г. Ессентуки |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А63-373/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У.,
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2014 по делу N А63-373/2014 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601455436, ИНН 2630020480)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь)
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Санаторий "Минеральные Воды-2", п. Новотерский,
ЗАО "Кавминводы", Минераловодский район, п. Новотерский,
о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 693,
о признании незаконным и отмене постановления от 14.02.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 786,
о признании недействительным решения от 29.08.2013 по делу N 49 в части установления доминирующего положения ООО "Кавмининтер" на товарном рынке и установления монопольно высокой цены,
о признании недействительным предписания от 29.08.2013 N 22,
о признании недействительным приказа от 02.10.2013 N 1075/26 о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Гритчин И.Н. по доверенности N 03/5810 от 22.05.2014;
от ООО "Кавмининтер" - директор Дельяниди К.В. и представитель Зайчиков М.А. по доверенности от 16.06.2014;
от ООО "Санаторий "Минеральные Воды-2" - директор Кайшев С.Н.;
от ЗАО "Кавминводы" - директор Лобач Н.И.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2014 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (далее - заявитель, общество "Кавмининтер") к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, УФАС по СК) об оспаривании решения от 29.08.2013 по делу N 49 о признании заявителя нарушившим антимонопольное законодательство, предписания от 29.08.2013 N 22 о прекращении нарушения, приказа от 02.10.2013 N 1075/26 о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % и постановлений от 13.12.2013 N693, от 14.02.2014 N786 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 и части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП, Кодекс). Судебный акт мотивирован тем, что управление доказало доминирующее положение общества "Кавмининтер" на рынке услуг по добыче и поставке минеральной воды и установление данным обществам монопольно высоких цен на оказываемые услуги по поставке минеральной воды на территории Ставропольского края, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неполное исследование судом всех обстоятельств по делу, несоответствие им выводов суда. По мнению заявителя, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен неверно, соответственно цена на поставку минеральной воды не является монопольно высокой. Считает, что управлением не доказан факт установления доминирующего положения и, соответственно, злоупотребления им путем установления монопольно высокой цены, кроме того заявитель не согласен с проведенным анализом в части определения продуктовых и географических границ товарного рынка, взаимозаменяемости товара.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
ЗАО "Кавминводы" (далее - общество "Кавминводы") привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, в отзыве поддержал требования апелляционной жалобы в полном объеме.
ООО "Санаторий "Минеральные Воды-2" (далее - общество "Санаторий "Минеральные Воды-2") привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители лиц участвующих в деле в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее соответственно.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по заявлению общества "Санаторий "Минеральные Воды-2" управлением проведена проверка деятельности общества "Кавмининтер" по установлению монопольно высоких цен на поставку минеральной воды.
Управлением 10.07.2013 в отношении общества "Кавмининтер" возбуждено дело N 49 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела, решением от 29.08.2013 N 49 общество "Кавмининтер" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в установлении, поддержании монопольно высокой цен на поставку минеральной воды.
Предписанием от 29.08.2013 N 22 управление обязало общество "Кавмининтер", произвести перерасчет стоимости поставки минеральной воды с учетом фактических затрат, связанных с добычей и реализацией потребителю обществу "Санаторий "Минеральные Воды-2" без учета затрат не связанных непосредственно с добычей минеральной воды.
Приказом управления от 02.10.2013 N 1075/26 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %" общество включено в указанный Реестр по коду ОКВЭД 41.00.1 (добыча и оптовая реализация минеральной воды гидрокарбонатно-сульфатной кальциево-натриевой, кремнистой) с долей на рынке соответствующего товара (услуг) на территории Ставропольского края более 50%, так как общество занимает доминирующее положение, на его деятельность распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением, установленный Законом о защите конкуренции.
На основании решения управлением в отношении общества "Кавмининтер" возбуждено административное производство по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в результате, которого вынесено постановление о наложении административного штрафа за нарушение, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке.
За неисполнение выданного управлением предписания общество "Кавмининтер" привлечено к административной ответственности по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отказывая в признании указанных ненормативных правовых актов недействительными, а постановлений незаконными, суд первой инстанции обоснованно указал на следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
При рассмотрении дела управлением проведен анализ рынка добычи и оптовой реализации минеральной воды в Ставропольском крае. Результаты проведенного анализа отражены в аналитическом отчете, приобщенном к материалам дела (т.4, л.д. 79-76 ).
