город Москва |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А40-47256/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Лаптевой,
судей В.Р. Валиева, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Хундиашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июля 2014 года
по делу N А40-47256/2014, принятое судьей О.В. Дубовик,
по иску Закрытого акционерного общества "СИБУР-Транс"
(ОГРН 1027700380410, 117997,г. Москва, ул. Кржижановского, 18, 4)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании неустойки
при участии в судебном заседании:
от истца: Горяминский Д.О. (по доверенности от 18.03.2014)
от ответчика: Осадчук Н.В. (по доверенности от 19.08.2014)
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "СИБУР-Транс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 2.906.048,10 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 июля 2014 года исковые требования удовлетворены.
При этом суд исходил из того, что ответчиком допущена просрочка доставки грузов железнодорожным транспортом.
Расчет пени проверен судом и признан достоверным.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что по отправке 79343559 не учтено движение вагона по строящейся железнодорожной линии.
Ссылается, что отыскиваемые по настоящему делу пени по железнодорожным накладным ЭЫ396541, ЭЫ396957, ЭЫ575298, ЭЫ583159, ЭЫ583248 в размере 26.078,58 руб. ранее были взысканы Арбитражным судом Свердловской области с ответчика грузополучателем - Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в рамках дела N А60-38857/2013.
Полагает, что заявленный истцом ко взысканию размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения ответчиком своих обязательств.
Просит суд применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер взысканной судом неустойки.
Истец в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменные пояснения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против доводов жалобы возражал.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не считает, что решение суда подлежит изменению, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, предметом иска является требование о взыскании с ответчика пени за нарушение нормативно установленных сроков доставки грузов железнодорожным транспортом в марте, апреле, мае 2013 года.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по своевременной доставке порожних вагонов со ссылкой на представленные в материалы дела железнодорожные накладные.
Отношения сторон по перевозке груза железнодорожным транспортом регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта.
Согласно части 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" установлено, что перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный правилами перевозки грузов.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 27
Статьями 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров в виде уплаты пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает пени за нарушение сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, не принадлежащих перевозчику, в общем размере 2.906.048,10 руб.
Расчет пени ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
С учетом длительного периода просрочки исполнения денежного обязательства, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика пени в полном размере с учетом Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8, Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 г. N 17, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 ввиду отсутствия явной несоразмерности процентов последствиям нарушения обязательства.
Вместе с тем, судебная коллегия считает частично обоснованными доводы апелляционной жалобы о двойном взыскании с ответчика пени за нарушение сроков доставки грузов, исходя из следующего.
В силу статьи 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации право на предъявление требования в случае просрочки доставки груза предоставлено как грузоотправителю, так и грузополучателю.
Системное толкование положений статей 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что одно и то же нарушение, допущенное перевозчиком, создает требования как на стороне грузоотправителя, так и на стороне грузополучателя, то есть ответственность перевозчика, применительно к общим нормам гражданского права, является солидарной (статья 322 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 1 статьи 326 Гражданского кодекса Российской Федерации, при солидарности требования любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме.
До предъявления требования одним из солидарных кредиторов должник вправе исполнять обязательство любому из них по своему усмотрению.
Таким образом, право должника исполнить обязательство любому из кредиторов по своему усмотрению отпадает у должника с момента предъявления к нему требования одним из солидарных кредиторов.
Соответственно, в пункте 1 статьи 326 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена императивная норма, определяющая порядок реализации права требования к должнику солидарными кредиторами, приоритетом первого требования солидарного кредитора.
При таких обстоятельствах, вне зависимости от сроков обращения за судебной защитой и скорости рассмотрения дел в арбитражных судах Российской Федерации, возникший на стороне солидарного должника запрет исполнить солидарное требование другому солидарному кредитору не прекратился.
Материалами дела подтверждается, что Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" ранее истца предъявило перевозчику претензии по железнодорожным накладным ЭЫ396541, ЭЫ396957, ЭЫ575298, ЭЫ583159, ЭЫ583248 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-38857/2013 пени в размере 26.078,58 руб. были взысканы с ответчика.
В связи с чем, пени в размере 26.078,58 руб. ранее взысканы с ответчика в пользу Открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" и повторному взысканию в рамках настоящего дела не подлежат.
Ввиду того, что из смысла норм главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что за одно и то же правонарушение не могут применяться две меры ответственности, в требованиях о взыскании 26.078,58 руб. пени по вышеуказанным накладным следует отказать.
