г. Саратов |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А06-2283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью Производственно-техническая фирма "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 июня 2014 года по делу N А06-2283/2014 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью производственно-техническая фирма "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича (г. Волгоград)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, 35/1б, ОГРН 1113017002020, ИНН 3025000015)
о признании незаконными действий налогового органа, связанные с невнесением в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО ПТФ "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича, об обязании совершить действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем ООО ПТФ "Морсвязьсервис" Гаффанова Флите Загитовича, как лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица
при участии в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области - представитель Бисенов А.Б., по доверенности N 02-16/08477 от 03.07.2014
без участия в судебном заседании представителей: конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью Производственно-техническая фирма "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича (почтовое уведомление N 93856 приобщено к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью Производственно-техническая фирма "Морсвязьсервис" Гаффанов Флит Загитович (далее Конкурсный управляющий ООО ТПФ "Морсвязьсервис" Гаффанов Ф.З., заявитель) обратился в арбитражный суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконными действий налогового органа, связанные с невнесением в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО ПТФ "Морсвязьсервис" Гаффанова Ф.З. и об обязании совершить действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем ООО "ПТФ "Морсвязьсервис" Гаффанове Ф.З., как лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 июня 2014 года по делу N А06-2283/2014 в удовлетворении требования конкурсного управляющего ООО ТПФ "Морсвязьсервис" Гаффанова Ф.З. отказано.
Не согласившись с принятым решением, конкурсный управляющий ООО ТПФ "Морсвязьсервис" Гаффанов Ф.З. обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью Производственно-техническая фирма "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.07.2010 по делу N А06-2185/2010 ООО ПТФ "Морсвязьсервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим ООО ПТФ "Морсвязьсервис" утвержден Солопов П.П.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 06.02.2014 по делу N А06-2185/2010 конкурсным управляющим ООО ПТФ "Морсвязьсервис" утвержден Гаффанов Флит Загитович, который 17.03.2014 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области с запросом о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица - ООО ПТФ "Морсвязьсервис" и получения выписки из ЕГРЮЛ с указанием его в качестве конкурсного управляющего должника.
Письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области от 25.03.2014 N 03-22/03726 конкурсный управляющий Гаффанов Флит Загитович был уведомлен со ссылкой на положения Закона о государственной регистрации о необходимости представить для государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, в соответствии с порядком, установленным указанным Законом, а именно о необходимости подачи заявления по форме Р14001.
Конкурсный управляющий Гаффанов Ф.З., полагая, что действия инспекции, связанные с невнесением в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО ПТФ "ПТФ "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права как конкурсного управляющего и права должника и кредиторов, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что ни Закон о государственной регистрации юридических лиц, ни Закон о банкротстве не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норма материального и процессуального права судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации юридических лиц.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
В силу подпункта "л" указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Если иное не установлено Законом о государственной регистрации юридических лиц юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 названной нормы).
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 названной нормы).
Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Законом о банкротстве.
В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд в порядке ст. 45 Закона о банкротстве утверждает нового конкурсного управляющего.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника (п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве).
Поскольку конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем (в том числе в связи с утверждением в деле о банкротстве нового конкурсного управляющего) в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - N Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.
В силу п. 1.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 названной нормы).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (п. 1.3 указанной нормы).
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений. Непредставление заявителем таких документов является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Иной порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), при введении в отношении юридического лица процедуры конкурсного производства ни Законом о банкротстве, ни Законом о государственной регистрации юридических лиц не предусмотрен.
Регистрирующий орган в письме от 25.03.2014 г. N 03-22/03726 правомерно указал на необходимость представления в целях государственной регистрации сведений о смене конкурсного управляющего ООО ПТФ "ПТФ "Морсвязьсервис" заявления по форме Р 14001, утвержденной уполномоченным органом в сфере регистрации, как это предусмотрено пунктом 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации.
При этом направление заявителем в адрес Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области копии определения суда об утверждении конкурсного управляющего основанием для осуществления регистрационных действий по внесению изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества-должника, не является.
Возможность совершения регистрирующим органом данных действий в отсутствие заявления по форме N Р14001 действующим законодательством не предусмотрена.
Оформление указанного заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Суд в данной части также отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ч. 1 ст. 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Исходя из ч. 2 указанной статьи Кодекса неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 06.02.2014 по делу N А06-2185/2010 конкурсным управляющим ООО ПТФ "ПТФ "Морсвязьсервис" утвержден Гаффанов Ф.З.
Данное определение (его резолютивная часть) не содержит указание суда на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего.
Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области в отсутствие судебного акта, указывающего на необходимость внесения в ЕГРЮЛ конкретных сведений, либо соответствующего заявления уполномоченного лица, к которым в силу п. 1.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц, относится конкурсный управляющий, не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению.
Следовательно, изложенные в письме регистрирующего органа от 25.03.2014 г. N 03-22/03726 разъяснения о необходимости представления заявления по форме Р14001 для внесения изменений в ЕГРЮЛ соответствуют Закону о государственной регистрации.
Как указано в п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве, он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы урегулированы Законом о государственной регистрации юридических лиц, который не содержит исключений относительно порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для предприятий, находящихся в процедуре банкротства.
Ссылка конкурсного управляющего на письмо Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц" подлежит отклонению, поскольку данное письмо в материалы дела не представлено, его нормативный характер не обоснован.
Ссылка заявителя на Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, неправомерна, поскольку указанный документ утратил силу. Оснований для применения судом данных разъяснений, в силу изложенного, не имелось.
Довод конкурсного управляющего о том, что Закон о банкротстве имеет приоритетного значения по отношению к положениям Закона о государственной регистрации юридических лиц является несостоятельным, поскольку данные законы регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не устанавливает порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ.
Принимая во внимание и учитывая, что положения ст. 9, 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц не содержат исключений для юридических лиц, в отношении которых открыто конкурсное производство, действия Инспекции, связанные с невнесением в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО ПТФ "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича, являются законными и обоснованными.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 июня 2014 года по делу N А06-2283/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью Производственно-техническая фирма "Морсвязьсервис" Гаффанова Флита Загитовича (г. Волгоград) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение Двенадцатым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2283/2014
Истец: Конкурсный управляющий ООО ПТФ "Морсвязьсервис" Ф. З. Гаффанов, Конкурсный управляющий ООО ПТФ "ПТФ "Морсвязьсервис" Гаффанов Флит Загитович
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области