г. Хабаровск |
|
15 сентября 2014 г. |
А73-2820/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Карасева В.Ф., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
в судебном заседании участвовали:
от ОАО "РЖД": Раевская А.В. по доверенности от 06.02.2014
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 26 июня 2014 года
по делу N А73-2820/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Захаренко Е.Н.
по иску индивидуального предпринимателя Вингурского Александра Константиновича
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пеней за просрочку доставки груза
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Вингурский Александр Константинович ОГРНИП 304650135200505 (далее - Предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с иском о взыскании на основании ст.97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) пени за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом по 9-ти накладным в общей сумме 1 236 517,63 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением 14.04.2014 привлечено открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (далее - ОАО "СахМП").
Решением арбитражного суда от 26.06.2014 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение отменить и принять новый судебный акт. Полагает неверно определенными судом сроки отправления грузов на станцию назначения по ряду накладных - дата отправления указывается в календарном штемпеле, проставленном на оборотной стороне дорожной ведомости и в накладной в графе "прием груза к перевозке" (накладные АП 678053, АП 678032, АП 678088). Считает, что истцом соблюден претензионный порядок не на всю сумму иска, а лишь на часть - претензии направлены на сумму 1 118 299 руб., что меньше на 118 218,63 суммы иска; в сумму иска включены платежи за морскую перевозку при том, что морской фрахт в претензиях не заявлялся; в этой связи полагает иск в соответствующей части подлежащим оставлению без рассмотрения на основании ст.148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Не соглашается с выводом суда о недоказанности вины морского перевозчика в допущенной просрочке доставки груза. Настаивает на необходимости применения ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ввиду явной несоразмерности начисленных пени последствиям нарушения обязательства - заявленная истцом сумма составляет практически полную стоимость провозной платы, что лишает перевозчика в полном объеме платы за оказанные услуги, предлагает снизить размер пени до двукратной учетной ставки Банка России.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель просит оставить решение без изменения. Сообщает, что сумма иска в сравнении с итоговым размером пени по претензиям увеличена на сумму морского фрахта; неуказание в претензиях платы, причитающейся морскому перевозчику, не считает обстоятельством, свидетельствующим о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, учитывая указание в претензиях тех же накладных и дней просрочки, которые заявлены в иске; ссылается на право истца увеличить размер исковых требований; в этой связи считает довод жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка разрешения спора несостоятельным. По поводу применения ст.333 ГК РФ - считает, что ответчик не доказал несоразмерность начисленной неустойки, в связи с чем оснований для уменьшения предъявленной к взысканию суммы не имеется.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" привел доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении; подчеркнул, что неверное определение даты отправления груза и выводы об отсутствии вины морского перевозчика в допущенной просрочке влияют на результаты дальнейших разбирательств с морским перевозчиком. От истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представители не явились, при этом от истца поступило письменное ходатайство (изложено в отзыве) о рассмотрении дела без участия его представителя.
Проверив законность решения от 26.06.2014, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов на нее и выступления участника процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, в период с 15.10.2013 по 14.12.2013 со станций Барнаул, Рубцовск, Новоблаговещенка (Западно-Сибирская железная дорога) до станции Южно-Сахалинск - грузовой Дальневосточной железной дороги через морскую переправу Ванино-Холмск в адрес получателя - Предпринимателя посредством прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения направлен и в период с 19.12.2013 по 17.01.2014 выдан получателю груз. Данное подтверждается накладными в количестве 9 штук:
АП 678045 (вагон N 52442639)
АП 678053 (вагон N 24553877)
АП 678032 (вагон N 24604571)
АП 654016 (вагон N 52120888)
АП 690933 (вагон N 24335721)
АП 678059 (вагон N 24483463)
АН 680082 (вагон N 24411381).
