г. Вологда |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А05-11537/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Пестеревой О.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" Волковой В.В. по доверенности от 04.12.2013, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области Типкова Р.В. по доверенности от 22.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года по делу N А05-11537/2013 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России (1027810323342; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (ОГРН 1022900517793; далее - учреждение, университет) с требованием о взыскании с ответчика 1 235 059 руб. 88 коп., в том числе 732 811 руб. 01 коп. задолженности по арендной плате по договору N 7 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Архангельской КЭЧ района на праве оперативного управления от 11.03.2005 за период с 01.07.2011 по 25.11.2011, 361 320 руб. 15 коп. пеней, начисленных за период с 11.07.2011 по 25.11.2011 и 140 928 руб. 72 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.11.2011 по 31.03.2014, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - территориальное управление, агентство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года с учреждения в пользу управления взыскано 1 235 059 руб. 88 коп., в том числе 732 811 руб. 01 коп. задолженности, 361 320 руб. 15 коп. пеней и 140 928 руб. 72 коп. процентов. Кроме того, с учреждения в доход федерального бюджета взыскано 25 350 руб. 59 коп. государственной пошлины.
Университет с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на ошибочность утверждения арбитражного суда о том, что управление является арендатором по договору N 7 в связи с закреплением здания штаба на праве оперативного управления за учреждением. Податель жалобы указывает на то, что арбитражным судом не принято во внимание дело N А05-2068/2008 имеющее преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, так как арендная плата уже уплачена путем проведения взаимозачета с агентством в рамках мирового соглашения, утвержденного судом.
Агентство с решением суда не согласилось и также обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что управление не вправе обращаться в судебные органы с иском, поскольку не осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении нежилых помещений, доходы от использования имущества подлежат перечислению в бюджет Российской Федерации, а не в доход федерального казенного учреждения. Апеллянт указывает на то, что управление и министерство обороны сторонами по договору аренды N 7 не являются. По мнению подателя жалобы, судом сделан неверный вывод о нарушении прав министерства обороны заключением мирового соглашения по делу N А05-2068/2008, поскольку оно утверждено судом и является действующим, в кассационной жалобе Министерства обороны о нарушении его прав данным соглашением отказано.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы учреждения, и агентства, просило решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Министерство обороны отзыва на апелляционные жалобы не представило.
В судебных заседаниях представители сторон и третьих лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Истец и министерство обороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает жалобы ответчика и агентства подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 11.03.2005 территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Архангельской области (арендодатель), действующего на основании положения, Государственное учреждение "Архангельская квартирно-эксплуатационная часть 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО Минобороны РФ" (владелец) и Государственное образовательное учреждение "Архангельский государственный технический университет" (арендатор) заключили договор N 7 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Архангельской КЭЧ района на права оперативного управления, согласно условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Архангельск, набережная Сев. Двины, 2, корпус 2 для использования под аудитории. Общая площадь сданных в аренду помещений 3015, 9 кв. м.
Помещения переданы по акту приема-передачи в аренду от 05.03.2005.
Согласно пункту 1.3 договора, он действует до 01.03.2010 и вступает в силу с моменты его государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в установленном законно порядке Управлением Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 04.05.2005, с регистрационным номером 29-29-01/016/2005-360.
Сторонами 01.07.2005 подписано дополнительное соглашение N 5 к договору от 11.03.2005 N 7, согласно пункту 1 которого, настоящий договор действует до 01.07.2015 и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Соглашение зарегистрировано в установленном законно порядке Управлением Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 11.04.2011.
Определением Арбитражного суда Архангельской области утверждено мировое соглашение от 01.06.2009 между агентством и университетом в рамках дела N А05-2068/2008 (далее - мировое соглашение).
Согласно пункту 4 соглашения в случае продления срока действия договора аренды от 11.03.2005 N 7 (то есть начиная с марта 2010 года) задолженность агентства перед университетом (за проведенный ремонт здания) на оставшуюся сумму 4 517 143 руб. 14 коп. погашается в следующем порядке: ежеквартально в размере арендных платежей, подлежащих уплате университетом в соответствии с условиями договора аренды от 11.03.2005 N 7, путем зачета встречного однородного требования. При этом обязательство университета по внесению арендных платежей по договору аренды от 11.03.2005 N 7 будет считаться исполненным с момента наступления срока его исполнения в соответствии с условиями договора аренды от 11.03.2005 N 7.
Определением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2014 производство по кассационной жалобе министерства, как лица не участвовавшего в деле, по поводу указанного мирового соглашения прекращено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом подведомственных ему государственных учреждений.
