г. Тула |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А23-2677/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заявителя - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800) - Борисовой Н.А. (доверенность от 30.12.2013 N 142-07-ОГ), в отсутствие представителей ответчика - арбитражного управляющего Лукманова Амира Хайдаровича (Республика Башкортостан, г. Уфа), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лукманова Амира Хайдаровича на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 по делу N А23-2677/2014 (судья Ипатов А.Н.), установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее по тексту - управление, заявитель, административный орган, Управление Росреестра по Калужской области) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении Лукманова Амира Хайдаровича (далее по тексту - арбитражный управляющий, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Лукманов Амир Хайдарович привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса, в виде взыскания административного штрафа в размере 25 тысяч рублей. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом доказан состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий Лукманов Амир Хайдарович просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что действительно арбитражным управляющим не опубликовано уведомление о собрании кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов", назначенное на 20.02.2014. Между тем, документами подтверждено, что на собрании приняли участие все кредиторы, по результатам собрания кредиторам направлен протокол собрания, в связи с чем кредиторы знали о принятом решении на собрании, их права как кредиторов нарушены не были. Считает, что публикация не утвержденного Росимуществом и СРО отчета ввела бы в замешательство" лиц, кредиторов, заинтересованных в последующей покупке имущества ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов". Технические ошибки в реестре требований кредиторов и в протоколе собрания кредиторов, по мнению апеллянта, не привели к нарушениям прав кредитором и были исправлены. Указывает на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Калужской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калужской области от 07.02.2013 по делу N А23-1314/2012 ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 29.07.2013 по делу N А23-1314/2012 конкурсным управляющим ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" утвержден Лукманов А.Х.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 04.02.2014 по делу N А23-1314/2012 срок конкурсного производства в отношении ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" продлен до 07.08.2014.
В связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения в деятельности арбитражного управляющего Лукманова А.Х., на основании справки прокуратуры Калужской области от 02.04.2014, управление вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.04.2014 N 00052914.
В ходе административного расследования управлением проведена проверка деятельности конкурсного управляющего Лукманова А.Х., в результате которой установлены следующие нарушения: в нарушение пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" Лукманов А.Х. не исполнил обязанность по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщения о проведении собрания кредиторов, назначенного на 20.02.2014; в нарушение абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве конкурсный управляющий не исполнил обязанность по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщения, содержащего сведения о решениях, принятых собранием кредиторов 20.02.2014 или сведения о признании собрания кредиторов 20.02.2014 несостоявшимся; в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 130 Закона о банкротстве конкурсный управляющий нарушил сроки по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве отчета об оценке имущества; в нарушение пунктов 1 и 7 статьи 16, пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, пункта 1 Общих правил ведения арбитражными управляющими реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, пунктов 1.1., 1.5, 1.8, 1.12 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 234, в реестре требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют следующие сведения: в таблице 4 "Сведения о кредиторах второй очереди" раздела 2 "Требования кредиторов второй очереди" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013 отсутствуют сведения: в графе 5 - "Паспортные данные (серия, N, дата выдачи, выдавшие органы)", в графе 6 - "Адрес для направления почтовых уведомлений, контактные реквизиты", в графе 7 - "Банковские реквизиты (при их наличии)", а в указанной таблице реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 5 - "Паспортные данные (серия, N, дата выдачи, выдавшие органы)", в графе 7 - "Банковские реквизиты (при их наличии)"; в таблице 5 "Сведения о требованиях кредиторов второй очереди" раздела 2 "Требования кредиторов второй очереди" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 6 - "Реквизиты документа, являющегося основанием возникновения требования", в графе 7 - "Дата возникновения требования", в графе 9 - "Реквизиты определения арбитражного суда о включении требования в реестр, либо представления арбитражного управляющего"; в таблице 11 "Сведения о кредиторах по требованиям, учитываемым в части 2 раздела 3 реестра" и таблице 17 "Сведения о кредиторах по требованиям кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 5 - "Паспортные данные кредитора - физического лица (серия, N, дата выдачи, выдавшие органы)", "Банковские реквизиты (при их наличии)"; в графе 8 - "Ф.И.О. руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица"; в графе 9 - "Банковские реквизиты (при их наличии)"; в таблице 12 "Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3 реестра" и в таблице 18 "Сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 6 - "Реквизиты документа, являющегося основанием возникновения требования", в графе 7 - "Дата возникновения требования"; в нарушение пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве, пункта 10 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56, конкурсный управляющий в протоколах собраний кредиторов от 12.11.2013, 19.11.2013, 20.02.2014 не указал арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника и номер дела о банкротстве.