Истец, ссылаясь на несоблюдение сроков доставки груза по вышеуказанным накладным и определив просрочку доставки длительностью от 1 до 45 суток, обратился к перевозчику, выдавшему груз (ОАО "РЖД"), с претензиями от 25.12.2013 и от 10.01.2014: N 10 (накладная АП 678045), N 11 (накладная АП 678053), N 12 (накладная АП 678032), N 13 (накладная АП 654016), N 14 (накладная АП 690933), N 15 (накладная 678059), N 16 (накладная АП 680082), N 17 (накладная АП 680087), N 18 (накладная АП 678088), N 9/П (накладная АП 592519), в которых просил оплатить пени за просрочку доставки груза, начисленные на основании ст.97 Устава.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
При проверке соблюдения претензионного порядка разрешения спора, который является обязательным для настоящего иска в силу ст.797 ГК РФ и ст.120 Устава, установлено следующее.
В претензиях истца от 25.12.2013 и от 10.01.2014 содержится требование об уплате пени, начисленной по 9-ти спорным накладным за просрочку доставки груза, при этом количество дней просрочки в расчете иска не превышает количества, учтенного в претензиях по каждой из спорных отправок. Вышеперечисленные претензии содержат требования об оплате пени на общую сумму 1 118 299 руб.
Настоящий иск, как указано выше, заявлен на основании этих же накладных и в пределах обозначенных в претензиях просрочек, но на большую сумму - 1 236 517,63 руб.
Из представленных в деле документов следует, что увеличение размера пени по спорным отправкам обусловлено составлением расчета иска с учетом стоимости перевозки исходя из двух составляющих - провозной платы за железнодорожную перевозку (на материковом отрезке пути и на островном) и платы за перевозку морем, в то время как в претензиях учитывалась лишь плата за перевозку железнодорожным транспортом.
Указанное уточнение расчета размера пени - исходя из общей суммы провозной платы при смешанной перевозке, а не ее части, не свидетельствует об обращении истца в суд, минуя законодательно установленный досудебный порядок урегулирования спора, поскольку истец (грузополучатель) уведомил перевозчика (ответчика по делу) о наличии у него претензий относительно срока доставки груза в вагонах, следующих по накладным, учтенным в иске; соответствующие претензии получены ОАО "РЖД", но отклонены. При этом претензионный порядок направлен на урегулирование конфликта без вмешательства суда, что делает возможным разрешение возникающих на этом этапе вопросов, включая предложенный в расчете размер провозной платы. После передачи спора в суд, ввиду его неурегулирования в досудебном порядке, истец не лишен права проверить свой расчет и скорректировать его по своему усмотрению в пределах заявленных в претензии требований; при этом под требованием суд подразумевает реквизиты спорной отправки, то есть номера вагонов и накладных, но не сумму пени (сумма подлежит проверке судом на предмет правильности расчета в любом случае, в том числе в части принятых за основу данных о провозной плате и периоде просрочки).
С учетом вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о соблюдении истцом - Предпринимателем претензионного порядка разрешения спора, возникшего в связи с доставкой груза в вагонах по вышеперечисленным накладным. Следовательно, отсутствуют основания для применения ст.148 АПК РФ и оставления без рассмотрения требования по этим отправкам в части, касающейся увеличения суммы пени за счет изменения взятого за основу размера провозной платы; соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Далее иск подлежит проверке по существу заявленных требований.
В силу ст.793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 33 Устава перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Нормы ст.97 Устава устанавливают ответственность за просрочку доставки грузов в виде уплаты перевозчиком пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч.1 ст.29 настоящего Устава обстоятельств. При этом в соответствии со ст. 75 и ст.97 Устава при нарушении общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, в виде уплаты пеней в размере, который рассчитывается исходя из стоимости перевозки в целом, но не ее части.
В п.25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
При разрешении настоящего спора апелляционный суд исходит из того, что по спорным перевозкам просрочка доставки груза, учитывая предельный срок доставки согласно нормативно установленному расчету, составила от 1 до 40 суток. Указанное не оспаривается и не опровергается участниками спора.
В представленных накладных (за исключением накладных АП 680082 и АП 680087, где согласовано продление на 3 суток, но это продление не повлияло на размер пени ввиду его законодательного ограничения и учитывая просрочку по доставке свыше 12 дней) нет отметок, свидетельствующих о согласовании сторонами перевозочного процесса иных, отличных от нормативных, сроков доставки груза (п.11 Правил 27).
Обстоятельств, предусмотренных п.6 Правил N 27, в силу которых срок доставки груза увеличивается, по представленным в деле документам в данном случае не установлено; в том числе нет доказательства вины грузополучателя в неприеме груза.
