г. Москва |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А40-44785/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
Судей |
Бекетовой И.В. |
|
Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2014 по делу NА40-44785/2014 судьи Кастальской М.Н. (153-400)
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679; 129110, г. Москва, Олимпийский пр-т, д.5, стр.1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Шевчук И.В. по дов. от 01.11.2013
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2014 постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее - Роспотребнадзор по Москве) от 07.03.2014 N 26-00232 о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - Общество) к административной ответственности на основании ст.8.2 КоАП РФ признано незаконным в части размера административного штрафа, снизив размер штрафа до 100 000 руб.
В остальной части постановление оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и подлежащим отмене в связи с неверным толкованием норм материального права.
Указывает на то, что Общество не является специализированной организацией, не имеет лицензии и не осуществляет деятельности по использованию, обезвреживанию или захоронению отходов, не эксплуатирует и не имеет в собственности объекты размещения отходов, т.е. не является субъектом вменяемого правонарушения.
Просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении.
Отзыв на апелляционную жалобу Роспотребнадзором по Москве не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора по Москве поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что факт совершения Обществом вмененного правонарушения доказан, вынесенное постановление законно и обосновано.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Роспотребнадзора по Москве, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 12.02.2014 на основании распоряжения от 28.01.2014 N 01-0012 сотрудниками Роспотребнадзора по Москве была проведена проверка автозаправочного комплекса ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Смольная, д. 4.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 12.02.2014 N 01-0012, согласно которому, в том числе, установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", организовав место для временного накопления и сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на улице, на открытой, незащищенной от постороннего доступа территории АЗС по адресу г. Москва, ул. Смольная, д.4, не обеспечило безопасность при обращении с ртутьсодержащими лампами, что привело к несоблюдению правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и могло повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан. В связи с тем, что ртуть относится к 1 классу опасности (очень опасный яд), в связи с тем, что нарушение целостности хотя бы одной лампы, может повлечь за собой загрязнение окружающей среды и создать угрозу здоровью человека, при обращении с ртутьсодержащими отходами законом установлена обязанность иметь специальные контейнеры - герметичные оборотные (сменные) емкости, представляющие собой металлический бак с брезентовым чехлом и полиэтиленовым мешком для боя, а также выделить место для их безопасного хранения.
27.02.2014 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по г. Москве с участием представителя Общества по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении, которым ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в нарушении ст.ст. 3, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.3.5, 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровья граждан, вреда животным, растениям и окружающей среды".
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Москве от 07.03.2014 N 26-00232, вынесенным с участием представителя Общества по доверенности, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования в части, суд обоснованно исходил из того, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в действиях или бездействии, состоящих в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.3 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии со ст.11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 1 данного закона установлены следующие основные понятия:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
-обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
-размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
-хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
-захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
-объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).
Правила являются обязательными для всех юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы), индивидуальных предпринимателей, и физических лиц.
Правилами также установлено, что:
- потребители ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением;
- накопление - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп;
- специализированные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности;
- не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
- сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12, состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства; при этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В связи с этим, суд правильно посчитал, что в действиях Общества доказано событие вмененного административного правонарушения, а доказательств обратного заявителем не представлено ни в ходе проверки, ни в суде.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из ч.2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Поэтому, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Оценивая наличие субъективной стороны вмененного Обществу правонарушения, суд обоснованно отметил, что вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя экономическую деятельность, он обязан знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено, фактов выполнения всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения Обществом не представлено.
Факт того, что Общество не установило контейнер для сбора и накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп по адресу: г.Москва, ул. Смольная, д. 4, заявителем не опровергнут.
Довод апелляционной жалобы о том, что Общество не является специализированной организацией, следовательно, не является субъектом вменяемого правонарушения, правомерно не принят судом первой инстанции.
Федеральным законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, Общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Федерального закона, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Процедура привлечения заявителя к ответственности административным органом соблюдена. Нарушений, влекущих отмену постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ отягчающих обстоятельств в соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ на основании ч.2 ст.211 АПК РФ правомерно изменил оспариваемое постановление в части примененной меры ответственности и назначил Обществу административный штраф в минимальном размере санкции ст.8.2 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.4 ст.270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2014 по делу N А40-44785/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44785/2014
Истец: ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве