г.Москва |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А40-36420/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Бекетовой И.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЗАО "ЛАНДШАФТ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.04.2014 по делу N А40-36420/14 судьи Позднякова В.Д. (93-78)
по заявлению ЗАО "ЛАНДШАФТ" (ОГРН 1027739000740, МО, Одинцовский р-он, д. Жуковка, ул. Ландшафт, ст. 110)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановлений,
при участии:
от заявителя: |
Королева Н.А. по дов. от 04.06.2014 N б/н; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЛАНДШАФТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2014 N 5.2-0181пл-Пс/0448-2014 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 30.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на доказанность события правонарушения, наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, в том числе вины заявителя в его совершении, а также на соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на отсутствие в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения. Приводит доводы о том, что сети газоснабжения и газораспределения, принадлежащие ЗАО "ЛАНДШАФТ" не относятся к опасным производственным объектам, круг которых определен Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ, и деятельность по их эксплуатации не подлежит лицензированию. Указывает, что постановлением Ростехнадзора N 5.2.-0000вн-Пс/0349-2014 от 24.02.2014 уже привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть за то же самое правонарушение.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки ЗАО "ЛАНДШАФТ", в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 20.01.2014 N 181-пр выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта сеть газоснабжения ЗАО "ЛАНДШАФТ" N А02-90295-0001 в составе: газопровод общей протяженностью 10750 м., ГРП (2 ед.), ШРП (2 ед.) (Свидетельство о регистрации в реестре опасных производственных объектов от 13.12.2013 N А02-90295), а именно выявлено, что:
1. Эксплуатируется опасный производственный объект (сеть газоснабжения ЗАО "ЛАНДШАФТ" N А02-90295-0001 в составе: газопровод общей протяженностью 10750 м., ГРП (2 ед.), ШРП (2 ед.), расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, д. Жуковка, д. 110) без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, где используются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые вещества, определенные приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
2. Не представлен в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год".
3. Не представлена в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информация об организации системы управления промышленной безопасностью.
4. Не представлена в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информация о фамилии работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должности, образовании, стаже работы по специальности, дате последней аттестации по промышленной безопасности.
5. Не представлена в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информация о результатах проверок, устранении нарушений, выполнении предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
6. Не представлена в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информация о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
7. Не представлена в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информация о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
8. Не представлена в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информация о инцидентах и несчастных случаях, происшедшие на опасных производственных объектах.
9. Не направлена информация о происшедших на ОПО инцидентах не реже одного раза в квартал в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
10. Не согласован с территориальным органом Ростехнадзора "Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах ЗАО "Ландшафт".
11. ЗАО "ЛАНДШАФТ" не разрабатано положение о производственном контроле.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 21.02.2014 N 5.2-0181пл-А/0326-2014.
В отношении ЗАО "ЛАНДШАФТ" составлен протокол от 21.02.2014 N 5.2-0181пл-А/0327-2014 о выявленном административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
На основании данного протокола вынесено постановление от 04.03.2014 N 5.2-0181пл-Пс/0448-2014 о назначении ЗАО "ЛАНДШАФТ" административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 200 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяют правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в образовательных учреждениях.
В силу Приложения 1 к указанному Закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, и т.д.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта приведены в статье 9 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в числе прочего: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263.
Согласно п. 3 Правил каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта, которое утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также с этими федеральными органами исполнительной власти.
Статьей 10 Закона о промышленной безопасности установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Кроме того, в сфере контроля за безопасностью объектов газопотребления действуют Правила безопасности систем газораспределении и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденные Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России N 9 от 18.03.2003, требования которых также корреспондируют с положениями ст. 9 Закона о промышленной безопасности.
В настоящем случае в ходе проверки административным органом установлено, что заявитель эксплуатирует опасный производственный объект - система газопотребления (свидетельство о государственной регистрации опасных государственных объектов N А02-90295 от 28.03.2012, регистрационный номер А02-90295-0001), в связи с чем является субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Таким образом, на момент проведения проверки у ЗАО "ЛАНДШАФТ" отсутствовала лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта - системы газопотребления.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что факт совершения вмененного Обществу правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела об административном правонарушении.
В обоснование своих требований Общество приводит доводы об отсутствии события вмененного правонарушения, ввиду того, что на момент проведения проверки система газопотребления не относилась к опасным производственным объектам.
Вместе с тем, приказом Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641 внесены изменения в требования к ведению реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (утвержден Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168) и нормы данного Приказа распространяются лишь на объекты, регистрируемые после вступления указанного Приказа в законную силу, а именно после 09.03.2012.
При этом положения данного Приказа не предусматривают автоматического исключения опасных производственных объектов данного вида из реестра опасных производственных объектов.
Порядок исключения из реестра установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции при регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606.
В соответствии с п. 23.3.1 названного Регламента при осуществлении полномочий по исключению опасных производственных объектов (снятия с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов в связи с изменениями, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган заявление.
Таким образом, исключение опасных производственных объектов из государственного реестра опасных производственных объектов носит заявительный характер.
В настоящем случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, опасный производственный объект "система газопотребления", эксплуатируемый ЗАО "ЛАНДШАФТ", зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов на основании свидетельства о государственной регистрации в реестре опасных производственных объектов N А02-90295 от 28.03.2012.
Утверждение общества о том, что эксплуатируемая система газопотребления не подлежит лицензированию, отклоняется как основанная на неверном толковании норм права.
Как следует из пункта 4 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для газораспределительных станций и сетей газораспределения и газопотребления критерием установления класса опасности и отнесения их к категории опасных производственных объектов является давление газа. Так, II класс опасности устанавливается для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением равными или ниже 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением равным или ниже 1,6 мегапаскаля.
Система газопотребления общества относится к опасным производственным объектам не ниже III класса опасности, в связи с чем общество для его эксплуатации обязано иметь соответствующую лицензию.
Все изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях заявителя имеются событие и состав административного правонарушения (в том числе вина Общества в совершении правонарушения), предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что постановлением Ростехнадзора N 5.2.-0000вн-Пс/0349-2014 от 24.02.2014 Общество уже привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть за то же самое правонарушение, не принимается судебной коллегий во внимание в силу следующего.
В рамках дела N 5.2.-0000вн-Пс/0349-2014 ответчиком проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЗАО "ЛАНДШАФТ" на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.12.2013, составленного зам. Одинцовского городского прокурора Московской области. В настоящем случае проводилась плановая выездная проверка на основании распоряжения Ростехнадзора от 20.01.2014 N 181-пр.
Кроме того, помимо отсутствия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, ответчиком были выявлены иные нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта.
Принимая во внимание сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.04.2014 по делу N А40-36420/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36420/2014
Истец: ЗАО "ЛАНДШАФТ"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору, ЦУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