При таких условиях составленный истцом расчет пени, которые по каждой накладной не превышают размера платы за перевозку данных грузов, является правильным, в том числе с арифметической точки зрения.
Ответчик до принятия решения заявил о применении правил ст.333 ГК о снижении начисленных пени. Данное ходатайство отклонено арбитражным судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает отклонение заявления ответчика о снижении пени обоснованным, исходя из следующего.
Согласно ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Данное правило применимо и к законной неустойке, в том числе предусмотренной Уставом - соответствующее разъяснение содержится в п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81 (далее - Постановление N 81). В этом же постановлении указано на то, что неустойка может быть снижена судом только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика, который должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
В данном случае ответчик, заявив о снижении пени, мотивировал их несоразмерность тем, что они равны (приближены) к размеру провозной платы.
Между тем данное обстоятельство само по себе не является свидетельством несоразмерности неустойки, установленной законом.
При этом следует отметить, что взыскиваемый в рамках иска размер пени менее суммарной платы за перевозку по всем учтенным в иске накладным. С учетом действующих нормативов предельный размер пени (равный размеру провозной платы) начисляется за просрочку доставки длительностью начиная с 12 дней; в данном случае доставка груза просрочена на меньшее время по 2 накладным из 9 заявленных.
Апелляционный суд также исходит из того, что доказательств принятия перевозчиком всех разумных мер к недопущению просрочки доставки груза в данном случае не представлено, также как не представлено доказательств принятия ответчиком каких-либо мер к сокращению просрочки, в том числе после истечения 12-ти суток с нормативно рассчитанной даты доставки груза.
При этом апелляционный суд учитывает, что ответчик является профессиональным участником перевозочного процесса и должен исходить из реальной возможности перевозки в установленный срок принимаемого объема груза. При невозможности обработки соответствующего количества вагонов в установленные сроки перевозчик может принять определенные меры - отказаться от перевозки либо предложить контрагенту продлить срок доставки.
Иных доводов и доказательств, в том числе подтверждающих незначительность возможных для истца убытков допущенной просрочкой, ответчик не привел. При этом, вопреки позиции ответчика, истец не обязан доказывать наступление для него неблагоприятных последствий допущенным нарушением обязательств со стороны ответчика, кредитор вправе представлять соответствующие документы для опровержения позиции ответчика, представившего доказательства явной несоразмерности неустойки (п.1 Постановления N 81); в данном случае, как указано выше, ответчик соответствующих подтверждений не представил.
Доводы ответчика о неверном указании в решении дат приема груза к перевозке по накладным АП 678053, АП 678032, АП 678088 правомерны - груз по этим накладным, учитывая п.2 Правил N 27, принят к перевозке 26.10.2013, 15.10.2013, 24.11.2013 соответственно, что подтверждается проставленными в накладных штемпелями, в то время как в решении указаны даты, на которые по этим отправкам назначена погрузка (27.10.2013, 16.10.2013, 23.11.2013). Однако данная неточность не повлияла на результат разрешения настоящего спора, учитывая значительное количество дней просрочки доставки груза по этим накладным и ограничение размера пени в силу действующих норм.
Указание арбитражного суда в решении на то, что ОАО "РЖД" документально не подтвердило вину морского перевозчика в допущенной просрочке, нельзя рассматривать в качестве преюдициально установленного вывода об отсутствии этой вины. В данном случае вопросы о том, на каком участки пути (железнодорожном или морском) произошла задержка перевозки, а также о наличии/отсутствии вины морского перевозчика в допущенной просрочке, не являются значимыми при разрешении заявленного грузополучателем иска. Установление того, по вине какого из смежных перевозчиков произошла задержка доставки груза, необходимо в случае разрешения спора между такими перевозчиками, но не в деле, где один из них выступает в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Решение, принятое с правильным применением норм права, следует оставить в силе.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе, с учетом результата рассмотрения послелней, относится согласно требованиям ст.110 АПК РФ на заявителя жалобы, с учетом фактического перечисления им необходимой суммы при обращении в апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26 июня 2014 года по делу N А73-2820/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
В.Ф. Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2820/2014
Истец: ИП Вингурский Александр Константинович
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "Сахалинское морское пароходство"