По результатам проведенного анализа управлением установлено, что общество "Кавмининтер", является поставщиком минеральной воды Змейкинского месторождения, добываемой из скважины N 72 для двух покупателей - общество "Кавминводы" и общество "Санаторий "Минеральные Воды-2". Поставка осуществляется на основании заключенных договоров с приложением протоколов согласования цен. Минеральная вода Змейкинского месторождения, добытая из скважины N 72, не может быть заменена другой минеральной водой.
Поставка минеральной воды обществу "Санаторий "Минеральные Воды-2" осуществляется на основании договора поставки N 10/2013 от 13.03.2013. В соответствии с данным договором поставщик (общество "Кавмининтер") обязуется принять и оплатить минеральную воду скважины N 72 Змейкинского месторождения в количестве 2100 куб.м за 2013 год. Поставка минеральной воды производится согласно заявке заказчика, принятой поставщиком.
При этом после смены руководства санатория был заключен новый договор поставки минеральной воды N 23/2012 от 11.10.2012. Согласно новому договору и протоколу согласования цены на минеральную воду от 11.10.2012, стоимость воды составила 580 руб. за 1 куб.м в 2013 году, согласно протоколу согласования цены на минеральную воду от 13.03.2013 - 606 руб. за 1 куб. м.
Обществом "Санаторий "Минеральные Воды-2" был заключен с обществом "Кавмининтер" договор поставки минеральной воды N 23/2012. Пунктами 4.1 и 4.2 данного договора определено, что цена за 1 куб. м минеральной воды устанавливается в протоколе согласования цен, подписанном обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью договора. Поставщик оставляет за собой право, в связи с инфляцией и изменением условий добычи и доставки, изменить оптовую цену минеральной воды.
Общество"Санаторий "Минеральные Воды-2" в заявке на 2013 г. определило объем потребления за весь 2013 г. в размере 2100 куб.м, что в среднем составляет 175 куб.м в месяц.
Стоимость одного кубического метра минеральной воды обществу "Санаторий "Минеральные Воды-2" установлена на 2013 год в сумме 606,17 руб., как средняя фактическая цена реализации, сложившаяся по заводу ЗАО "Кавминводы" за 2012 год.
Комиссией установлено, что в период с 2002 г. по октябрь 2012 г. поставки минеральной воды в санаторий осуществлялись по ежегодно заключаемым договорам с ФГУП "Санаторий Минеральные Воды", в последующем ОАО "Санаторий Минеральные Воды". Содержание данных договоров, заключенных в 2002-2012 гг. аналогично договорам, заключенным с октября 2012 г. с обществом "Санаторий Минеральные Воды-2", в том числе по п.п. 4.1 и 4.2. Указанными пунктами договоров определено, что цена за 1 куб. м минеральной воды устанавливается в протоколе согласования цен, подписанном обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью договора. Поставщик оставляет за собой право, в связи с инфляцией и изменением условий добычи и доставки, изменить оптовую цену минеральной воды.
В то же время, согласно протоколам согласования цены на минеральную воду, стоимость за период 2002 г. - 2012 г. составляла 80,51 руб. за 1 куб. м, с НДС 59 руб. за 1 куб.м.
В стоимость всего объема поставляемой минеральной воды включены затраты по строительству минералопровода, прежде всего для основного покупателя общества "Кавминводы". Тем самым за 7 месяцев цена выросла с 95 до 606 руб. за 1 куб. м, т.е. на 537%.
Комиссией установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права и договору купли-продажи имущества от 02.04.2012 Пилавов В. Ф. является собственником Минералопровода с минералохранилищем по адресу (местоположению): Минераловодский район, поселок Новотерский, улица Бештаугорская, 3.
Между Пилавовым В. Ф. и обществом "Санаторий "Минеральные Воды-2" в лице генерального директора Кайшева С. Н. заключен договор аренды недвижимого имущества от 01.01.2013, частью которого является передача имущества: минералопровод с минералохранилищем. Общество "Санаторий "Минеральные Воды-2" предоставило также акт государственной приемной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25.09.1987, а именно минералохранилище с минералопроводом. Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности по минералопроводу для транспортировки минеральной воды от скважины N 72 Змейкинского месторождения до санатория "Минеральные Воды-2" от 13.04.2013, в эксплуатационной ответственности общества "Санаторий "Минеральные Воды-2" находится минералопровод от границы зоны горно-санитарной охраны скважины N 72 Змейкинского месторождения до резервуаров санатория "Минеральные Воды".
