г. Чита |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А19-2027/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2014 года по делу N А19-2027/2014 по иску ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, адрес регистрации: г. Москва, ул. Нов. Басманная, 2) к ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат" (ОГРН: 1023801003511, адрес: 665699, Иркутская область, Нижнеилимский район, Рабочий поселок Янгель, Промплощадка) о взыскании 314 332 руб. 42 коп. (суд первой инстанции: судья Е.Ю. Колосова),
без участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Янгелевский горнообогатительный комбинат" о взыскании 314 332 руб. 42 коп., составляющих плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2014 года иск удовлетворен: с ответчика в позу истца взыскана названная сумма, а также госпошлина в размере 9286,45 руб.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на доставку вагонов ответчика истцом с нарушением срока, что привело к отсутствию возможности забрать своевременно вагоны с путей общего пользования; на необходимость расчета платного пользования с момента истечения 24 часов хранения порожних вагонов на путях общего пользования, а не с момента уведомления о прибытии; на возможность применения статьи 333 ГК РФ и снижении предъявленной к взысканию суммы.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В судебном заседании суда апелляционной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 03.09.2014 до 04.09.2014, информация о чем размещена на официальном сайте суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат" (владельцем) заключен договор N В/27 от 17.05.2013 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Янгелевский горно-обогатительный комбинат", примыкающего к станции Рудногорск ВСЖД филиала ОАО "РЖД".
В соответствии с условиями договора, Федеральными законами от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также Приказом МПС N 26 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", осуществляется эксплуатация принадлежащего ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат" железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 30 к 1-му ходовому пути станции Погрузочная железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Коршуновский ГОК", который в свою очередь примыкает изолированным стыком маневрового светофора М-5, расположенного к ординате ПК 3+25,10 станции Рудногорск, обслуживаемый локомотивом ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат".
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению (пункт 4 договора).
Согласно пункту 10 договора о готовности вагонов к уборке с железнодорожного пути необщего пользования представитель Владельца уведомляет уполномоченного представителя Перевозчика по телефонам 7-37-31, 7-37-27 не позднее: чем за 2 часа до выставления вагонов на станцию Рудногорск с последующим письменным уведомлением по форме ГУ-2Б от представителя Владельца; за 4 часа до предъявления к перевозке порожних вагонов, не принадлежащих Перевозчику с предоставлением уведомления (в качестве уведомления может использоваться бланк железнодорожной накладной).
Осмотр при передаче и возврате вагонов в техническом и коммерческом отношении на (с) железнодорожный путь необщего пользования производится на местах на железнодорожных выставочных путях станции Рудногорск N 2, 3, 6, 8, 10 с оформлением памятки приемосдатчика формы ГУ-45 за обоюдными подписями представителей Перевозчика и Владельца (пункт 11 договора).
Подпунктом "б" пункта 18 договора стороны установили, что владелец уплачивает перевозчику плату за время ожидания подачи и приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, по причинам, зависящим от Владельца в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Расчеты по договору Владелец производит в соответствии с условиями договоров на организацию расчетов и на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, заключенных между Владельцем и Перевозчиком (пункт 20 договора.)
Во исполнение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N В/27 от 17.05.2013, между сторонами заключен договор на организацию расчетов N 19/ДГ/513-12 РЖД от 04.04.2012.
В приложении N 3 к договору на организацию расчетов N 19/ДГ/513-12 РЖД от 04.04.2012 установлены расчетные размеры платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по причинам, не зависящим от перевозчика.
В период с сентября по октябрь 2013 года в адрес ответчика прибыли вагоны N N 56546948, 53142279, 60463737, 60464047, 53142428, 52773637, 52773603, 52906385, 60202652, 53398152, 52324399, 61895280, 60074879, 53180212, 62673314, 52266798, 59904169, 55605307, 59438408, 61159570, 52206190, 5200752352820669, 61468211, 60430220, 61518122, 67781039, 63884357, 63355572, 63331581, 62313929, 52996840, 55584395, 66256074, 61093480, 56561095, 62650007, 52368198, 55890313, 58482183, 56503063, 52316395, 54012265, 58475567, 52803400, 53532842, о чем ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат" своевременно уведомлено перевозчиком, что подтверждается отметками в графе "календарные штемпеля" дорожных ведомостей и выписками из книги уведомлений, представленными в материалы дела.
