г. Москва |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А40-51344/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Якутова Э.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 в порядке упрощенного производства апелляционные жалобы ОАО "МОСГАЗ", Государственной жилищной инспекции города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-51344/14 судьи Дранко Л.А. (79-435),
по заявлению ГУП ДЕЗ Алексеевского района (ОГРН 1037739594694; 129164, г.Москва, ул. Маломосковская, д. 6, к. 2)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
третьи лица: ОАО "МОСГАЗ", ООО "ВИЗМА"
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Бирюков Ю.А. по дов. от 31.03.2014;
от третьих лиц: ОАО "МОСГАЗ", Абакумов А.Ю.;
ООО "ВИЗМА", не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 было удовлетворено заявление ГУП ДЕЗ Алексеевского района (далее - ГУП) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция) от 13.03.2014 N 03-116/14-93 о привлечении к административной ответственности по ст.9.1 КоАП г.Москвы.
Мосжилинспекция не согласилась с решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой считает, что судом первой инстанции не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 КоАП г.Москвы.
Просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "МОСГАЗ" также не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что вынесенное решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве ООО "ВИЗМА" не согласно с доводами апелляционной жалобы ОАО "МОСГАЗ".
Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ОАО "МОСГАЗ" - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционные жалобы заявителем не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица - ООО "ВИЗМА", надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "МОСГАЗ" в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 26.02.2014 на основании распоряжения от 14.02.2014 N Р-СВ-0050-ОЭС должностным лицом Мосжилинспекции проведена плановая выездная проверка в отношении ГУП ДЕЗ Алексеевского района с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора ЖК РФ в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год.
В ходе проведения проверки по адресам: г.Москва, ул. Константинова, д. 10, корп. 1, д. 10, корп. 2, д. 12, д. 14, были выявлены нарушения Обществом п.п.3.4, 3.16, 3.17, 3.18, 3.53 Норматива Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2004/03), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.11.2004 N 758-ПП, (далее - Норматив по эксплуатации жилищного фонда), а именно:
- ул. Константинова, д. 10, корп. 1: не проводится инструктаж с жителями 1-х этажей о мерах безопасности при обнаружении запаха газа; не окрашен участок газопровода в кв. 54;
- ул. Константинова, д. 10, корп. 2: не заделан футляр на газопроводе кв. 65; отсутствует крепление газового стояка кв. 78; не проводится инструктаж с жителями 1-х этажей о мерах безопасности при обнаружении запаха газа;
- ул. Константинова, д. 12: не проводится инструктаж с жителями 1-х этажей о мерах безопасности при обнаружении запаха газа;
- ул. Константинова, д. 14: не заделаны по техническим условиям футляры на газопроводе со стороны фасада вводы в квартиры 1-х этажей подъезд N 2 (2 шт); не проводится инструктаж с жителями 1-х этажей о мерах безопасности при обнаружении запаха газа.
Указанные нарушения зафиксированы в актах проверки от 26.02.2014 N N СВ-0066-ГТИ, СВ-0067-ГТИ, СВ-0068-ГТИ, СВ-0069-ГТИ и ГУП выданы соответствующие предписания от 26.02.2014 N N СВ-0066-ГТИ, СВ-0067-ГТИ, СВ-0068-ГТИ, СВ-0069-ГТИ.
27.02.2014 должностным лицом Мосжилинспекции с участием представителя ГУП составлен протокол об административном правонарушении N СВ-116/14-ГТИ, которым ГУП ДЕЗ Алексеевского района вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.1 КоАП г.Москвы.
Постановлением Мосжилинспекции от 13.03.2014 N 03-116/14-93, вынесенным без участия надлежаще извещенного законного представителя ГУП, ГУП ДЕЗ Алексеевского района было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.1 КоАП г.Москвы и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Удовлетворяя заявленные ГУП требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия в действиях ГУП ДЕЗ Алексеевского района состава административного правонарушения.
При этом суд правомерно указал на то, что согласно ст.9.1 КоАП г.Москвы нарушение установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п.2.1 Норматива по эксплуатации жилищного фонда внутренний газопровод (он же - внутридомовый) - газопровод, проложенный внутри здания от места его первичного пересечения конструкций здания до места подключения газовых приборов и аппаратов, использующих газ в качестве топлива для приготовления пищи, горячего водоснабжения, децентрализованного отопления.
Следовательно, газопровод, подлежащий заделке в футляры, в месте пересечения конструкции здания со стороны фасада, является внутридомовым газопроводом.
Требованиями п.3.1 Норматива по эксплуатации жилищного фонда установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, ремонт, эксплуатация систем газоснабжения в многоквартирных домах и жилых домах осуществляется в соответствии с требованиями строительных норм, правил и стандартов специализированными организациями.