Усмотрев в действиях арбитражного управляющего признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо управления 21.05.2014 составило протокол об административном правонарушении N 00052914.
Для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С субъективной стороны данное нарушение характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, является невыполнение субъектом административного правонарушения (арбитражным управляющим) требований, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управляющих при проведении таких процедур регулируются нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ).
В силу требований пункта 1 статьи 129 Закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве установлено, что сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ положения пунктов 2 и 4 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении собраний кредиторов, о проведении которых не уведомлены кредиторы по состоянию на 1 января 2014 года.
В силу абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Согласно уведомлению от 06.02.2014 исх. N 40 о проведении собрания кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" конкурсный управляющий Лукманов А.Х. назначил собрание кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" на 20.02.2014.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" Лукманов А.Х. обязан был включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов", назначенного на 20.02.2014, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов, то есть не позднее 06.02.2014.
В силу абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" Лукманов А.Х. должен был включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов 20.02.2014, или сведения о признании собрания кредиторов 20.02.2014 несостоявшимся, не позднее 27.02.2014.
Факт неисполнения арбитражным управляющим Лукмановым А.Х. обязанностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве и абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и арбитражным управляющим не оспаривается.
Сведения о проведении 20.02.2014 собрания кредиторов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве арбитражным управляющим не опубликованы.
Ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Лукмановым А.Х. вышеуказанных обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 Кодекса.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 130 Закона о банкротстве отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.
Данные положения Закона о банкротстве призваны обеспечить кредиторам возможность ознакомиться с принадлежащим должнику имуществом по данным инвентаризации, сформировать свое мнение по наиболее эффективному способу продажи имущества и выразить его при голосовании.
Согласно письму оценщика оценка имущества ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" проведена 24.12.2013.
В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 130 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" Лукманов А.Х. отчет об оценке имущества ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включил только 14.04.2014.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводов суда первой инстанции о том, что административным органом неверно установлены сроки включения в реестр отчета об оценке, в связи с тем, что в материалах дела не имеется сведений о получении отчета ответчиком именно в день составления отчета, при этом в материалы дела представлен акт сдачи-приемки выполненных работ от 03.02.2014, в соответствии с которым произошла передача данного отчета.
Таким образом, факт нарушения арбитражным управляющим требований абзаца 4 пункта 1 статьи 130 Закона о банкротстве установлен судом, подтвержден соответствующими доказательствами.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о несостоятельности (банкротстве) реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.
В силу пункта 7 статьи 16 Закона о несостоятельности (банкротстве) в реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов. При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).
Пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве определены следующие обязанности конкурсного управляющего: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345.
Сведения, которые должны содержаться в реестре требований кредиторов, определены в пункте 1 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, согласно которому реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих следующие сведения: ФИО, паспортные данные для физического лица; наименование, место нахождения для юридического лица; банковские реквизиты; размер требований кредиторов к должнику; очередность удовлетворения каждого требования кредиторов; дата внесения каждого требования кредиторов в реестр; основания возникновения требований кредиторов; информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения; процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди; дата погашения каждого требования кредиторов; основания и дата исключения каждого требования кредиторов.
В соответствии с пунктом 1.1 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов разработаны во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" и содержат рекомендации по порядку заполнения арбитражными управляющими типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденной приказом Минэкономразвития России "Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов". Общие положения Методических рекомендаций применяются при заполнении всех разделов типовой формы реестра.
В силу пункта 1.5 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов фамилия, имя и отчество кредитора-физического лица, руководителя (уполномоченного представителя) кредитора-юридического лица, наименование кредитора-юридического лица указываются в соответствующих графах таблиц типовой формы реестра полностью, без сокращений, в соответствии с данными, заявленными кредитором. Сведения об уполномоченных органах вносятся в реестр по тем же правилам, что и соответствующие сведения о кредиторах - юридических лицах.
Согласно пункту 1.8 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов реквизиты документа, являющегося основанием возникновения требования, включают название документа, которое может быть обозначено соответствующими словами (например, "решение суда", "договор") либо кодом (с указанием используемой кодировки в примечаниях к таблице), дату принятия (подписания, утверждения) документа и номер документа.