Су апелляционной инстанции также соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что истцом при расчете по отправке 79343559 не учтено движение вагона по строящейся железнодорожной линии.
29.05.2013 г. со станции Фарафонтьевская отправлена порожняя цистерна, которая прибыла на станцию назначения Новый Уренгой 11.06.2013 г.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, сроки доставки порожних вагонов определяются исходя из норм суточного пробега вагона в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
Согласно транспортной железнодорожной накладной расстояние перевозки по общей сети дорог составляет 1.029 км. (при перевозке грузовой скоростью повагонных отправок на расстояние от 1.000 до 1.999 км. норма суточного пробега составляет 310 км., при перевозке до 199 км. - 110 км.).
Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных указанными Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1 Правил N 27).
1029 км/310 км/день + 2 суток = 5,31 суток.
Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные (пункт 2 Правил N 27), в данном случае нормативный срок доставки составляет 6 суток.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 27 сроки доставки грузов на железнодорожные станции строящейся железнодорожной линии или отправляемых с железнодорожных станций такой линии на железнодорожный транспорт общего пользования, перевозимых по единому перевозочному документу, определяются как сумма сроков доставки отдельно за расстояние по железнодорожному транспорту общего пользования и отдельно за расстояние по строящейся железнодорожной линии.
В спорной накладной указано расстояние от станции передачи до станций назначения без учета расстояния по новостроящейся железнодорожной линии.
Из пункта 9 Правил N 27 следует, что сроки доставки грузов на расстояние по строящейся железнодорожной линии исчисляются исходя из уменьшенных в два раза норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 Правил N 27, с увеличением на двое суток на осуществление операций по передаче грузов с железнодорожного транспорта общего пользования на строящуюся железнодорожную линию (и обратно).
Расстояние от ст. Фарафонтьевская до ст. Сывдарма составляет 130 км (Тарифное руководство N 4 "Книга 2 "Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций").
130 км/55 км/день + 2 суток = 4,3 суток.
В связи с тем, что неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные (пункт 2 Правил N 27), в данном случае нормативный срок доставки составляет 5 суток.
Согласно пункта 5.13 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на 1 сутки - на каждую инфраструктуру - при перевозке грузов с участием нескольких инфраструктур.
Таким образом, общий нормативный срок доставки по спорным накладным составляет 13 суток (6 суток по дорогам общего пользования + 5 суток по строящимся дорогам + 2 суток на передачу груза с одной инфраструктуры на другую), доставка была осуществлена за 13 суток, из чего следует, что просрочки перевозчиком не допущено.
При таких обстоятельствах, в требованиях о взыскании 11.636,28 руб. пени по вышеуказанной накладной следует отказать.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о необходимости применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения размера взысканных пени, не принимаются апелляционным судом.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции было заявлено о снижении размера пени за просрочку доставки грузов.
Однако, правила статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.
Ответчик, указывая на необходимость снижения размера ответственности до двукратной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации ввиду незначительной просрочки доставки груза и отсутствия у истца убытков, каких-либо доказательств явной несоразмерности взысканных с него судом пени последствиям нарушения денежного обязательства не представил.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что истец не доказал факт несения убытков по причине несвоевременной доставке грузов и порожних вагонов, отклоняются апелляционным судом, поскольку в силу части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков и именно на ответчика возложена обязанность представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
В настоящем деле расчет неустойки, подлежащей выплате кредитору, был произведен истцом на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации исходя из девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера
Указанная неустойка, ограниченная законом размером провозной платы, по существу, представляет собой наименьший размер платы за пользование вагонами. Поэтому ее уменьшение возможно только в чрезвычайных случаях, а по общему правилу не должно допускаться, поскольку такой размер неустойки не может являться явно несоразмерным последствиям просрочки уплаты денежных средств.
При этом необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия.
Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами.
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Указанная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 г. N 11680/10.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит изменению, с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Закрытого акционерного общества "СИБУР-Транс" следует взыскать пени в размере 2.868.333,24 руб.
В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июля 2014 года по делу N А40-47256/2014 изменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу Закрытого акционерного общества "СИБУР-Транс" (ОГРН 1027700380410) пени в размере 2.868.333 (два миллиона восемьсот шестьдесят восемь тысяч триста тридцать три) рублей 24 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 37.043 (тридцать семь тысяч сорок три) рублей 18 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Лаптева |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47256/2014
Истец: ЗАО "СИБУР-Транс"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала Свердловская железная дорога