г. Томск |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А27-16983/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Бояркин А.В. ликвидатор, на основании решения от 13.05.2013 года
от заинтересованного лица: Политыкина Т.Ю. по доверенности от 09.01.2014 года (сроком до 31.12.2014 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Строительная Компания" (07АП-7155/14)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 11 июня 2014 года по делу N А27-16983/2013 (судья Фуртуна Н.К.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Строительная Компания" (ОГРН 1114214001186, ИНН 4214033064, г. Междуреченск)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области (ОГРН 1044214009861, ИНН 4214005003, г. Междуреченск)
о признании незаконным решения от 19.08.2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, обязании осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская Строительная Компания" в связи с ликвидацией,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская Строительная Компания" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 19.08.2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов; обязании внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности Общества в связи с ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что регистрирующим органом не представлены доказательства наличия задолженности Общества перед бюджетом на момент составления ликвидационного баланса; исходя из положений статьи 101 Налогового кодекса РФ сам по себе факт отражения задолженности в акте налоговой проверки не свидетельствует о наличии недоимки у налогоплательщика, поскольку соответствующее решение о привлечении к налоговой ответственности принимается в установленном порядке по результатам рассмотрения материалов проверки с выяснением и установлением обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 статьи 101 НК РФ, что не исключает возможности принятия по результатам рассмотрения материалов проверки решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Инспекция в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемый ненормативный акт регистрирующего органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 июня 2014 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.05.2013 единственным учредителем ООО "КСК" принято решение о ликвидации Общества.
22.05.2013 в силу требований пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ в "Вестнике Государственной регистрации" N 20 (429) 22.05.2013/326 опубликовано объявление о ликвидации Общества.
08.08.2013 года по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторов, решением единственного учредителя Общества утвержден ликвидационный баланс.
12.08.2013 Общество подало в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в котором указало способ ликвидации - по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
19.08.2013 года рассмотрев представленные документы, регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
Инспекция пришла к выводу о том, что представленные заявителем для государственной регистрации документов заявление по форме Р16001 и ликвидационный баланс содержат недостоверные сведения.
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ вышеуказанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Такие основания закреплены в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ, ими являются: а) непредставление документов, необходимых для государственной регистрации; б) предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
При этом пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ прямо запрещает регистрирующему органу требовать от заявителей представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 года N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Исходя из анализа указанных положений ГК РФ и Федерального закона N 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 года N 7075/11).
Как было указано выше, единственным учредителем ООО "КСК" 13.05.2013 года принято решение о ликвидации Общества.
Между тем, решение о ликвидации Общества от 13.05.2014 года принято в период проведения выездной налоговой проверки (с 06.05.2013 года по 21.06.2013 года).
При этом из материалов дела достоверно следует, что и ликвидатору и Обществу было известно о проводимой Инспекцией выездной налоговой проверке.
Материалами дела подтверждается, что 13.05.2013 года ликвидатору Общества вручено решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Кемеровской области от 06.05.2013 года о проведении выездной налоговой проверки, 21.06.2013 года вручена справка о проведении выездной налоговой проверки, 05.08.2013 года регистрирующий орган направил ликвидатору предложение о продлении процедуры ликвидации в связи с окончанием выездной налоговой проверки.
07.08.2013 года по результатам проверки составлен акт N 53, который 12.08.2013 года получен ликвидатором Общества, о чем имеется соответствующая запись на акте, данные обстоятельства не оспариваются заявителем. В акте по результатам проверки указаны выводы и предложения налогового органа о доначислении Обществу налога на сумму 1 129 957 руб., пени и привлечении к ответственности в виде штрафа.
Кроме того, ликвидатору Общества вручено требование о включении задолженности по налогам в размере 1 129 957 руб., пени в сумме 116 838,09 руб. в промежуточный ликвидационный баланс.
Документы на регистрацию с ликвидационным балансами и заявление о регистрации прекращения деятельности Обществом сданы в регистрирующий орган 12.08.2013 года, то есть после окончания проверки и составления акта.
