г. Чита |
|
9 сентября 2014 г. |
Дело N А19-18956/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Гречаниченко,
судей Э.П. Доржиева, А.В. Макарцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2014 года по делу N А19-18956/2013 по иску Муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 454 113 руб. 54 коп. (суд первой инстанции: судья Т.Б.Зарубина),
при участии в судебном заседании:
от истца МУП "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523, 664047, г. Иркутск, ул. Байкальская, 77): Шалуха И. П. - представитель (паспорт, доверенность N 05 от 27.01.2014 г.);
от ответчика министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9 стр. 1): не явился, извещен;
от третьих лиц Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, г. Иркутск, ул. Ленина, 14-1): не явился, извещен;
Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2): не явился, извещен;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (далее - истец, МУП "Ритуал") обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 1 454 113,54 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное образование города Иркутска в лице Администрации города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2014 года исковые требования удовлетворены. Кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 27 541,12 руб.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылается на то, что предъявленные к взысканию расходы на погребение подлежат оплате не за счет средств ответчика, а за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились. Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы представленного отзыва на апелляционную жалобу.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частями 3, 5 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика и третьих лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителя истца и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и на основании постановления мэра г. Иркутска от 01.02.1993 N 33/126 МУП "Ритуал" в период с ноября 2012 г. по октябрь 2013 г. осуществляло погребение тел умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
МУП "Ритуал" с ноября 2012 г. по октябрь 2013 г.: в 2012 году погребено 29 тел, в том числе: 22 тела в зимний период, 7 тел в летний период; за период с января по октябрь 2013 г. - 90 тел, в том числе: 40 - в зимний период, 50 - в летний период.
Невозмещение истцу расходов на погребение названных категорий граждан в общей сумме в сумме 1 454 113,54 руб. послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросах похоронного дела.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. В пункте 3 статьи 9 указанного закона установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
В материалы дела по запросу Министерства финансов Российской Федерации представлены сведения УМВД России по г. Иркутска, согласно которым трупы, в отношении которых заявлены требования о возмещении расходов (убытков) по погребению являются неопознанными (личность, которых не установлена).
Таким образом, МУП "Ритуал" не вправе отказывать в оказании услуг по погребению названной категории граждан в связи с отсутствием у предприятия необходимых средств, а также по другим основаниям.
Спорным в рамках настоящего дела явился вопрос о полномочиях по финансированию оказываемых услуг.
В пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок их возмещения.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших лиц, личность которых не установлена, и умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, из системного анализа указанных норм Конституции РФ и Закона о погребении о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, следует, что финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших (погибших), личность которых не установлена, должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Кроме того, согласно нормам статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета. Таким образом, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 г. N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ" ответственность за выполнение Федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Материалами дела не подтверждается и ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что в спорный период или на день принятия судом первой инстанции решения по делу из федерального бюджета в бюджет Иркутской области переданы средства на финансирование и возмещение расходов, связанных с реализацией Закона о погребении, понесенных истцом.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определениях от 13.02.2009 N 475/09, от 06.10.2010 NВАС-13070/10, от 25.02.2011 N ВАС-2051/11 по аналогичным спорам, поскольку государство финансово не обеспечило реализацию установленных федеральным законодательством обязанностей специализированных служб по вопросам похоронного дела, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Расчет требуемой истцом к взысканию суммы судом основан на установленных постановлениями Администрации г. Иркутска от 19.12.2011 N 031-06-2947/11, от 21.01.2013 N 031-06-113/13 фиксированных тарифах по погребению тел умерших, личность которых не установлена.
Представленный истцом расчет проверен апелляционным судом и признан правильным.
С учетом вышеизложенного, убытки истца в сумме 1 454 113,54 руб. обоснованно взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по изложенным основаниям как не влияющие на правильность выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2014 года по делу N А19-18956/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18956/2013
Истец: МУП "Ритуал" г. Иркутска
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, УФК по Иркутской области
Третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице Отдела контрольно-ревизионной работы и внутреннего финансового аудита, Муниципальное образование "город Иркутск" в лице Администрации г. Иркутска