Согласно статье 4 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов" с 01.01.2010 Министерство обороны Российской Федерации является Главным администратором доходов федерального бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями МинОбороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны Российской Федерации" и на основании свидетельства о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица Архангельской КЭЦ 605 КЭО 6 Армии ВВС ПВО МО РФ реорганизовано путем присоединения к ФГУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р тип федерального государственного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации.
Так, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации является правопреемником Архангельской КЭЧ, то есть владельцем спорного помещения.
Изменений в договор аренды относительно арендодателя в связи с изменением органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом подведомственных ему государственных учреждений и Главного администратора доходов федерального бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями Министерства Обороны Российской Федерации не производилось.
Далее приказом Министра обороны Российской Федерации N 899 от 09.07.2010 прекращено право оперативного управления истца и приказано высвободить здание штаба. Во исполнение данного приказа распоряжением агентства от 23.08.2011 N 314-р спорное здание штаба было закреплено за учреждением на праве оперативного управления (т. 1, л. 34).
Акт о приеме передаче здания между истцом и ответчиком составлен 18.11.2011 (т. 3, л. 54).
Право оперативного управления спорным объектом недвижимости, находящейся в федеральной собственности, у истца прекращено, согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, 25.11.2011 (т. 2, л. 73).
Право оперативного управления зарегистрировано за университетом 21.12.2011 (т. 1, л. 86).
Уведомление о смене реквизитов получателя арендной платы направлено истцом в адрес ответчика 01.08.2011.
Первая претензия об уплате задолженности по арендной плате со ссылками на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 и приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 направлена истцом в адрес ответчика 30.11.2011.
Полагая, что ответчиком не исполнены обязательства по внесению арендной платы за период с 01.07.2011 по 25.11.2011 управление обратилось с иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, поскольку именно Министерство обороны Российской Федерации как главный администратор доходов бюджета имело право на получение платы от сданного в аренду федерального имущества, а владельцем имущества до 25.11.2011 являлся истец.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходя права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий юридических лиц.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пункту 3.1 договора аренды арендная плата рассчитывается в годовом начислении и уплачивается арендатором равными долями за каждый квартал вперед до 10 числа первого месяца каждого квартала в соответствии с расчетом.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы университета о том, что арендные отношения прекратились 23.08.2011, то есть с момента издания распоряжения агентства N 314-р о закреплении спорного здания штаба на праве оперативного управления за университетом, поскольку прекращение права оперативного управления владельца здания, то есть учреждения, зарегистрировано 25.11.2011.
Согласно части 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданский кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих права, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании вышеизложенного, зарегистрированное право оперативного управления прекращается с даты погашения записи в едином государственном реестре прав, то есть с 25.11.2011.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что арендная плата за период с 01.07.2011 по 25.11.2011 была внесена университетом в рамках мирового соглашения, обязательства по договору исполнены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 309 ГК РФ, поэтому повторное ее взыскание является неправомерным.
Вывод суда первой инстанции о том, что на момент заключения мирового соглашения по делу А05-2068/2008 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" N 1053, поэтому агентство не имело полномочий собственника в отношении имущества переданного по договору аренды от 11.03.2005 N 7, но заключило мировое соглашение, представляется необоснованным, поскольку определение Арбитражного суда Архангельской области об утверждении мирового соглашения от 01.06.2009 вступило в законную силу, на основании статьи 16 АПК РФ, обязательно к исполнению.
По этому же основанию не может быть принято во внимание уведомление истца в адрес ответчика о смене реквизитов получателя арендной платы от 01.08.2011. Кроме того, учреждением не представлено доказательств его фактического направления университету, при том, что ответчик отрицает факт его получения.
Факт взаимозачета в рамках мирового соглашения за период с июля по ноябрь 2011 года подтверждается письмами университета от 03.12.2012 N 01-2227 и агентства от 14.12.2012 N 10875 о подтверждении погашения задолженности по арендной плате по состоянию на 21.12.2011 в сумме 7 519 328 руб. 53 коп.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований истца следует отказать.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России в пользу университета подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. согласно платежного поручения N 6540.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года по делу N А05-11537/2013 отменить.
В удовлетворении требований федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России о взыскании с федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" 1 235 059 руб. 88 коп., в том числе 732 811 руб. 01 коп. задолженности, 361 320 руб. 15 коп. пени и 140 928 руб. 72 коп. процентов отказать.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России в пользу федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. согласно платежного поручения N 6540.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11537/2013
Истец: ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России
Ответчик: ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В.Ломоносова"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области