г. Москва |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А41-21333/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от администрации Пушкинского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "Деметра": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года по делу N А41-21333/14, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску администрации Пушкинского муниципального района Московской области к закрытому акционерному обществу "Деметра" о взыскании денежных средств по договорам о предоставлении целевых бюджетных средств
УСТАНОВИЛ:
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу (ЗАО) "Деметра" о взыскании денежных средств в размере:
- 36 000 рублей согласно договору о предоставлении целевых бюджетных средств N 8 от 31.10.11;
- 145 000 рублей согласно договору о предоставлении целевых бюджетных средств N 9 от 31.10.11;
- 115 000 рублей согласно договору о предоставлении целевых бюджетных средств N 10 от 31.10.11;
- 450 000 рублей согласно договору о предоставлении целевых бюджетных средств N 1 от 19.11.12;
- 53 000 рублей согласно договору о предоставлении целевых бюджетных средств N 2 от 19.11.12 (л.д. 5-8).
Иск заявлен на основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2014 года по делу N А41-12168/14 были выделены в отдельное производство требования по договору N 9 от 31.10.11 о предоставлении целевых бюджетных средств из бюджета Пушкинского муниципального района в форме субсидии по осуществлению частичной компенсации затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях в размере 145 000 рублей; по договору N 10 от 31.10.11 о предоставлении целевых бюджетных средств из бюджета Пушкинского муниципального района в форме субсидии на поддержку и развитие субъектам молодежного предпринимательства в части компенсации затрат по аренде помещения в размере 115 000 рублей; по договору N 1 от 19.11.12 о предоставлении целевых бюджетных средств из бюджета Пушкинского муниципального района в форме субсидии по осуществлению частичной компенсации затрат субъектам малого и среднего предпринимательства с численностью работников 50 или более человек, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития модернизации товаров (работ, услуг) в размере 450 000 рублей; по договору N 2 от 19.11.12 о предоставлении целевых бюджетных средств из бюджета Пушкинского муниципального района в форме субсидии по осуществлению частичной компенсации затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях в размере 53 000 рублей, с присвоением самостоятельных номеров (л.д. 3-4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2014 года было возбуждено производство по делу N А41-21333/14 по иску администрации Пушкинского муниципального района Московской области к ЗАО "Деметра" о взыскании 145 000 рублей согласно договору о предоставлении целевых бюджетных средств N 9 от 31.10.11 (л.д. 1-2).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил взыскать с ЗАО "Деметра" 145 000 рублей по договору N 9 от 31.10.11 (л.д. 29-30).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года в удовлетворении иска было отказано (л.д. 132-134).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Пушкинского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на нарушение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 137-138).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Пушкинском муниципальном районе на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением администрации Пушкинского муниципального района N 2374 от 31.08.09 (л.д. 113-122), между администрацией Пушкинского муниципального района Московской области (Администрация) и ЗАО "Деметра" (Получатель) 31.10.11 был заключен договор N 9 о предоставлении целевых бюджетных средств из бюджета Пушкинского муниципального района, сформированных за счет средств бюджетов разных уровней, в форме субсидии по осуществлению частичной компенсации затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях (л.д. 10-11).
По условиям договора N 9 от 31.10.11 Получатель обязуется обеспечить в 2011 году создание 2 новых рабочих мест, выручку от реализации товаров, продукции, работ услуг в размере 184 000 000 рублей, среднюю заработную плату работников не менее 19 100 рублей, а также предоставить отчет о выполнении названных условий с приложением соответствующих документов.
Размер субсидии в соответствии с пунктом 3.1. договора от 31.10.11 составил 145 000 рублей.
Платежным поручением N 1744 от 29.11.11 ЗАО "Деметра" были перечислены денежные средства в сумме 145 000 рублей в качестве субсидии (л.д. 33).
Пунктом 5.2. договора N 9 от 31.10.11 установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств получатель субсидии обязан в бесспорном порядке по письменному требованию Администрации возвратить полученную субсидию в бюджет Пушкинского муниципального района не позднее 01.05.12.
