г. Хабаровск |
|
10 сентября 2014 г. |
А73-6533/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Отдела надзорной деятельности по г. Амурску и Амурскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю: Носкова О.В., представитель по доверенности от 18.07.2013 N 7188;
от общества с ограниченной ответственностью "КОМЭН": Дроздова Е.В., представитель по доверенности от 21.07.2014; Поплаухин Ю.В., директор, приказ N 89 от 05.09.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОМЭН"
на решение от 16.07.2014
по делу N А73-6533/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Отдела надзорной деятельности по г. Амурску и Амурскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "КОМЭН" ОГРН 1022701131485, ИНН 2722002699
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КОМЭН" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности по г. Амурску и Амурскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю (далее - Отдел надзорной деятельности, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КОМЭН" (далее - ООО "КОМЭН", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 16.07.2014 ООО "КОМЭН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
Представитель ООО "КОМЭН" и его директор в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствии выводов суда материалам дела.
Представитель административного органа в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "КОМЭН" на основании лицензии N 7-Б/00005 от 29.02.2012 осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании распоряжения N 59 от 24.03.2014 Отделом надзорной деятельности в период с 17.04.2014 по 24.04.2014 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за исполнением обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - ОАО "ДРСК"), расположенных в п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края.
В ходе проверки установлено, что имеющиеся автоматические установки пожарных сигнализаций (далее - АУПС) и системы оповещения людей (далее -СОУЭ) о пожаре на объекте защиты ОАО "ДРСК", обслуживаются на основании договора N 52-98/ХЭС от 23.01.2014 - ООО "КОМЭН".
Проверкой установлено, что обществом не соблюдаются лицензионные требования, а именно на объекте обслуживания по адресу: п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края нарушены требования пожарной безопасности, предъявляемые к автоматической пожарной сигнализации и системе оповещения, а именно:
Проверкой установлено, что ООО "КОМЭН" ежемесячно проводится техническое обслуживание установки пожарной автоматики с грубым нарушением лицензионных требований и условий, а именно: приемно-контрольный прибор установки пожарной автоматики расположен в сторожке на конструкции из горючих материалов (плиты ДСП, оклеенные обоями) без защиты этой конструкции стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. Высота от уровня пола до приемно-контрольного прибора составляет 2,03 м, расстояние от верхнего края приемно-контрольного прибора до перекрытия сторожки, выполненного из горючих материалов (древесно-стружечная плита), составляет менее 1 м (фактически 7 см).
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.04.2014 N 59, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
29.04.2014 по выявленным нарушениям в отношении ООО "КОМЭН" в отсутствие законного представителя, но при надлежащем его извещении, составлен протокол об административном правонарушении N 147 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с заявлением в суд.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 2 Закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон РФ N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее -юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение от 30.12.2011 N 1225) лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Закона РФ "О пожарной безопасности".
В соответствии с п. 7 Положения от 30.12.2011 N 1225 к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и "д" п. 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно части 11 статьи 19 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от 04.05.2011 исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно статье 1 Закона РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон РФ N 123-ФЗ, Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения Закона РФ N 123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
Согласно ст. 4 Закона РФ N 123-ФЗ - Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 г. (далее - ППР N 390).
Согласно статье 5 Закона РФ N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 52 Закона РФ N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.
Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (часть 10 статьи 83 Закона РФ N 123-ФЗ).
Согласно п. 61 ППР N 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В соответствии с п. 12.49 Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (далее НПБ 88-2001) и п.13.14.6 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009) приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов.
Установка указанного оборудования допускается на конструкциях, выполненных из горючих материалов, при условии защиты этих конструкций стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. При этом листовой материал должен выступать за контур устанавливаемого оборудования не менее, чем на 100 мм.
Согласно п. 12.50 НПБ 88-2001 и п.13.14.7 СП 5.13130.2009 расстояние от верхнего края приемно-контрольного прибора и прибора управления до перекрытия помещения, выполненного из горючих материалов, должно быть не менее 1 м.
Пунктом 12.52 НПБ 88-2001 установлено, что приборы приемно-контрольные и приборы управления следует размещать таким образом, чтобы высота от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры была 0.8-1.5 м.
