г. Москва |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А41-14941/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого партнерства "Берег Нары" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2014 года, принятое судьей Федуловой Л.В., по делу N А41-14941/14 по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Берег Нары" к Главному управлению государственного надзора Московской области об оспаривании решения государственного органа,
при участии в заседании:
от заявителя - Савчук И.Н. по доверенности N 3 от 07.03.2014;
от заинтересованного лица - Карасева Г.Д. по доверенности N 115-05/13 от 14.05.2013,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Берег Нары" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного надзора Московской области (далее также - Управление, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе ДНП "Берег Нары" в выдаче заключения о соответствии построенного ДНП "Берег Нары" объекта капитального строительства - распределительного газопровода высокого и среднего давления к 74-м жилым домам ДНП "Берег Нары", расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский муниципальный район, район д. Глазово - д. Глазово, - требованиям технических регламентов и проектной документации от 12.02.2014, утвержденное распоряжением первого заместителя начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 12.02.2014 N 190-9-2 "Об утверждении решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации";
- обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области выдать ДНП "Берег Нары" заключение о соответствии построенного ДНП "Берег Нары" объекта капитального строительства - распределительного газопровода высокого и среднего давления к 74-м жилым домам ДНП "Берег Нары", расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский муниципальный район, район д. Глазово - д. Глазово, - требованиям технических регламентов и проектной документации;
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2014 года по делу N А41-14941/14 в удовлетворении требований ДНП "Берег Нары" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ДНП "Берег Нары", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу представителем ДНП "Берег Нары" в соответствии со статьей 49 АПК РФ заявлено об отказе от заявленных требований в части обязания Главного управления государственного строительного надзора Московской области выдать заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства.
Представитель заинтересованного лица не возражал против удовлетворения ходатайства об отказе от требований в указанной части.
Учитывая, что истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (статья 49 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным принять отказ ДНП "Берег Нары" от заявленных требований в указанной части.
Полномочия председателя правления ДНП "Берег Нары", подписавшего заявление об отказе от исковых требований в указанной части, подтверждены протоколом общего собрания учредителей N 1 от 28.05.2008, имеющимся в материалах дела (л.д. 104).
Отказ заявителя от заявленных требований в указанной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в указанной части в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в оставшейся части отменить, исковые требования - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в оставшейся части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта в оставшейся части.
Как следует из материалов дела, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:32:0000000:569, 50:32:0020205:345 ДНП "Берег Нары" запланирован к возведению объект капитального строительства - распределительный газопровод высокого и среднего давления для обеспечения природным газом 74 жилых дома.
Для реализации строительства газопровода заявителем от ГУП газового хозяйства Московской области "Мособлгаз" были получены технические условия на газификацию N 1021-14/4 от 11.04.2011 на газификацию 74-х жилых строений ДНП "Берег Нары" вблизи д. Глазово Серпуховского района с разработкой схемы газоснабжения всего микрорайона застройки с общим расходом газа 308 куб.м/час (1-ый этап - 59 жилых строений), от источника газоснабжения - газопровод высокого давления Р-0,6 МПа D= 150 мм, проложенный к ГРПШ д. Глазово (л.д. 19).
На основании указанных технических условий, в 2011 году был разработан рабочий проект газоснабжения 74-х жилых строений ДНП "Берег Нары" вблизи д. Глазово Серпуховского района с разработкой схемы газоснабжения всего микрорайона застройки с общим расходом газа 308 куб.м/час (1-ый этап - 59 жилых строений) (л.д. 21-26).
Государственным автономным учреждением Московской области "Московская областная государственная экспертиза" 17.12.2012 было выдано положительное заключение государственной экспертизы N 50-1-4-1941-12 (далее - заключение) на объект капитального строительства - газопровод (л.д. 27-34).
Согласно заключению, проектируемый газопровод высокого давления прокладывается от места присоединения к газопроводу высокого давления Р=0,6 МПа D=150 мм, проложенного к ГРПШ д. Глазово, до проектируемого газорегуляторного пункта (МРП). От МРП газопровод среднего давления прокладывается вдоль улиц ДНП "Берег Нары" с установкой домовых газорегуляторных пунктов у каждого дома. Газопроводы пересекают автодорогу "Серпухов - Глазово - Кузьменки" и улицы ДНП.
