г. Москва |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А40-22794/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2014
по делу N А40-22794/14, принятое судьей Абызовой Е. Р. (шифр судьи 137-200),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО" (ОГРН 1036758309719, 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, 77, А)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Егорова Н.Н. по доверенности N 272 от 04.06.2014;
от ответчика: Скопина П.В. по доверенности N 212/2/625 от 30.07.2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны РФ о взыскании 501.628 руб. 48 коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию, 7.034 руб. 95 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, с начислением процентов на сумму 501.628 руб. 48 коп. за период, начиная с 11.02.2014 по день исполнения денежного обязательства.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.06.2014 по делу N А40-22794/14 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2014, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2014 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2012 по делу N А40-30117/12-138-273, ответчик на основании Государственного контракта N 23041/3 от 23.04.2010 является собственником 55 квартир общей площадью 3 163,1 кв. м в многоквартирном доме по адресу: Смоленская область, г. Рославль, 16 микрорайон, д. 21, корп. 1, тепловое обеспечение которого осуществляет истцом с полученного в аренду по Договору аренды имущества от 07.10.2011 теплового пункта N 6, в связи с чем истцом в адрес ответчика для подписания был направлен Государственный контракт N 300399.
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленскрегионтеплоэнерго" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность по отпуску тепловой энергии на территории Смоленской области с 01.06.2003 года. Рославльский филиал вышеназванного предприятия, как структурное подразделение ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго", осуществляет деятельность по отпуску тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) населению, юридическим лицам г. Рославля (Рославльского района) с 01.06.2003 г.
Поставка тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Рославль. 16 мик-рн., д.21, осуществляется от теплового пункта N 6.
Согласно договора аренды от 07.10.2011 г. указанный тепловой пункт муниципальное имущество, предоставленное ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в аренду для использования в производственных целях для передачи тепловой энергии.
06.12.2011 исх. N 4573 Рославльским филиалом ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в адрес Министерства обороны Российской Федерации направлен Государственный контракт на подачу (отпуск) и потребление тепловой энергии, а так же предъявлялись счета на оплату тепловой энергии, пошедшей на отопление 55 квартир, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных по адресу: г.Рославль, 16мик-рн., д.21.
В период с сентября по декабрь 2013 (включительно) истцом произведен отпуск тепловой энергии на общую сумму 501.628 руб. 48 коп.
В целях досудебного порядка урегулирования спора, истец в адрес ответчика направил претензию исх.N 212 от 20.01.2014, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку Приказом Министра обороны РФ от 04.12.2012 N 1687 спорные квартиры закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Смоленская КЭЧ" Министерства обороны РФ.
Приказом от 17.12.2010 N 1871 ФГКУ "Смоленская КЭЧ" Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Между тем, с данными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления на 55 квартир в доме 21 по вышеуказанному адресу не зарегистрировано.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
У Министерства обороны РФ, как представителя собственника, возникла обязанность по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги согласно ст. 153 ЖК РФ, где указано, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать задолженность в размере 501.628 руб. 48 коп. за отпущенную тепловую энергию.
В денежных обязательствах, предусматривающих обязанность должника уплатить денежные средства, на просроченную уплатой сумму подлежат начислению проценты на основании ст. 395 ГК РФ.
В связи с этим и на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ, Истец имеет право на получение от Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования) на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами согласно расчету истца составила 7.034 руб. 95 коп. за период с 10.10.2013 по 10.02.2014.
Расчет проверен, является правильным.
В силу пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 51 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", проценты подлежат уплате за весь период пользования чужими средствами по день фактической уплаты этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не определен более короткий срок.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга в размере 501.628 рублей 48 копеек, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых, начиная с 11.02.2014, по день фактической уплаты долга, подлежат удовлетворению.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, и его приватизации, Министерство обороны РФ осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Фактическое оказание услуг подтверждается представленными истцом первичными документами по договорам, заключенным им с ресурсоснабжающими и другими, оказывающими услуги организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Пунктом 3 ст. 137 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии со ст. ст. 307 - 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
По искам к Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, являясь представителем, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Министерство обороны Российской Федерации участвовало в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества Российской Федерации и, являясь надлежащим представителем ответчика, представляло не интересы собственно Минобороны России, а интересы Российской Федерации в указанном споре.
С учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.06.2014 по делу N А40-22794/14 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО" (ОГРН 1036758309719) за счет казны Российской Федерации долг в размере 501.628 (пятьсот одна тысяча шестьсот двадцать восемь) рублей 48 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7.034 (семь тысяч тридцать четыре) рубля 95 копеек за период с 10.10.2013 по 10.02.2014, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга в размере 501.628 рублей 48 копеек, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых, начиная с 11.02.2014, по день фактической уплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в размере 15.173 (пятнадцать тысяч то семьдесят три) рубля 27 копеек.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22794/2014
Истец: ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго"
Ответчик: Министерство обороны РФ