Пунктом 1.12 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов определено, что в графах "Вид обязательства", "Вид обязательства, обязанности" указывается обязательство (например, по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью) или обязанность (например, по уплате обязательных платежей в федеральный бюджет), из которых возникло соответствующее требование кредитора. Вид обязательства может обозначаться словами либо кодом (с указанием используемой кодировки в примечаниях к таблице).
Судом установлено, что в нарушение указанных требований в реестрах требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют следующие сведения: в таблице 4 "Сведения о кредиторах второй очереди" раздела 2 "Требования кредиторов второй очереди" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013 отсутствуют сведения: в графе 5 - "Паспортные данные (серия, N , дата выдачи, выдавшие органы)", в графе 6 - "Адрес для направления почтовых уведомлений, контактные реквизиты", в графе 7 - "Банковские реквизиты (при их наличии)", а в указанной таблице реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 5 - "Паспортные данные (серия, N , дата выдачи, выдавшие органы)", в графе 7 - "Банковские реквизиты (при их наличии)"; в таблице 5 "Сведения о требованиях кредиторов второй очереди" раздела 2 "Требования кредиторов второй очереди" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 6 - "Реквизиты документа, являющегося основанием возникновения требования", в графе 7 - "Дата возникновения требования", в графе 9 - "Реквизиты определения арбитражного суда о включении требования в реестр, либо представления арбитражного управляющего"; в таблице 11 "Сведения о кредиторах по требованиям, учитываемым в части 2 раздела 3 реестра" и таблице 17 "Сведения о кредиторах по требованиям кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 5 - "Паспортные данные кредитора - физического лица (серия, N , дата выдачи, выдавшие органы)", "Банковские реквизиты (при их наличии)"; в графе 8 - "Ф.И.О. руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица"; в графе 9 - "Банковские реквизиты (при их наличии)"; в таблице 12 "Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3 реестра" и в таблице 18 "Сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей" реестра требований кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" по состоянию на 12.11.2013, 20.02.2014 и 22.04.2014 отсутствуют сведения: в графе 6 - "Реквизиты документа, являющегося основанием возникновения требования", в графе 7 - "Дата возникновения требования".
Таким образом, конкурсный управляющий не исполнил вышеуказанные обязанности, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), нарушил права кредиторов на получение полной, достоверной и своевременной информации о ходе конкурсного производства и его действия (бездействие) свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
Порядок проведения собрания кредиторов, помимо положений Федерального закона о банкротстве, регулируется Общими правилами подготовки, организации и проведении арбитражными управляющими собраний и заседаний комитетов кредиторов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения собраний арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются: а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица; б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве; в) основания проведения собрания кредиторов; г) дата и место проведения собрания кредиторов; д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания; е) общее количество голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра требований кредиторов и по результатам регистрации; ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса; з) повестка дня собрания; и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании; к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов; л) результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
В нарушение указанных требований конкурсный управляющий ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" Лукманов А.Х. в протоколах собраний кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" от 12.11.2013, от 19.11.2013 и от 20.02.2014 не указал арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника и номер дела о банкротстве.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, конкурсный управляющий ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов" Лукманов А.Х. нарушил порядок составления протоколов собрания кредиторов ФГУП "Чипляевское производство специальных радиоматериалов".
Поскольку арбитражный управляющий в силу специфики своей профессиональной деятельности должен был знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность конкурсного управляющего, и обязан был предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без достаточных к тому оснований рассчитывал на предотвращение таких последствий, суд апелляционной инстанции считает установленной вину арбитражного управляющего в совершении вмененного ему правонарушения, как одного из обязательных элементов состава административного правонарушения.
С учетом изложенного суд первой инстанций пришел к правильному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса.
Решение принято судом в соответствии с полномочиями, закрепленными частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен полномочным органом в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при надлежащем уведомлении арбитражного управляющего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что арбитражным управляющим не оспаривается.
Наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 14.13 Кодекса в минимальном размере.
Довод арбитражного управляющего о малозначительности совершенного им правонарушения обоснованно отклонен судом первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
Одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Поскольку допущенные арбитражным управляющим нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, то суд первой инстанции обоснованно не признал совершенное им правонарушение малозначительным.
Вывод суда первой инстанции о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса сделан с учетом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому переоценке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 по делу N А23-2677/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего Лукманова Амира Хайдаровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2677/2014
Истец: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Лукманов А. Х., Лукманов Амир Хайдарович