г. Вологда |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А66-9752/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Бобровой Н.И. по доверенности от 28.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 апреля 2014 года по делу N А66-9752/2013 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (далее - общество, ООО "Тверьэнергогаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 20.06.2013 N 19-26/64 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены, с налоговой инспекции в пользу общества взыскано 2000 руб. расходов по госпошлине.
Налоговая инспекция не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неполное выяснения обстоятельств дела. Указывает на то, что общество реализовывало тепловую энергию населению через общество с ограниченной ответственностью "Кимрская дирекция единого заказчика" (далее - ООО "КДЕЗ") и муниципальное унитарное предприятие "КДЕЗ" (далее - МУП "Кимрская дирекция единого заказчика") по установленному тарифу в размере 901,50 руб./Гкал с учетом налога на добавленную стоимость и выставляло счета-фактуры в адрес управляющих компаний без учета льгот. В свою очередь контрагенты перечисляли заявителю собранную с населения плату за услуги и денежные средства, полученные из бюджета в качестве субсидий. Полагает, что общество не получало субсидии из бюджета на покрытие расходов и, соответственно, не имело права на применение льготы по НДС, предусмотренной пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Бюджетные денежные средства предоставлялись управляющим компаниям.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу общества просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда в обжалуемой обществом части законным и обоснованным.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя налоговой инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (удержания, перечисления) налогов за 2009-2011 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 26.02.2013 N 19-26/9 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.06.2013 N 19-26/9.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 603 456 руб. 08 коп., ему доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2009 год в размере 3 384 661 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС и налога на доходы физических лиц - 1 111 336 руб. 68 коп. Кроме этого, решением инспекции уменьшены убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму 2 269 819 руб., в результате чего уменьшен остаток неперенесенного убытка на 31.12.2009.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области решением от 02.08.2013 N 08-11/150 решение налоговой инспекции отменило в части доначисления НДС в размере 1 537 573 руб. и соответствующих пеней и штрафа (Кашинский район Тверской области). В остальной части решение налоговой инспекции оставлено в силе (Кимрский район Тверской области).
Частично не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в котором просило признать недействительным решение налоговой инспекции в части доначисления сумм НДС в размере 1 847 088 руб. (Кимрский район Тверской области) и соответствующих пеней.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для доначисления НДС в размере 1 847 088 руб. послужил вывод налоговой инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно при реализации услуг с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, определил налоговую базу по налогу как стоимость реализованных услуг, исчисленных с учетом льгот по оплате коммунальных услуг, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
При этом налоговая инспекция исходила из того, что согласно приложениям 4 и 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 23.12.2008 N 243-но "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверьэнергогаз", для потребителей" с 01.01.2009 были введены единые тарифы на тепловую энергию, отпускаемую заявителем населению, льготных тарифов для отдельных категорий граждан в вышеуказанном приказе предусмотрено не было.
На основании этого налоговая инспекция посчитала, что в 2009 году фактической ценой реализации тепловой энергии, отпускаемой обществом для населения, является тариф, утвержденный Региональной энергетической комиссией Тверской области.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными выводами налогового органа, обоснованно сославшись при этом на следующие положения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
В пункте 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
При этом в соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).
Следовательно, законодатель установил фискальный статус бюджетных средств - субсидий, предоставленных налогоплательщику в связи с применением им государственных регулируемых цен и (или) льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, а значит, указанные субсидии не подлежат обложению НДС.
В данном случае общество в спорный период обеспечивало население Кимрского района Тверской области тепловой энергией.
При этом в Кимрском районе Тверской области общество реализовывало тепловую энергию населению по установленным тарифам через ООО "КДЕЗ" и МУП "КДЕЗ", выставляя при этом в адрес ООО "КДЕЗ" и МУП "КДЕЗ" счета-фактуры с учетом НДС исходя из тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией Тверской области, без учета льгот, установленных законодательством.
Выручка за реализованную тепловую энергию в 2009 году определена заявителем исходя из цен реализации теплоэнергии непосредственно населению по действующим тарифам.
Согласно действующему законодательству льготным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные соответствующими федеральными законами.
В соответствии с условиями заключенных с управляющими организациями договоров общество обязалось поставлять тепловую энергию в жилые дома согласно перечню, а управляющие организации обязались осуществлять начисление и сбор денежных средств с конечных потребителей за потребленную тепловую энергию, вести учет платежей, персонифицированный учет начислений и оплаты, формировать платежные документы, производить сбор и перечисление платежей.
ООО "КДЕЗ" заключило 01.01.2009 с Территориальным отделом социальной защиты населения г. Кимры договор N 6 о возмещении выпадающих доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с которым предприятие предоставляет отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в пределах нормативов потребления категориям граждан, определенных Федеральными законами, постановлениями и другими нормативными актами, а отдел обязался возмещать обществу в пределах выделенных на эти цели денежных средств из федерального фонда компенсаций расходы от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно представленным управляющими компаниями отчетам по льготам, предоставляемым в 2009 году по ООО "Тверьэнергогаз", отдельным гражданам были предоставлены льготы по оплате в размере 12 108 691 руб. 35 коп.
Как указала налоговая инспекция в апелляционной жалобе, Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры в письме от 28.08.2013 N 645 пояснил, что в 2009 году были произведены возмещения из федерального бюджета расходов по предоставлению льгот гражданам организациям - МУП "КДЕЗ" и ООО "КДЕЗ".
Следовательно, оплата поставленной заявителем тепловой энергии была произведена с учетом сумм субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, и, соответственно, суммы субсидий при определении налоговой базы правомерно не были учтены обществом при определении налоговой базы.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18 апреля 2014 года по делу N А66-9752/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9752/2013
Истец: ООО "Тверьэнергогаз"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2821/15
25.08.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5363/15
18.05.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9752/13
16.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9991/14
12.09.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4631/14
10.07.2014 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-9752/13
18.04.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9752/13