г. Пермь |
|
15 сентября 2014 г. |
Дело N А60-15890/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя (закрытое акционерное общество "Комбинат пищевой "Хороший вкус") (ОГРН 1026604934641, ИНН 6604011366): не явились;
от заинтересованного лица (Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области) (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2014 года
по делу N А60-15890/2014,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Комбинат пищевой "Хороший вкус" (далее - ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - Управление Росфиннадзора, административный орган) N N 65-14/169, 65-14/169, 65-14/253 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесенных 08.04.2014 и 17.04.2014.
Определением от 10.06.2014 арбитражный суд на основании ст. 130 АПК РФ объединил дела N N А60-15890/2014, А60-15894/2014, А60-18221/2014 в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А60-15890/2014.
Решением арбитражного суда от 04.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 03.07.2014) требования общества удовлетворены, оспариваемые постановления суд признал незаконными и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о доказанности состава административного правонарушения в действиях заявителя. По мнению апеллянта, выплата работникам - нерезидентам наличных денежных средств в виде заработной платы является валютной операцией, поэтому подлежит применению единый порядок совершения валютных операций, предусмотренный ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Несоблюдение установленного порядка, при наличии возможности соблюдать требования валютного законодательства, является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, возражения на жалобу изложены в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, и просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Стороны по делу надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Росфиннадзора при проведении в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" проверки запрошена информация об открытых предприятием работникам-нерезидентам счетах для перечисления денежных средств (заработной платы).
При рассмотрении представленных обществом документов установлено, что обществом 07.08.2013, 12.08.2013, 20.11.2013 произведена выплата наличных денежных средств через кассу предприятия работникам-нерезидентам в суммах 6000 руб., 36791,78 руб., 43 958,85 руб.
Усмотрев в действиях общества нарушение валютного законодательства Управлением Росфиннадора в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" по каждому факту нарушения 25.03.2014 и 09.04.2014 составлены протоколы об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административных производств административным органом 08.04.2014 и 17.04.2014 вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафов в размере 73500 руб., 27593,83 руб., 32969,13 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании вышеуказанных постановлений незаконными и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности, пришел к выводу о том, что выплата заработной платы иностранным работникам наличными денежными средствами через кассу предприятия не образует состав административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
В ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Частью 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании предусмотрены исключения, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, к числу которых выплата юридическим лицом - резидентом заработной платы физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты, не предусмотрена, в связи с чем юридическое лицо - резидент, в силу положений части 2 статьи 14 названного Закона, должно производить такие операции через банковские счета в уполномоченных банках.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность и возможность работодателя открывать счета в уполномоченном банке для перечисления заработной платы нерезидентам.
В ч. 6 ст. 4 Закона о валютном регулировании установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Поскольку работники-нерезиденты не заявили о своем согласии перечислить заработную плату на счет в уполномоченном банке, то обязательная в силу требований трудового законодательства выплата обществом заработной платы его иностранным работникам-нерезидентам наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Изложенное выше согласуется с правовой позицией Президиума Вас РФ, изложенной в Постановлении от 27.01.2014 N ВАС-19914/13.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" о признании незаконными постановлений Управления Росфиннадора N 65-14/168, N 65-14/169, N 65-14/253.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июля 2014 года по делу N А60-15890/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15890/2014
Истец: ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области