Администрацией Серпуховского муниципального района ДНП "Берег Нары" 20.01.2013 было выдано разрешение N RU 50507000-003 на строительство газопровода (л.д. 36).
По заказу заявителя были выполнены работы по строительству части газопровода для газификации семи жилых домов из 74 запланированных, о чем составлены акты о приемке выполненных работ от 30.09.2013 N 1, от 31.10.2013 N 1 (л.д. 37-40).
Как следует из материалов дела, Отделом строительного надзора N 9 Управления по надзору за строительством объектов недвижимости Главгосстройнадзора Московской области была проведена проверка на соответствие построенного газопровода техническим регламентам и проектной документации, по результатам которой был составлен акт итоговой проверки соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации от 31.12.2013 N 398 (л.д. 43), со следующими замечаниями: не предоставлены исполнительные документы, согласно реестру (табл. 1, 2); не внесены изменения в проектную документацию по протяженности газопровода, установки ШРП ГК вместо МРП-1000; не произведено обозначение трассы (опознавательные столбики не подписаны).
Заявитель указывает, что ДНП "Берег нары" были устранены все выявленные недостатки, о чем уведомил заинтересованное лицо письмом от 23.01.2014 (л.д. 45).
По результатам внеплановой выездной проверки извещения об устранении нарушений требований технических регламентов и проектной документации Главгосстройнадзором Московской области 31.01.2014 был составлен акт проверки N 13 (л.д. 46) в соответствии с которым заявителем: предоставлены исполнительные документы, согласно реестру (табл. 1, 2); внесены изменения в проектную документацию по установке ШРП ГК вместо МРП-1000; произведено обозначение трассы (опознавательные столбики подписаны); не внесены изменения в проектную документацию по протяженности газопровода (уменьшение трассы среднего давления на 86 м); произведено подключение жилых домов NN 8,12, 16, 16а, 43, 67, 70 ДНП "Берег Нары" (пункт 3.2 положительного заключения ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" предусмотрена установка ДРП, бытовых котлов, и газовых плит в 74-х жилых домах ДНП "Берег Нары").
Заявитель 03.02.2014 уведомил Управление о несогласии с замечаниями по акту и дополнительно предоставил оригинал проектной документации по строительству распределительного газопровода высокого и среднего давления (л.д. 47).
Главгосстройнадзором Московской области 12.02.2014 было вынесено решение об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (л.д. 49).
Решение об отказе мотивировано тем, что на дату вынесения решения, не устранены следующие нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации:
1) строительство сетей газораспределения 74-х жилых домов ДНП "Берег Нары" производилось по проектной документации (шифр 55/11-С.11.НГ), имеющей положительное заключение ГАУ Московской области "Мособлгосэкспертиза" от 17.12.2012 N 50-1-4-1941-12, на основании выданных администрацией Серпуховского муниципального района разрешений на строительство N RU 50507000-011 от 21.01.2013 сроком до 19.07.2013 и N RU 50507000-003 от 20.01.2014 сроком до 31.12.2014.
Проектной документацией, имеющей положительное заключение экспертизы, предусмотрено строительство распределительного газопровода высокого и среднего давления 74-х жилых домов, для понижения давления газа со среднего Р-0,1 Мпа до низкого Р=5 кПа у каждого жилого дома устанавливаются домовые газорегуляторные пункты типа ДРП (положительное заключение ГАУ Московской области "Мособлгосэкспертиза" от 31.12.2012, N 13 от 31.01.2014, выявленных правонарушений в ходе проведения готовой проверки соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
Актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы принята газораспределительная система газоснабжения -ми капитальных жилых домов.
2) Не устранены в полном объеме замечания, отраженные в актах N 398 от 31.12.2012 г., N 13 от 31.01.2014 г., выявленных правонарушений в ходе проведения итоговой проверки соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
Заинтересованным лицом сделан вывод о том, что заявителем строительство сетей инженерного обеспечения не завершено, не представлены документы, подтверждающие факт строительства объекта в полном объеме в соответствии с утвержденной проектной документацией, имеющей положительное заключение экспертизы, в связи с чем заявителю было отказано в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства- распределительный газопровод высокого и среднего давления к 74-м жилым домам требованиям технических регламентов и проектной документации.
