г. Москва |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А41-9646/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Айсберг": Скольцов А.С., по доверенности от 01.08.2014;
от Администрации Ступинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года по делу N А41-9646/14, принятое судьей Кузьминой О.А. по заявлению ООО "Айсберг" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области, третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Айсберг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области с требованиями:
- о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату ООО "Айсберг" земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:986 площадью 31770 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной площадки, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, г.Ступино, ул.Промышленная, владение 10, выраженное в письме И1-21/176/1 от 17.01.2014 г.
- обязании Администрации Ступинского муниципального района принять решение о предоставлении в собственность ООО "Айсберг" земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:986 площадью 31770 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной площадки, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, г.Ступино, ул.Промышленная, владение 10, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи участка и направить его заявителю.
Определением суда от 24.02.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года по делу N А41-9646/14 требования ООО "Айсберг" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Заинтересованное и третье лица не своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- лесопильный цех, общей площадью 1344,60 кв. м., свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2013 г. N 50AEN 467647;
- нежилое здание: складские площадки, 1-этажный, общей площадью 2147 кв.м.; свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2013 г. N 50AEN 467701;
- нежилое сооружение: дорога, общей площадью 3504 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2013 г. N 50AEN 467700;
- нежилое сооружение: склад, общей площадью 414,90 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2013 г. N 50AEN 467702;
- нежилое сооружение: трансформаторная подстанция, общей площадью 62.1 кв.м.; свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2013 г. N 50AEN 467648;
- нежилое сооружение: проходная, общей площадью 70 кв.м.; свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2013 г. N 50AEN 467649.
Перечисленные объекты недвижимости являются производственным лесопильным комплексом.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером N 50:33:0040122:986 по адресу: Московская область, г.Ступино, ул.Промышленная, владение 10.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 12.03.2014 N МО-14/ЗВ-344938 земельный участок с кадастровым номером 50:33:40122:986, площадью 31770 +/- 62 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной площадки, сведенья о правах: отсутствуют, расположен по адресу: Московская область, г.Ступино, ул.Промышленная, владение 10.
Поскольку все указанные выше объекты недвижимости принадлежат заявителю на праве собственности, 17.12.2013. заявитель в порядке ст.36 ЗК РФ, с целью реализации своего права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:33:40122:986, обратился к заинтересованному лицу с заявлением о принятии решения о предоставлении указанного участка в собственность за плату и подготовке проекта договора купли-продажи.
К заявлению были приложены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от13.09.2011 г. N 475.
В ответ на данное обращение заинтересованное лицо письмом от 17.01.2014 N И1-21/176/1, отказало в просьбе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование своего отказа администрация указала, что к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на истребуемый земельный участок.
Также в своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно больше необходимой для эксплуатации принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ч. 1 ст. 36 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами.
В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ч. 4 ст. 28 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К таким случаям относятся: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (ч.4 ст.28 ЗК РФ).
Судом установлено, что спорный земельный участок из оборота не изъят, в обороте не ограничен, к землям общего пользования не относится, не входит в состав земель зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В части 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, на основании правил статей 29, 36 ЗК РФ, рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти является обязательным.
Кроме того, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФN 13535/10 от 01.03.2011 г. указывает на то, что судам, при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 35 ЗК РФ, предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Суд первой инстанции, в целях исследования вопроса о соразмерности площади земельного участка, назначил землеустроительную экспертизу. Согласно заключению эксперта от 18.04.2014 N 18.0414-792Э на земельном участке с кадастровым номером N50:33:40122:986, площадью 31780 кв.м. расположено 6 объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности. Иных объектов недвижимости на участке не имеется.
Согласно выводам эксперта, общая площадь производственного лесопильного комплекса ООО "Айсберг" с учетом всех строений и сооружений, входящих в его состав, а также площадей, необходимых для ведения производственной деятельности, составляет 31780 кв.м. Вышеуказанная площадь соответствует площади испрашиваемого земельного участка.
Исходя из изложенного, довод Администрации о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка необоснован.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно установил, что отказ заинтересованного лица в предоставлении ООО "Айсберг" на праве собственности земельного участка, выраженный в письме от 17.01.2014 N И1-21/176/1, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как последний не может реализовать свое право собственника на владение и распоряжение объектом недвижимого имущества, в связи с чем, вышеуказанный отказ следует считать незаконными.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2014 по делу N А41-9646/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9646/2014
Истец: ООО "Айсберг"
Ответчик: Администрация Ступинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района, Администрация Ступинского муниципального района Московской области