01.11.13 Контрольно-счетной палатой Московской области был составлен акт по результатам контрольного мероприятия "Анализ реализации отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы", из которого следует, что ЗАО "Деметра" ненадлежащим образом были исполнены условия договора N 9 от 31.10.11, поскольку показатели деятельности ответчика по выполнению обязательств не соответствуют показателям информации о деятельности Получателя субсидии, предусмотренным пунктами 2.2.3 договора (л.д. 24-27).
Так, выручка общества в 2011 году составила 154 031 000 рублей, вместо 184 000 000 рублей, установленных договором N 9 от 31.10.11, а по данным Управления ФНС по Московской области - 153 335 000 рублей.
24.12.13 администрация Пушкинского муниципального района Московской области направила в адрес ЗАО "Деметра" требование N 339/16 о возврате в течение 30 дней полученных субсидий в размере 145 000 рублей (л.д. 17-18).
Оставление указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что условия договора ответчиком выполнены в полном объеме.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Так в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом 5.2. договора N 9 от 31.10.11 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения пунктов 2.2.1 и 2.2.2 Договора, Получатель обязан в бесспорном порядке по письменному требованию Администрации возвратить полученную Субсидию в бюджет города Пушкино не позднее 01.05.12.
Как указывалось выше, согласно пункту 2.2.1. договора Получатель обязан обеспечить в 2011 году создание 2 новых рабочих мест, выручку от реализации товаров, продукции, работ услуг в размере 184 000 000 рублей, среднюю заработную плату работников не менее 19 100 рублей, а также предоставить отчет о выполнении названных условий с приложением соответствующих документов.
Согласно пункту 2.2.2. договора N 9 от 31.10.11 Получатель обязан предоставить в Администрацию до 15.01.12 информацию о выполнении принятых на себя обязательств.
В соответствии с отчетом ЗАО "Деметра" в 2011 году среднесписочное количество сотрудников было увеличено на 5 человек и составило 65 человек, средняя заработная плата составила 21 442 рубля (по условиям договора - 19 100 рублей), выручка составила 154 031 000 рублей (по договору - 184 000 000 рублей) (л.д. 13).
Таким образом, ЗАО "Деметра" выполнило свои обязательства в части увеличения числа рабочих мест и средней заработной платы.
Из представленных в материалы дела ЗАО "Деметра" заявок, актов, платежных поручений, счетов и счетов-фактур, выписки с лицевого счета следует, что в 2011 году ответчик потратил на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях 167 984 рубля (л.д. 66-85).
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что полученные от истца денежные средства были использованы по целевому назначению.
Выручка общества в 2011 году составила по данным Управления ФНС по Московской области 153 335 000 рублей, что ниже установленных договором N 9 от 31.10.11 значений.
Между тем, согласно счету 51 бухгалтерской отчетности ответчика общий доход ЗАО "Деметра" на конец 2011 года составил 206 131 000 рублей (л.д. 86-97).
Учитывая изложенное, факт целевого использования субсидий, их невозвратный характер, то обстоятельство, что требование о возврате субсидий было направлено за пределами срока их отзыва, установленного договором N 9 от 31.10.11, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условия и цели выдачи субсидии фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению.
Следует отметить, что освоение денежных средств и получение прибыли от их использования носит длительный характер, предоставление субсидий на обучение персонала не может иметь мгновенный эффект в виде повышения производительности предприятия, достижение целей договора N 9 от 31.10.11 в части обеспечения значительного роста прибыли в краткосрочный период (фактически в течение нескольких месяцев после предоставления субсидий), является маловероятным.
Вместе с тем, к моменту обращения администрации Пушкинского муниципального района Московской области с требованием о возврате субсидий в 2013 году, названные денежные средства были использованы ответчиком с достижением поставленных целей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не опровергающие выводов суда первой инстанции и основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года по делу N А41-21333/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21333/2014
Истец: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области
Ответчик: ЗАО "Деметра"