Считая, решение об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации незаконными и нарушающими права, ДНП "Берег нары" обратилось с заявлением в суд.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает требования ДНП "Берег нары" в части признания незаконным решения Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83) предусмотрено, что началу подаче ресурсов предшествует получение лицом, осуществившим строительство объекта капитального строительства, разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Проектная документация согласно положениям статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства, которая разрабатывается на основании инженерных изысканий и технических условий на подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с указанием максимальной нагрузки, необходимой для ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.
То есть в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными нормами федерального законодательства строительство объекта капитального строительства должно вестись исключительно в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, и заявитель согласно статье 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации несет ответственность за соответствие выполненных работ требованиям проектной документации.
В целях предупреждения и пресечения допущенных лицом, осуществляющим строительство, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе проектной документации, статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен государственный строительный надзор.
Согласно пунктам 3 и 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации.
Согласно пункту 7 Положения органом исполнительной власти Московской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора за строительством объектов капитального строительства на территории Московской области является Главгосстройнадзор Московской области.
Главгосстройнадзором Московской области 31.01.2014 была проведена внеплановая проверка извещения об устранении нарушений требований технических регламентов и проектной документации по строительству Газопровода, в соответствии с которой были выявлены отклонения выполненных работ от требований проектной документации, о чем был составлен акт (л.д. 46).
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объекта ведется не на основании технических условий, а на основании проектной документации, разработанной, в том числе на основании технических условий, предоставленных застройщиком, обязательными разделами проектной документации являются: пояснительная записка с исходными данными, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений.
Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, несет ответственность за соответствие выполненных работ требованиям проектной документации и обязано осуществлять строительный контроль на своем объекте. Кроме того, исполнение обязательств по выполнению технических условий организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, должно осуществляться в рамках возмездных договоров (л.д. 68), заключенных ими с заявителем, и заявитель, как заказчик оплаченных им услуг, не только может, но и обязан потребовать надлежащего исполнения указанных обязательств, в целях осуществления строительства в соответствии с проектом.
Довод заявителя о том, что построенный объект соответствует проектной документации не подтвержден материалами дела.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы (л.д. 28), проектируемый газопровод высокого давления прокладывается от места присоединения к газопроводу высокого давления Р=0,6 МПа D=150 мм, проложенного к ГРПШ д. Глазово, до проектируемого газорегуляторного пункта (МРП). От МРП газопровод среднего давления прокладывается вдоль улиц ДНП "Берег Нары" с установкой домовых газорегуляторных пунктов у каждого дома. Проект подготовлен на основании технических условий, согласно которым объектом газификации являются 74 жилых строения.
Как следует из оспариваемого решения и не оспаривается заявителем, актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы принята газораспределительная система газоснабжения 7-ми капитальных жилых домов ДНП "Берег Нары".
Поскольку заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявление о выдаче заключения о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации объекта капитального строительства- распределительный газопровод высокого и среднего давления к 74-м жилым домам, по факту им был построен распределительный газопровод только к 7-ми жилым домам, заинтересованным лицом обоснованно отказано в выдаче заключения о соответствии заявленного объекта капитального строительства проектной документации.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным решения Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
При этом суд отмечает, что в последующем при обращении заявителя с заявлением о выдаче заключения о соответствии фактически построенного объекта капитального строительства - распределительный газопровод высокого и среднего давления к 74-м жилым домам ДНП "Берег Нары" (1-й этап - 7 жилых домов), положительное заключение на фактически построенный объект было им получено.
Таким образом, заявитель при повторном обращении с заявлением о выдаче заключения о соответствии устранил нарушения, выявленные заинтересованным лицом при первоначальном отказе в выдаче заявлением.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения в указанной части, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьями 271, 49, 150, частью 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ДНП "Берег Нары" от требования об обязании ГУ государственного строительного надзора Московской области выдать заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства.
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2014 по делу N А41-14941/14 отменить в части разрешения указанного требования.
Производство по делу N А41-14941/14 в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2014 по делу N А41-14941/14 в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14941/2014
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Берег Нары"
Ответчик: Главное управление государственного строительного надзора Московской области
Третье лицо: Главное управление государственного строительного надзора Московской области