В силу п.6 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила), работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с п.2 Правил под специализированной организацией понимается газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Согласно Регламента на техническое обслуживание внутридомового газопровода и диагностику газовых приборов с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилых домах города Москвы (разработан ОАО "МОСГАЗ", утв. Первым заместителем Мэра Москвы 02.10.2010) техническое обслуживание внутридомового газопровода и диагностика газовых приборов производятся на основании договора, заключаемого с управляющей жилищным фондом компанией.
Пунктом 1.1. Регламента установлено, что настоящий Регламент определяет порядок выполнения работ, выполняемых специализированными организациями по техническому обслуживанию внутридомового газопровода и диагностике газовых приборов с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового газового оборудования в жилых домах города Москвы.
Как установлено п.3.1 Регламента при техническом обслуживании внутридомового газопровода выполняются, в том числе, следующие виды работ - проверка состояния окраски и крепления газопровода, наличия футляров и их заделки в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции здания.
Событие административного правонарушения подтверждается актами проверки от 26.02.2014 N N СВ-0066-ГТИ, СВ-0067-ГТИ, СВ-0068-ГТИ, СВ-0069-ГТИ, а также протоколом об административном правонарушении от 27.02.2014 N СВ-116/14-ГТИ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств совершения выявленного административного правонарушения ГУП ДЕЗ Алексеевского района, а также наличия вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
Из совокупного толкования приведенных норм и требований следует, что ремонт, эксплуатация систем газоснабжения в многоквартирных домах и жилых домах осуществляются специализированными организациями. На управляющие организации возложена обязанность заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией и выполнять его условия в соответствующей части.
Форма Договора на выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газопровода и диагностике газовых приборов с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилых домах города Москвы утверждена в приложении N 1 к Регламенту.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что 07.12.2012 между ГУП г.Москвы "МОСГАЗ" (исполнитель) и ГУП города Москвы Дирекция единого заказчика Алексеевского района (заказчик) заключен Договор N 01-45/13 УК на выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газопровода и диагностике приборов с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилых домах города Москвы (Договор), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию действующих внутридомовых газопроводов и диагностике газовых приборов, а также аварийно-диспетчерскому обеспечению (далее - работы) по объектам, указанным в Приложении N 1 к настоящему договору. Техническое обслуживание внутридомового газопровода и диагностика газовых приборов производится в соответствие с годовым графиком (Приложение N 2 к настоящему договору).
ОАО "МОСГАЗ" является правопреемником ГУП г.Москвы "МОСГАЗ" на основании распоряжения Департамента имущества города Москвы от 08.11.2012 N 3684р.
Пунктом 5.1.2 договора установлено, что исполнитель обязан выполнять на свой риск, собственными силами и средствами комплекс работ, предусмотренных условиями Договора и Регламентом на техническое обслуживание внутридомового газопровода и диагностику газовых приборов с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилых домах города Москвы.
Согласно п.5.1.4 договора по результатам проведения технического обслуживания исполнитель обязан, в том числе, оформлять уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений в эксплуатации газового оборудования.
ГУП ДЕЗ Алексеевского района в соответствии с требованиями Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, приложения 2 Норматива по эксплуатации жилищного фонда и Регламента на техническое обслуживание внутридомового газопровода и диагностику газовых приборов с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилых домах города Москвы заключен и исполняется договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Доказательства того, что специализированной организацией в порядке заключенного договора с ГУП ДЕЗ Алексеевского района выдавались уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений в эксплуатации газового оборудования в деле отсутствуют и административным органом в нарушение требований ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 АПК РФ не представлены. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у управляющей организации информации от специализированной организации о нарушениях и необходимости их устранения.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что ГУП не является специализированной организацией в понимании п.2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, следовательно, в силу вышеприведенных норм не имеет законных полномочий на ремонт и эксплуатацию систем газоснабжения в многоквартирных домах и жилых домах. Доказательства обратного отсутствуют и заинтересованным лицом не представлены.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст.24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность
В силу ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая приведенную правовую норму, суд апелляционной инстанции, исходя из установленных обстоятельств дела, соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае материалами дела об административном правонарушении не доказана вина ГУП ДЕЗ Алексеевского района в совершении вменяемого административного правонарушения и достоверных доказательств совершения заявителем вменяемого административного правонарушения, административным органом не представлено.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы, апелляционных жалоб, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных ГУП требований.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-51344/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51344/2014
Истец: ГУП г.Москвы "Дирекция единого заказчика Алексеевского района", ГУП г.Москвы ДЕЗ Алексеевского района
Ответчик: Государственная жилищная инспекция г. Москвы, Государственная жилищная инспекция г. Москвы (Мосжилинспекция)
Третье лицо: ОАО "МОСГАЗ", ООО "Визма"