Начиная с 1987 года и по 2013 год, транспортировка минеральной воды Санаторию "Минеральные Воды" осуществлялась по минералопроводу, принадлежащему санаторию. Обществу "Кавмининтер" данный минералопровод не принадлежит. При этом по данному минералопроводу общество "Кавмининтер" осуществляет транспортировку минеральной воды не только санаторию, но и заводу по розливу минеральной воды - ЗАО "Кавминводы", согласно ежегодно заключавшимся договорам между ФГУП "Санаторий Минеральные Воды", в последующем ОАО "Санаторий Минеральные Воды" и ООО "Кавмининтер" с 1997 г. по 2012 г.
В 2013 году общество "Кавмининтер" построило новый минералопровод от скважины до завода по розливу минеральной воды - общество "Кавминводы". Новый минералопровод к санаторию не доведен, и поставка минеральной воды санаторию осуществляется по старому минералопроводу.
Согласно представленной обществом "Кавмининтер" калькуляции плановой стоимости 1 куб.м минеральной воды на 2013 год (Скважина 72) из расчета объема реализации 81 980 куб.м, в статьи затрат стоимости поставки минеральной воды входят: расходы на оплату труда; страховые взносы, соцстрах; административные расходы; транспортные расходы; налог на добычу полезных ископаемых; амортизационные отчисления; налог на имущество; рентабельность и НДС.
Из полученных документов, а также пояснений общества "Кавмининтер" следует, что амортизационные отчисления возросли в связи с планируемым вводом в эксплуатацию минералопровода стоимостью 10 млн. руб.
Тем самым установлено, что обществом "Кавмининтер" в затраты по добыче и поставке минеральной воды обществу "Санаторий Минеральные Воды-2" необоснованно включены затраты по новому минералопроводу, при том, что по нему минеральная вода в санаторий не транспортируется.
В представленной обществом "Кавмининтер" расшифровке ст. 6 Амортизации в калькуляции плановой стоимости 1 куб.м минеральной воды на 2013 год включены затраты: печь хлебопекарная, контейнер мучной, здание пекарни с. Греческое.
Таким образом, установлено, что общество "Кавмининтер" в затраты по добыче и поставке минеральной воды обществу "Санаторий Минеральные Воды-2" необоснованно включены затраты по хлебопекаренной деятельности, никак не связанной с добычей минеральной воды из скважины 72.
Представленные ООО "Кавмининтер" калькуляции плановой стоимости 1 куб. м минеральной воды (скважина 72) носят фактически условный характер, т.к. согласно представленным пояснениям общества "Кавмининтер", расчет ведется от фактической средней цены реализации до основного потребителя - общества "Кавминводы".
Между обществом "Кавмининтер" и обществом "Кавминводы" заключен договор поставки N 1/2013 от 09.01.2013. Протоколом согласования цен на минеральную воду скважины N 72 Змейкинского месторождения с 09.01.2013 утверждена цена 1 куб.м минеральной воды с учетом потребления минеральной воды за месяц (Приложение N 1 к договору N 1/2013 от 09.01.2013).
В соответствии с указанным протоколом установлена цена от 465,77 до 2607,80 руб. При этом минимальная стоимость - 465,77 руб. будет складываться при потреблении минеральной воды в объеме 9000 куб.м и более. При потреблении минеральной воды менее 1500 куб.м стоимость будет составлять 2607,80 руб.
Таким образом, общество "Кавмининтер" предоставляет обществу "Кавминводы" так называемую скидку, исходя из того, что последний является основным абонентом, учитывая, что общество "Кавминводы" является основным покупателем минеральной воды, объем поставки воды составляет от 2334 до 9393 куб. м.
Так, комиссия пришла к выводу о том, что в стоимость затрат на добычу и поставку минеральной воды общество "Кавмининтер" необоснованно включает те расходы, которые не связаны непосредственно с оказанием вышеуказанных работ, кроме того общество "Кавмининтер" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по добыче и оптовой реализации минеральной воды Змейкинского месторождения.
Доводы об отсутствии в действиях заявителей нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правомерно отклонены судом.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.
