г. Чита |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А19-14167/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2014 года по делу N А19-14167/2013 по заявлению Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум" о признании незаконным п. 1 решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска N 048 004 13 0000206 от 02.07.2013 г. в части привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в размере 53 989 руб. 44 коп. (суд первой инстанции - О.П.Сураева),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум" (ОГРН 1023801428991, ИНН 3827013587, адрес: г. Иркутск, ул. Ярославского, 211, далее - учреждение, техникум, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323, далее - Управление Пенсионного фонда, пенсионный фонд) о признании незаконным пункта 1 решения от 02 июля 2013 года N 048 004 13 00000206 в части привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страхования в размере 53 989 руб. 44 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным п. 1 решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска N 048 004 13 0000206 от 02.07.2013 г. в части привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в виде штрафа в размере 53989 руб. 44 коп., как несоответствующий Федеральному закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
В обосновании суд первой инстанции указал, что Информации о том, что ОГБОУ СПО "Иркутский аграрный техникум" не представил сведения или представил недостоверные сведения, не имеется. В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2014 года по делу N А19-14167/2013 отменить полностью. Принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что компенсация за лечение и возмещение стоимости путевок на санаторно курортное лечение не направлены на возмещение расходов, понесенных работниками в связи с выполнением ими трудовых функций, они носят стимулирующий характер и являются дополнительным вознаграждением в натуральной форме. Данные выплаты не могут рассматриваться в качестве компенсационных выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, поэтому доначисление страховых взносов по результатам выездной проверки является правомерным. Кроме того, пенсионный фонд полагает, что не должен платить государственную пошлину.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 10.07.2014, 01.08.2014.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2014 года в составе суда произведена замена судьи Ткаченко Э.В. на судью Басаева Д.В.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Пенсионный фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1023801428991, что подтверждается основными сведениями по состоянию на 29.09.2013 (т.1 л.д.18-21).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета плательщиком страховых взносов - Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум", за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2011 года.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" при определении базы для исчисления страховых взносов на 2010 и 2011 годы не включены выплаты, произведенные в пользу работников за лечение и возмещение стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, а также не приняты к зачету расходы, произведенные учреждением с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Результаты проверки отражены в акте от 27 мая 2013 года N 048 004 13 АВ 0000471 (т.1 л.д.25-41, далее - акт проверки).
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 02 июля 2013 года N 048 004 13 00000206 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании(т.1 л.д.42-46, далее - решение).
Данным решением учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 58 252 руб. 41 коп.
Полагая указанное решение несоответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, техникум обратился в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным заявлением о признании его незаконным в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 53 989 руб. 44 коп.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного условия заявление удовлетворению не подлежит.
Основанием для привлечения учреждения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, согласно решению Управления Пенсионного фонда в оспариваемой части, послужили выводы о занижении базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в связи с невключением в объект обложения страховыми взносами и неотражением в РСВ-1 выплат, произведенных в пользу работников за лечение и возмещение стоимости путевок на санаторно-курортное лечение.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Учреждение в проверяемый период являлось плательщиком, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статьей 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), потому что не предусмотрены трудовыми договорами. К таким выплатам относятся выплаты, произведенные в пользу работников за лечение и возмещение стоимости путевок на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что рассматриваемые выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. При этом он правильно учел правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 17744/12.
Как правильно указывает суд первой инстанции, установленные обстоятельства являлись предметом судебного разбирательства по делу N А19-14166/2013 по заявлению ОГБОУ СПО "Иркутский аграрный техникум" о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 02 июля 2013 года N 048 004 13 РВ 0000206 в части, до вступления в законную силу окончательного судебного акта которого производство по настоящему делу было приостановлено. Решением Арбитражного суда от 21 ноября 2013 года по делу N А19-14166/2013, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2013 года, требования техникума в оспариваемой части удовлетворены.
Кроме того, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 17744/12, суд первой инстанции правильно посчитал, что оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от N 27-ФЗ, в рассматриваемом случае у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Как правильно указывает суд первой инстанции, информации о том, что ОГБОУ СПО "Иркутский аграрный техникум" не представил эти сведения или представил недостоверные сведения, не имеется. В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что решение Управления Пенсионного фонда от 02 июля 2013 года N 048 004 13 00000206 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на неправильном толковании указанных норм.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с пенсионного фонда необоснованно была взыскана государственная пошлина, отклоняются, поскольку с него были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины, которые понес заявитель, а норм, освобождающих от несения судебных расходов, понесенных выигравшей стороной, процессуальное законодательство и законодательство о налогах и сборах не содержит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2014 года по делу N А19-14167/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14167/2013
Истец: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Иркутский аграрный техникум"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска