платежные требования от 12.08.13 N 008213, от 10.09.13 N 012366, от 10.10.13 N 015359 (том 1 л.д. 65-69), счета-фактуры на общую сумму 5 073 755 руб. 92 коп.
Обязательство по оплате потребленной в спорном периоде электрической энергии в ответчиком не исполнено в полном объеме.
В дополнениях к отзыву ( том 1 л.д. 164-167) ответчик указал, что по данным ОАО "Оборонэнергосбыт" размер задолженности составляет не 5 073 755 руб. 92 коп., а 4 289 086 рублей 7 копеек.
В материалах дела не имеется и сторонами в материалы дела не представлены доказательства погашения задолженности, предъявленной ко взысканию.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком денежного обязательства истец на основании ст.395 ГК РФ начислил проценты в заявленном размере согласно расчету, исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых, которая действовала на день обращения с иском в арбитражный суд, день вынесения решения.
Согласно расчету (том 1 л.д.58) размер процентов с 12.09.13г. по 10.12.13г. составил 72 188 руб. 12 коп.
В соответствии с пунктом 70 Основных положений, утвержденных Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" покупатели (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил) оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца;
фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период меньше договорного объема, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 04.06.2012).
На основании пункта 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Оплату потребленной энергии (мощности) "покупатель" должен был произвести до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Контррасчет процентов в материалы дела ответчик не представил.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самараэнерго" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Самарской области. Зоной деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Самараэнерго" являются административные границы Самарской области за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков, действующих на территории Самарской области, а также границ балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, расположенным на территории Самарской области, в рамках которых гарантирующим поставщиком является ОАО "Оборонэнергосбыт".
В соответствии с пунктом 198 Основных положений N 442, ОАО "Оборонэнергосбыт" также является гарантирующим поставщиком электрической энергии, как энергосбытовая организация, определенная актом Правительства РФ в целях снабжения электрической энергией находящихся в и Министерства обороны РФ организаций и осуществляющая энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически соединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящихся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Статусом гарантирующего поставщика на территории Самарской области ОАО "Оборонэнергосбыт" наделен Приказом Министерства Энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.10.2011 г. N 24 в соответствии с которым границами зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Самарской области определены границы балансовой принадлежности всех электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям (сетевым организациям, хозяйствующим субъектам), находящихся в ведении Министерства Обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в административных границах Самарской области.
Согласно абз.11 пункта 2 правил N 1179 до 01.01.2015 гарантирующие поставщики определяют и применяют предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении энергосбытовых организаций, которые не осуществляют покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергии находящихся в ведении Минобороны РФ организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционером обществе "Оборонсервис", без учета своей сбытовой надбавки.
Норма абзаца 11 пункта 2 Правил N 1179 была изменена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442. Согласно данному абзацу в новой редакции, предельные уровни нерегулируемых цен без учета сбытовой надбавки применяются в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве ГП и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у ГП - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Минобороны РФ организациям и иным потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Минобороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа N 1359.
Применение нерегулируемых цен без сбытовой надбавки поставлено в зависимость от такого признака как технологическое присоединение всех точек поставки ответчика (и относящихся к объектам Минобороны РФ и других потребителей) к сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании, находящимся в ведении Минобороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа N 1359.
Такой сетевой организацией является общество "Оборонэнерго".
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчик, не являясь гарантирующим поставщиком по отношению к потребителям, энергоустановки которых технологически присоединены к сетям другой сетевой организации, не имеет право применять при расчетах с ними свою сбытовую надбавку, как гарантирующий поставщик, при этом начисление стоимости потребленной электрической энергии данными потребителями должно производиться с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика - ОАО "Самараэнерго".
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делам N А45-5732/2013, А45-10238/2013, А55-21133/2013, А55-781/2013, А40-27376/2013.
Вопрос с уровнями напряжения возникает по точкам присоединения потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" к сетям ОАО "Оборонэнерго".
Договор энергоснабжения N 0030э (как и договоры N 2455э, N 3040э, N 8380э, N 1000э, N 2464э, N 0862э) заключены ОАО "Самараэнерго" с ОАО "Оборонэнергосбыт" 15.03.2010.
В момент заключения договоров энергопринимающие установки потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" были присоединены к электрооборудованию ОАО "28 электрическая сеть", которое в 2010 г. не являлось сетевой организацией.