Согласно п. 13.14.9 СП 5.13130.2009 приборы приемно-контрольные и приборы управления следует размещать таким образом, чтобы высота от уровня пола до оперативных органов управления и индикации указанной аппаратуры соответствовала требованиям эргономики.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности по г. в период с 17.04.2014 по 24.04.201 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за исполнением обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты ОАО "ДРСК", расположенных в п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края.
В ходе проверки установлено, что имеющиеся автоматические установки пожарных сигнализаций (далее - АУПС) и системы оповещения людей (далее - СОУЭ) о пожаре на объекте защиты ОАО "ДРСК", обслуживаются на основании договора N 52-98/ХЭС от 23.01.2014 г. - ООО "КОМЭН".
Согласно условиям указанного договора ООО "КОМЭН" взяло на себя следующие обязательства.
Согласно п. 1.1 договора Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию системы охранно-пожарной сигнализации и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах филиала ОАО "ДРСК" - Хабаровские электрические сети на 2014 г.
В соответствии с п. 4.2.4 договора Исполнитель по настоящему договору обязуется обеспечить качество и сроки оказания услуг, согласно графику технического обслуживания объектов, в соответствии с требованиями проектной документации, ГОСТами и другими нормативно-техническими документами, действующими на территории РФ.
Согласно п.2 технического задания на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара филиала ОАО "ДРСК"- "Хабаровские электрические сети" на 2014 г объекты Эльбанского РЭС входят в перечень обслуживаемых ООО "КОМЭН" объектов.
Проверкой установлено, что ООО "КОМЭН" не соблюдаются лицензионные требования, а именно ООО "КОМЭН" ежемесячно проводится техническое обслуживание установки пожарной автоматики с грубым нарушением лицензионных требований и условий, а именно: приемно-контрольный прибор установки пожарной автоматики расположен в сторожке на конструкции из горючих материалов (плиты ДСП, оклеенные обоями) без защиты этой конструкции стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. Высота от уровня пола до приемно-контрольного прибора составляет 2,03 м, расстояние от верхнего края приемно-контрольного прибора до перекрытия сторожки, выполненного из горючих материалов (древесно-стружечная плита), составляет менее 1 м (фактически 7 см).
Из материалов дела, а также пояснений представителя общества следует, что ООО "КОМЭН" было известно о выявленных нарушениях еще до начала проверки, что подтверждается актом осмотра систем ОПС, АУПТ ОАО "ДРСК", представленным в материалы дела.
14.04.2014 между ОАО "ДРСК" и ООО "КОМЭН" было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 52-98/ХЭС от 23.01.2014, согласно которому ООО "КОМЭН" обязуется устранить указанные ранее нарушения с 14.04.2014 до 01.07.2014.
ООО "КОМЭН" взяв на себя обязательства по договору N 52-98/ХЭС от 23.01.2014 г., являясь специализированной организацией, оказывающей лицензируемые услуги по обеспечению пожарной безопасности, не обеспечило качественное обслуживание автоматической пожарной сигнализации ОАО "ДРСК", что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан в случае возникновения пожара, что является грубым нарушением лицензионных требований, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения подтверждаются материалами административного производства.
Указание ООО "КОМЭН" в акте ОАО "ДРСК" при осмотре помещений на необходимость устранения нарушений, а также устранение нарушений после проведения проверки 20.05.2014 не исключает событие правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Указанные нарушения являются недопустимыми, создают угрозу причинения вреда здоровью, жизни людей в случае возникновения пожара.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в осуществлении деятельности, указанной в лицензии, с грубым нарушением лицензионных требований и условий, в непринятии всех зависящих от Общества мер по контролю за соблюдением требований и условий, предусмотренных лицензией.
При этом у общества имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований, чем причинен вред установленному законом порядку осуществления предпринимательской деятельности.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.07.2014 по делу N А73-6533/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КОМЭН" из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением от 28.07.2014 N 1199 государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6533/2014
Истец: Отдел надзорной деятельности по г. Амурску и Амурскому муниципальному району УНД ГУ МЧС, Отдел надзорной деятельности по г. Амурску и Амурскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Ответчик: ООО "КОМЭН"