23.09.2013 года по результату проверки Инспекцией вынесено решение N 135 о привлечении Общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений, которым доначислены налоги в сумме 1 129 957 руб., начислено пени 130 505,74 руб. и штраф в размере 231 991,40 руб.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации прекращения деятельности заявителя, поскольку вопрос о правомерности доначислений, наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом не был решен окончательно.
То обстоятельство, что на момент составления ликвидационного баланса решение по результату проверки Инспекцией не принято, не может являться основанием для осуществления регистрационных действий при наличии у регистрирующего органа информации о доначисленных суммах налогов.
Доводы апеллянта о том, что регистрирующим органом не представлены доказательства наличия задолженности Общества перед бюджетом на момент составления ликвидационного баланса (08.08.2013 года), судебной коллегией не принимаются, поскольку наличие задолженности по уплате налогов в бюджет установлено в акте проверки N 53 от 07.08.2013 года, то есть сформировалась до составления (08.08.2013 года) Обществом ликвидационного баланса, следовательно, являлась обязательной для включения в них.
Поскольку Общество обязано вести бухгалтерский учет, хранить документы бухгалтерского учета и отчетности по месту нахождения исполнительного органа, то на основании имеющихся документов Общества и по результатам проведения налоговой проверки ликвидатор в целях выполнения своих обязанностей мог и должен был совершить действия по выявлению кредиторов Общества и установлению достоверным образом задолженности последнего по уплате налогов в бюджет.
При таких обстоятельствах, учитывая позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 13.10.2011 года N 7075/11, и то, что действия по ликвидации Общества проводились в период проведения налоговой проверки, следовательно, Общество знало о проводимой проверке, об ее окончании, о доначислении налогов, более того проверочные мероприятия начаты Инспекцией до принятия решения о ликвидации, довод подателя жалобы об отсутствии на момент составления Обществом промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов и обращения Общества с заявлением в регистрирующий орган задолженности перед бюджетом в размере, установленном актом проверки, отклоняется судебной коллегией.
Ссылка подателя жалобы в обоснование своих возражений на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.04.2014 года по делу N А27-1356/2014, в соответствии с которым начисление Обществу налогов и соответствующих пеней на основании решения N 135 от 23.09.2013 года признано незаконным, является несостоятельной, поскольку на момент принятия налоговым органом оспариваемого ненормативного акта, указанное решение в законную силу не вступило.
Более того, указанным решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.04.2014 года по делу N А27-1356/2014, решение Инспекции о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 135 от 23.09.2013 года признано недействительным в части доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 1 129 957 руб., соответствующих сумм штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ и пени в размере 130 505,74 руб.
Вместе с тем штраф, начисленный по решению N 135 от 23.09.2013 года в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ в размере 6000 руб., заявителем не оспорен.
Таким образом, учитывая имеющуюся задолженность Общества в размере, о которой ликвидатору было известно, у него имелись основания для отражения сумм налогов, начисленных по результатам выездной налоговой проверки, в бухгалтерском учете Общества и, следовательно, для включения задолженности в балансы, что им в установленном законом порядке не было сделано.
Указанное свидетельствует о нарушении порядка ликвидации юридического лица, установленного статьями 62 - 64 Гражданского кодекса РФ.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Доводы апеллянта о том, что факт отражения в акте налоговой проверки задолженности по налогам и сборам не свидетельствует о наличии недоимки у налогоплательщика, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный, поскольку с учетом сроков, указанных в статях 100-101 НК РФ, на момент составления промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов решение по результатам выездной налоговой проверки еще не могло быть принято.
В ходе процедуры ликвидации юридического лица должно быть установлено достоверное состояние задолженности, доначисленные по результату проверки суммы налогов относятся к периоду до принятия решения о ликвидации Общества, следовательно, составленный промежуточный и ликвидационный балансы без учета результатов выездной проверки содержат недостоверную информацию, а соответственно должны быть расценены как непредставленные.
Таким образом, указанное правомерно признано налоговым органом как несоблюдение процедуры ликвидации юридического лица, что послужило обоснованным основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации ООО "КСК".
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, содержания решений и представленных доказательств также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 июня 2014 года по делу N А27-16983/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Колупаева Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16983/2013
Истец: ООО "Кузбасская строительная компания"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области