Поскольку ответчик не обеспечил своевременную погрузку вагонов и не принял меры к их погрузке, указанные вагоны находились на путях общего пользования на станции назначения в связи с ожиданием локомотива клиента, о чем составлены акты общей формы N 2058 от 10.10.2013, N 2016 от 10.10.2013, N 2052 от 10.10.2013, N 1972 от 04.10.2013, N 2054 от 10.10.2013, N 1973 от 04.10.2013, N 2050 от 10.10.2013, N 1970 от 04.10.2013, N 2060 от 10.10.2013, N 2020 от 10.10.2013, N 2056 от 10.10.2013, N 1985 от 04.10.2013, N 1986 от 04.10.2013, N 2048 от 10.10.2013, N 1964 от 04.10.2013, N 1965 от 04.10.2013, N 2030 от 10.10.2013, N 1936 от 03.10.2013, N 2046 от 10.10.2013, N 1952 от 03.10.2013, N 2044 от 10.10.2013, N 1950 от 03.10.2013, N 2042 от 10.10.2013, N 1948 от 03.10.2013, N 2040 от 10.10.2013, N 1946 от 03.10.2013, N 2038 от 10.10.2013, N 1944 от 03.10.2013, N 2036 от 10.10.2013, N 1942 от 03.10.2013, N 2034 от 10.10.2013, N 1940 от 03.10.2013, N 2032 от 10.10.2013, N 1938 от 03.10.2013, N 1962 от 04.10.2013, N 1956 от 03.10.2013, N 1960 от 04.10.2013, N 1954 от 03.10.2013, N 2129 от 11.10.2013, N 2117 от 10.10.2013, N 2127 от 11.10.2013, N 2115 от 10.10.2013, N 2125 от 11.10.2013, N 2113 от 10.10.2013, N 2121 от 11.10.2013, N 2109 от 10.10.2013, N 2119 от 11.10.2013, N 2107 от 10.10.2013, N 2123 от 11.10.2013, N 2111 от 10.10.2013, N 2103 от 11.10.2013, N 1896 от 30.09.2013, N 2099 от 11.10.2013, N 1895 от 30.09.2013, N 2101 от 11.10.2013, N 1897 от 30.09.2013, N 2063 от 11.10.2013, N 1981 от 04.10.2013, N 2139 от 11.10.2013, N 2013 от 09.10.2013, N 2083 от 11.10.2013, N 1997 от 08.10.2013, N 2089 от 11.10.2013, N 1987 от 07.10.2013, N 2071 от 11.10.2013, N 2011 от 09.10.2013, N 2073 от 11.10.2013, N 2009 от 09.10.2013, N 2075 от 11.10.2013, N 2007 от 09.10.2013, N 2077 от 11.10.2013, N 2005 от 09.10.2013, N 2079 от 11.10.2013, N 2003 от 09.10.2013, N 2081 от 11.10.2013, N 2001 от 09.10.2013, N 2087 от 11.10.2013, N 1993 от 07.10.2013, N 2085 от 11.10.2013, N 1991 от 07.10.2013, N 2097 от 11.10.2013, N 1920 от 01.10.2013, N 2095 от 11.10.2013, N 1922 от 01.10.2013, N 2065 от 11.10.2013, N 1975 от 04.10.2013, N 2067 от 11.10.2013, N 1974 от 04.10.2013, N 2091 от 11.10.2013, N 1914 от 01.10.2013, N 2093 от 11.10.2013, N 1917 от 01.10.2013, N 2187 от 27.10.2013, N 2181 от 26.10.2013.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N N 104367, 104369, 104368, 104366, 104374, 104375, 106403 плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в связи с задержкой на путях общего пользования по вине грузополучателя ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат" составила 314 332 руб. 42 коп.
Ответчик отказался от подписания указанных ведомостей и актов общей формы, о чем составлены акты общей формы, представленные в материалы дела, ведомости и акты получены представителями ответчика под роспись, разногласия ответчиком не предоставлены, плата за пользование вагонами не произведена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в размере 314 332 руб. 42 коп.
Суд первой инстанции на основании статей 794, 791, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 34, 39, 93, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 УЖТ, в материалы дела предоставлены дорожные ведомости с отметками о прибытии вагонов на станцию, выписки из книги уведомлений, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы.
Представленными в материалы дела документами подтверждается факт простоя вагонов, принадлежащих ответчику, на путях общего пользования.
Плата за пользование вагонами по вышеназванным ведомостям в общей сумме 314 332 руб. 42 коп. начислена истцом, исходя из пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве, а также пункта 2.1.11 договора на организацию расчетов N 19/ДГ/513-12РЖД от 04.04.2012.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о возможности применения статьи 38 Устава железнодорожного транспорта в рассматриваемой ситуации, поскольку названная норма регулирует отношения, связанные выгрузкой и выдачей грузов, вагонов в местах общего пользования, тогда как в данном случае вагоны подаются на пути необщего пользования ОАО "Илимтранс". Кроме того, судом верно указано, что обстоятельства наличия либо отсутствия задержки подачи вагонов на пути необщего пользования не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, и просрочка доставки вагонов со стороны перевозчика является основанием для применения к нему мер ответственности, предусмотренных статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Довод о нарушении срока доставки вагонов также не принят, поскольку нарушение сроков доставки со стороны ОАО "РЖД" не дает ответчику оснований для освобождения от обязанностей, предусмотренных договором N В/27 от 17.05.2013.
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом подтверждения актами общей формы вины грузополучателя (ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат") в задержке вагонов на путях общего пользования, правомерно пришел к выводу об удовлетворении иска.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика об уменьшении взыскиваемой суммы в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что установленная плата за сверхнормативное использование вагонов представляет повышенную цену услуги по предоставлению вагонов за пределами согласованного сторонами времени их использования ответчиком - нормативного времени использования, и оснований для снижения неустойки по названным причинам не усмотрел. В апелляционной жалобе не приведено доводов, позволяющих снизить неустойку на основании статьи 333 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по изложенным основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2014 года по делу N А19-2027/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2027/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ОАО "Янгелевский горнообогатительный комбинат"