Из представленной калькуляции плановой стоимости 1 куб.м минеральной воды из скважины N 72 за периоды 2010-2013 гг. комиссией установлено, что структура затрат не изменялась.
При этом объем реализации минеральной воды составлял за указанный период 78 100 куб.м, 82 820 куб.м, 86 919 куб.м, 81 980 куб.м. Таким образом, при заявленном обществом "Кавмининтер" объеме реализации на 2013 год (81 980 куб.м) в меньшем объеме по сравнению с предыдущим годом (в 2012 г. - 86 919 куб.м), фактическая стоимость 1 куб.м минеральной воды изменилась в сторону увеличения, с 592,38 руб. до 606,17 руб.
Управлением был дополнительно направлен запрос в ОАО "Кавминкурортресурсы" в целях определения роста цен на минеральную воду. Установлено, что за период 2010 - 2013 гг. рост поставки минеральной воды по месторождениям Кисловодское, Ессентукское, Пятигорское, Железноводское как санаториям, так и прочим потребителям увеличился за указанные годы на 10%, 14%, 15% соответственно. При этом рост стоимости минеральной воды, поставляемой ОАО "Санаторий "Минеральные Воды-2", увеличился с 95 руб. за куб.м до 606, 17 руб. за куб.м, что составляет рост 537%.
Комиссией установлено, что согласно заключенным договорам на поставку минеральной воды, что в период с 2002 г. по октябрь 2012 г. цена за 1 куб.м стоимость поставки воды составляла 95 руб. с НДС. Тем самым стоимость 95 руб. за поставку 1 куб.м минеральной воды обеспечивала в течение достаточно длительного периода (2002-2010 гг.) рентабельность деятельности общества "Кавмининтер". В противном случае, обществом были бы предприняты меры по ее увеличению. Обществом "Кавмининтер" в ходе рассмотрения дела не подтвержден факт убыточности от реализации минеральной воды для нужд санатория.
В договорах поставки минеральной воды скважины N 72 Змейкинского месторождения в п. 4.2 предусмотрено право поставщика (ООО "Кавмининтер"), в связи с инфляцией и изменением условий добычи и доставки, изменить оптовую цену минеральной воды. В ходе рассмотрения дела установлено, что рост инфляции в 2012 и 2013 гг. составлял 6% (что в любом случае меньше 537%), изменений условий добычи и доставки минеральной воды для санатория в 2012 и 2013 годах не установлено.
Судом установлено, что доставка минеральной воды осуществлялась и осуществляется по минералопроводу, принадлежащему санаторию, а не обществу "Кавмининтер", в расчет затрат включены затраты, не связанные с добычей минеральной воды для общества "Санаторий Минеральные Воды".
Начиная с 11 октября 2012 г., такая стоимость увеличилась до 580 руб. с НДС, в период с 13.03.2013 - 606,17 руб. с НДС. При этом комиссией установлено, что стоимость действительно сложилась путем повышения ранее установленной цены товара. Расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными; состав продавцов и покупателей товара также остался неизменным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, не претерпели существенных изменений и не могли привести к столь значительным изменениям цены услуги по поставке минеральной воды.
Суд установил, что комиссия обоснованно пришла к выводу, что действия по повышению стоимости поставки минеральной воды с 95 руб. за куб.м до 580 руб. за куб.м. и в последующим до 606,17 руб. за куб.м, отвечают критериям монопольно высокой цены, установленной п.1 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Доказательств о наличии объективных причин для повышения стоимости поставки минеральной воды санаторию на рассмотрение дела со стороны общества "Кавмининтер" представлено не было.
Таким образом, общество "Кавмининтер", являясь субъектом антимонопольного реагирования, допустило нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции, за что обществу на основании статей 23 и 50 указанного Закона о защите конкуренции выдано предписание.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" решение комиссии антимонопольного органа вступает в законную силу с момента изготовления его в полном объеме. В данном случае с 29.08.2013.
Как следует из материалов дела, общество "Кавмининтер" получило решение и предписание 06.09.2013. Окончательный срок исполнения 27.09.2013. Общество "Кавмининтер" 25.09.2013 проинформировало управление об исполнении предписания, которое, как было установлено, согласно вышеизложенным доводам, не исполнено полностью.