ОАО "28 электрическая сеть" было включено Приказом ФСТ России N 410-Э от 27.08.2010 г. в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в разделе "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 77.1.33.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 27.12.20010г N 81 на 2011 г., на территории Самарской области определена котловая схема расчетов за услуги по передаче электрической энергии (мощности) (схема - котел "снизу")), установлены "единые котловые" тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям.
Эти факты установлены судебными актами, вступившими в законную силу по делу N А55-8233/2012 (период январь 2011 г.), в котором ОАО "Оборонэнергосбыт" участвовал в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
ОАО "Оборонэнерго", которое является правопреемником ОАО "28 ЭС", в силу п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее Правила N 861) стало сетевой организацией, участвующей в процессе передачи электрической энергии до потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" с 2011 г.
Доводы ответчика о том, что в договорах энергоснабжения установлены уровни расчетного напряжения, которые являются договорной величиной и не зависят уровня напряжения в точке присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям сетевой организации, со ссылкой на правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 16260/06 по делу N А40-85382/06-68-684, обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как в указанном деле спор между энергоснабжающей организацией и абонентом возник до введения котлового метода расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Тогда как в настоящем деле в спорном периоде в Самарской области действовали единые (котловые) тарифы (см. определение NВАС-3010/10 от 25.05.2010 г. по делу NА55-8895/2009).
Согласно п. 2 Основных положений, местом исполнения обязательств по поставке электрической энергии и (или) оказании услуг по передаче электрической энергии является точка поставки - это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии (внутри границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных правилами оптового рынка электрической энергии и мощности) либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с п. 6. Основных положений, в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии (далее - договор оказания услуг по передаче электрической энергии).
Пунктом 108(1) Основных положений предусмотрено, что предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком в одноставочном и двухставочном выражении исходя из следующих составляющих:
средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности), рассчитываемая и публикуемая коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с пунктом 111 Основных положений;
величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (далее - плата за регулируемые услуги), которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 111 (3) Основных положений
плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемую организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
Таким образом, ОАО "Оборонэнергосбыт" обязан оплачивать стоимость электрической энергии, включая стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии, в точках поставки, а именно в точках присоединения энергопринимающих устройств конечных потребителей к электросетям ОАО "Оборонэнерго", а не на границе раздела балансовой принадлежности электрооборудования двух смежных сетевых организаций, которые указаны в договорах энергоснабжения.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах, вступивших в законную силу по делу N А55-11843/2013 по иску ОАО "Самараэнерго" к ОАО "Оборонэнергосбыт" стоимости услуг по передаче электрической энергии, в связи с тем, что стоимость электроэнергии определяется в точках поставки, в данном случае по уровню НН.
ОАО "Оборонэнергосбыт" в адрес ОАО "Самараэнерго" было направлено письмо от 29.03.2013 г. N 01-07/1892, которым ОАО "Оборонэнергосбыт" сообщает, что расчеты производятся, по схеме согласованной им с ОАО "Оборонэнерго".
Схема определения объемов потребления ОАО "Оборонэнергосбыт" до появления сетевой организации, подведомственной Министерству обороны выглядела следующим образом:
Wп.оэс = Wвх- Wп.сэ.юр - Wп.сэ.физ - Wссо - Wп.оэ.сэ
где,
Wвх - объем электрической энергии определенный на границе балансовой принадлежности сетевой организации и потребителей, подведомственных Министерству обороны РФ. Если прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем электрической энергии определенный таким прибором учета подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Wп.сэ.юр - объем электрической энергии потребленный потребителями ОАО "Самараэнерго" юридическими лицами и физическими лицами, использующими электроэнергию для предпринимательской деятельности, определенный по показаниям приборов учета (расчетным способом, установленным законодательством РФ).
Wп.сэ.физ - объем электрической энергии потребленный потребителями ОАО "Самараэнерго" физическими лицами (гражданами-потребителями), использующими электроэнергию для обеспечения коммунально - бытовых нужд, определенный по показаниям приборов учета представленных гражданами, в том числе в платежных документах, расчетным способом, установленным законодательством РФ.
Wссо - объем электрической энергии переданный потребителями, подведомственными Министерству обороны РФ, в электрические сети смежных сетевых организаций, определенный по показаниям приборов учета (расчетным способом, установленным законодательством РФ).
Wп.оэ.сэ - объем электрической энергии потребляемой ОАО "Оборонэнерго" на компенсацию потерь, возникающих при передаче электрической энергии потребителям ОАО "Самараэнерго", определенный по нормативам Wп.оэ.сэ = ?нормWп.сэ (юр+физ).