Согласно части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Однако заявление общества "Кавмининтер" в арбитражный суд об обжаловании решения по делу N 49 и предписания N 22 от 29.08.2013 было подано только 25.11.2013, то есть после истечения срока (27.09.2013) исполнения предписания N 22.
Соответственно в установленный срок предписание исполнено не было, за что статьей 51 Закона о защите конкуренции установлена административная ответственность по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Поскольку в силу статьи 51 Закона о защите конкуренции неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства, то в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ установившей срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства один год со дня совершения административного правонарушения, срок давности привлечения общества "Кавмининтер" к административной ответственности не истек.
Таким образом, общество "Кавмининтер" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства своим решением по делу N 49 признала, что общество "Кавмининтер" нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены товара.
Решение комиссии Ставропольского УФАС России по делу N 49, оглашенное 16.08.2013 и изготовленное в полном объеме 29.08.2013, вступило в законную силу.
Суд правомерно пришел к выводу, что в действиях общества "Кавмининтер" имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 данного Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Санкция части 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает размер административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей, примененного в соответствии с приложением к ст. 14.31 КоАП РФ.
Следовательно, размер штрафа определяется как сумма минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, что равно 650 000 руб.
В силу пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Согласно пунктам 8 и 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере, более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила N 896).
В силу пункта 1 Правил N 896 Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - хозяйствующий субъект).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 896 доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона N 135-ФЗ. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр (пункт 8, подпункт "а" пункта 13 Правил N 896). В пункте 16 Правил N 896 установлено, что решение о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр оформляются приказом антимонопольного органа.
Определение границ рынка (продуктовых, географических) и расчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом, производится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок). Согласно пункту 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых и географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; оставление аналитического отчета. В соответствии с пунктом 11.1 Порядка по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа.
При проверке доводов и возражений сторон судом первой инстанции установлено, что предусмотренные пунктом 1.3 Порядка этапы анализа конкуренции на соответствующем товарном рынке антимонопольным органом соблюдены - продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по добыче и оптовой реализации минеральной воды; географические границы товарного рынка определены антимонопольным органом на основании предусмотренного пунктом 4.5 Порядка; определены хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке услуг по добыче и оптовой реализации минеральной воды в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка; произведен расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; по результатам оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке доля общества "Кавмининтер" составила более 50%.
Довод общества "Кавмининтер" о том, что антимонопольным органом не изучен рынок по предоставлению услуг по добыче и оптовой реализации минеральной воды отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела, из которых следует, что управлением были направлены типовые запросы о предоставлении информации (приложение N 2 к Методическим рекомендациям).
В результате опроса продавцов на данном рынке, было установлено, что в рассматриваемый период времени единственной организацией оказывающей услуги по добыче и оптовой реализации минеральной воды из скважины N 72 являлось общество "Кавмининтер".
Таким образом, определение управлением в аналитическом отчете от 12.08.2013 товарного рынка, в котором осуществляет экономическую деятельность заявитель по делу, как услуги по добыче и оптовой реализации минеральной воды в Ставропольском крае, не противоречит перечисленным нормативным правовым актам и материалам дела.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ лицо, участвующее в деле обязано доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений); по делам об оспаривании ненормативных правовых актов обязанность доказывания соответствия указанного акта закону возлагается на орган, принявший этот акт.
Толкование названных правовых норм во взаимосвязи приводит к заключению о том, что бремя доказывания по делам об оспаривании ненормативных правовых актов распределено следующим образом: заявитель доказывает свои возражения в отношении законности оспариваемого акта; государственный орган доказывает обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта.
Доводы заявителя основаны на предположениях и догадках и не подтверждены какими-либо объективными доказательствами, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии оснований для принятия управлением оспариваемого приказа.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит основания для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку отсутствует предусмотренная частью 2 статьи 201 АПК РФ совокупность признаков недействительности решения управления: несоответствие закону и нарушение прав заявителя.
Апелляционная жалоба оплачена государственной пошлиной в размере 3000 рублей, при том, что в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ надлежало уплатить 1000 рублей. Излишне уплаченные подателем апелляционной жалобы 2000 рублей подлежат возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2014 по делу N А63-373/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (ОГРН 1022601455436, ИНН 2630020480) из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-373/2014
Истец: ООО "Кавмининтер"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ЗАО "Кавминводы", ООО "Санаторий "Минеральные Воды-2", Управление Федеральной антимонопольной службы по СК