При этом к объему потребления ОАО "Оборонэнергосбыт" (Wп.оэс) применен уровень расчетного напряжения определяемый на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевых организаций и потребителей, подведомственных Министерству обороны РФ, чаще всего ВН.
Уровень расчетного напряжения ВН (с 01.01.2012 для одноставочного тарифа - 0,732149 руб/кВт.ч.), в соответствии с нормативно-правовыми актами по определению стоимости услуг по передаче электрической энергии, соответствует более низкой цене электроэнергии, по сравнению с СН I, СН II. Наибольшая цена электроэнергии соответствует уровню расчетного напряжения НН (с 01.01.2012 для одноставочного тарифа - 2,808829 руб/кВт.ч.).
При этом по решению судов ОАО "Самараэнерго" оплатило ОАО "Оборонэнерго" услуги по передаче электрической энергии на объекты Министерства обороны РФ за 2012 год по уровню расчетного напряжения НН - по более высокой цене.
В этой связи, а также с согласием ОАО "Оборонэнергосбыт" на изменение схемы расчетов с 01.01.2013 (письмо от 29.03.2013 N 01-07/1892), ОАО "Самараэнерго" произведен перерасчет стоимости потребленной электроэнергии ОАО "Оборонэнергосбыт" за 2011-2012 годы.
Схема определения объемов потребления ОАО "Оборонэнергосбыт" с 01.01.2011 (после появления сетевой организации, подведомственной Министерству обороны) претерпела определенные изменения (появился на вычет объем потерь сетевой организации) и выглядела следующим образом:
Wп.оэс = Wвх - Wп.оэ - Wп.сэ.юр - Wп.сэ.физ - Wссо - Wпу.оэс
где,
Wвх - объем электрической энергии определенный по входу в сети сетевой организации ОАО "Оборонэнерго". Если прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем электрической энергии определенный таким прибором учета подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Wп.оэ - объем электрической энергии потребляемой ОАО "Оборонэнерго" на компенсацию потерь, определенный по нормативам Wп.оэ = ?нормWвх.
Wп.сэ.юр - объем электрической энергии потребленный потребителями ОАО "Самараэнерго" юридическими лицами и физическими лицами, использующими электроэнергию для предпринимательской деятельности, определенный по показаниям приборов учета (расчетным способом, установленным законодательством РФ).
Wп.сэ.физ - объем электрической энергии потребленный потребителями ОАО "Самараэнерго" физическими лицами (гражданами-потребителями), использующими электроэнергию для обеспечения коммунально - бытовых нужд, определенный по показаниям приборов учета представленных гражданами, в том числе в платежных документах, расчетным способом, установленным законодательством РФ.
Wссо - объем электрической энергии переданный ОАО "Оборонэнерго" в электрические сети смежных сетевых организаций, определенный по показаниям приборов учета (расчетным способом, установленным законодательством РФ).
Wпу.оэс - объем электрической энергии потребленный потребителями ОАО "Оборонэрегосбыт" определенный по показаниям приборов учета (расчетным способом, установленным законодательством РФ).
К объему потребления ОАО "Оборонэнергосбыт" (Wп.оэс) применен уровень расчетного напряжения определяемый на границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Оборонэнерго" и потребителей, подведомственных Министерству обороны РФ, чаще всего НН.
Данным перерасчетом определены разницы в стоимости отпущенной ОАО "Оборонэнергосбыт" электроэнергии, связанной в основном с изменением уровней расчетного напряжения
Из материалов дела усматриваются разногласия по выделению объемов потребления электрической сетевой организацией в целях компенсации потерь.
В соответствии с п. 6 Основных положений энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, за исключением случаев, указанных в пунктах 58 и 59 настоящего документа, покупают электрическую энергию (мощность) на оптовом или розничных рынках с использованием тех же точек поставки, в которых ими осуществляется продажа электрической энергии (мощности) на розничном рынке обслуживаемым потребителям (покупателям).
Согласно п. 59 Основных положений энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, которая на дату вступления в силу настоящего документа осуществляет продажу приобретенной ею у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства, до 1 июля 2013 г. вправе осуществлять продажу электрической энергии (мощности) такой сетевой организации, а также потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации, при условии наличия у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации заключенных с такой сетевой организацией, потребителями договоров, обеспечивающих продажу им электрической энергии (мощности).
Принимая во внимание то, что в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Оборонэнергосбыт", установленную Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.10.2011 N 24, вошли точки поставки электрической энергии сетевой организации ОАО "Оборонэнерго", т.е. ОАО "Оборонэнергосбыт" для сетевой организации ОАО "Оборонэнерго" является гарантирующим поставщиком, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, условия пункта 59 Основных положений распространяются на ОАО "Оборонэнергосбыт" и после 1 июля 2013 г.
Договор энергоснабжения либо купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемый энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, приобретающей электрическую энергию в отношении сетевой организации для компенсации потерь, с гарантирующим поставщиком, согласно п. 60 Основных положений, должен содержать следующие условия:
- определение объема электрической энергии (мощности), покупаемой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией у гарантирующего поставщика, как разницы между объемом электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства сетевой организации, которой энергосбытовая (энергоснабжающая) организация продает электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь в принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства, и объемом электрической энергии, поставленной иными продавцами электрической энергии в отношении присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации энергопринимающих устройств потребителей, а также объемом электрической энергии, отпущенной в объекты электросетевого хозяйства других сетевых организаций;
- оплата электрической энергии (мощности), покупаемой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией у гарантирующего поставщика, в соответствии с разделом V Основных положений.
Пунктом 96 раздела V Основных положений предусмотрено, что до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства РФ в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны РФ организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка.
Такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны РФ организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт" должно приобретать электрическую энергию у ОАО "Самараэнерго" на условиях, предусмотренных для энергосбытовых организаций, т.е. с выделением объемов потребления электрической энергии сетевой организации для компенсации потерь и объемов потребления электрической энергии потребителей, в чьих интересах заключается рассматриваемый договор.
Данная позиция ОАО "Самараэнерго" подтверждается порядком определения предельных уровней нерегулируемых цен гарантирующим поставщиком, приобретающим электрическую энергию (мощность) у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка, при проведении расчетов с потребителями своей зоны деятельности.
Пунктом 97 раздела V Основных положений предусмотрено, что в случае если гарантирующий поставщик, функционирующий на территории субъекта РФ, входящего в ценовую зону оптового рынка, приобретает электрическую энергию (мощность) у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка, функционирующих на территории того же субъекта РФ, то этот гарантирующий поставщик, покупающий электрическую энергию (мощность), определяет предельный уровень нерегулируемых цен для первой ценовой категории в соответствии с положениями настоящего раздела при условии применения вместо средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), рассчитываемой в соответствии с пунктом 88 "Основных положений", средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), покупаемую у указанных гарантирующих поставщиков, продающих электрическую энергию (мощность). Эта цена определяется как отношение следующих величин:
- разница между стоимостью покупки электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком, покупающим электрическую энергию (мощность), у указанных гарантирующих поставщиков, продающих электрическую энергию (мощность), за соответствующий расчетный период, и суммой стоимости объемов электрической энергии (мощности) тех потребителей гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность), к которым применяются вторая - шестая ценовые категории, рассчитанной исходя из нерегулируемых цен, определяемых гарантирующими поставщиками, продающими электрическую энергию (мощность), и стоимости объемов электрической энергии (мощности) населения и приравненных к нему категорий потребителей гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность);
- объемы электрической энергии (мощности) потребителей гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность), в отношении которых этим гарантирующим поставщиком применяется первая ценовая категория.
Предельный уровень нерегулируемых цен для остальных ценовых категорий этот гарантирующий поставщик, покупающий электрическую энергию (мощность), рассчитывает в соответствии с положениями настоящего раздела при условии применения нерегулируемых цен в рамках увеличенных на сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность), определяемых гарантирующими поставщиками, продающими электрическую энергию (мощность), предельных уровней нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий с учетом долей покупки у указанных гарантирующих поставщиков.
Ссылка ответчика на неподсудность дела Арбитражному суду Самарской области правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку настоящее дело было принято к производству определением суда от 26.12.13г. и согласно ч.1 ст.39 АПК РФ должно рассматриваться в Арбитражном суде Самарской области независимо от обстоятельств последующей ликвидации филиала, расположенного на территории Самарской области.
Принимая во внимание, что задолженность в размере 5 073 755 руб. 92 коп. подтверждена материалами дела, доказательств погашения задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 395 Гражданского кодекса РФ, правомерно взыскал с ответчика 5 073 755 руб. 92 коп. задолженности за принятую в июле-сентябре 2013 года электрическую энергию и 72 188 руб. 12 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.09.13 по 10.12.13.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2014 по делу N А55-29147/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29147/2013
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 января 2015 г. N Ф06-18886/13 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Ответчик: ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал
Третье лицо: КЭД-СП Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД", ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", ОАО "МРСК Волги", ОАО "Оборонэнерго", ООО "Энерго"