г. Владимир |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А38-5029/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.09.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Марийский завод силикатного кирпича", Республика Марий Эл, Медведевский р-н, п. Силикатный
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2014 по делу N А38-5029/2013, принятое судьей Лабжания Л.Д.
по заявлению закрытого акционерного общества "Марийский завод силикатного кирпича" о признании недействительным решения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 27.09.2013 N 661 н/с.
В судебном заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Марийский завод силикатного кирпича" - Инородцев А.Х. по доверенности от 13.05.2014 N 001Д;
от Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл - Баластаев С.Н. по доверенности от 13.08.2012 N 133, Лебедев Ю.Е. по доверенности от 05.11.2013 N 153.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения от 05.08.2013 N 661 Фондом социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее по тексту - Фонд) проведена проверка закрытого акционерного общества "Марийский завод силикатного кирпича" (далее по тексту - Общество) за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 по вопросам начисления и расходования средств социального страхования.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2013 N 661н/с и принято решение от 27.09.2013 N 661н/с об отказе в привлечении страхователя к ответственности. Данным решением Обществу предложено перечислить недоимку по взносам на обязательное социальное страхование за 2010 год в сумме 95933 рублей 98 копеек, за 2011 год -74944 рублей 99 копеек, а также пени за их несвоевременную уплату в сумме 27409 рублей 85 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 28.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество не согласно с решением суда в части отказа в признании недействительным решения Фонда от 27.09.2013 N 661 н/с по отнесению к недоимке по страховым взносам в размере 74 944 рублей 99 копеек за 2011 год и ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что документы, представленные Обществом в Фонд, не были оценены судом первой инстанции. Арбитражным судом не дана оценка тому обстоятельству, что эти документы были представлены Обществом в Фонд до составления акта проверки от 27.08.2013 N 661н/с. В решении не изложены мотивы не принятия арбитражным судом указанных документов в качестве доказательства.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Фондом безосновательно отнесена к недоимке по страховым взносам сумма средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мероприятий в 2011 году в размере 74 944 рублей 99 копеек.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Общество включено в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный N 1031200423044, зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Марий Эл.
Общество 17.06.2011 обратилось в отделение Фонда с заявлением о финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Страхователь представил полный комплект документов, определенный пунктом 4 Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.02.2011 N 101н (далее по тексту - Правила финансового обеспечения в 2011 году). К заявлению был приложен план финансового обеспечения, в котором в качестве предупредительной меры заявлено приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приказом отделения Фонда от 29.06.2011 N 301-Ф Обществу было разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом (на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисляемые в 2011 году, в сумме 171063 рублей 39 копеек. Организацией 10.08.2011 был представлен отчет, в котором сообщалось об использовании страховых взносов в сумме 171 06З рублей 39 копеек в строгом соответствии с заявленными предупредительными мерами.
Общество 21.08.2013 представило в Фонд заявление о принятии уточненного отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за 3 квартал 2011 года. К заявлению были приложены отчет об использовании сумм страховых взносов, копии платежного поручения и списки работников, обеспеченных средствами индивидуальной защиты.
Письмом от 04.09.2013 N 01-15/05/17397 Фонд отказал Обществу в принятии уточненного отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за 3 квартал 2011 года. Орган Фонда социального страхования также указал на то, что отсутствуют правовые основания для рассмотрения вышеуказанного отчета в 2013 году, поскольку отчет за 3 квартал 2011 года был сдан организацией в 2011 году.
Из акта выездной проверки от 27.08.2013 N 661н/с усматривается, что основанием к предложению уплатить страховые взносы за 2011 год в размере 74944 рублей 99 копеек послужил отказ Фонда зачесть расходы Общества на приобретение средств индивидуальной защиты в указанной сумме по причине их расходования с нарушением требований Правил финансового обеспечения в 2011 году.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Федеральный закон N 125-ФЗ) является страхователем.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ закреплена обязанность страхователя в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Вместе с тем, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" Фонду социального страхования Российской Федерации предоставлено право в 2011 году принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В соответствии с указанной нормой Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.2010 N 1232 "О порядке финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
На основании названного постановления Правительства Российской Федерации Приказом от 11.02.2011 N 101н Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации утверждены Правила, которые определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. При этом пунктом 2 Правил финансового обеспечения определен ограниченный список расходов, направленных на осуществление предупредительных мер, которые могут быть профинансированы за счет сумм страховых взносов. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году (пункт 3 Правил).
Законодательством определена специальная процедура рассмотрения заявок на получение разрешения на использование части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение страхователем в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
На основании представленных документов в соответствии с пунктом 6 Правил финансового обеспечения в 2011 году исполнительным органом Фонда после согласования с Фондом принимается решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Таким образом, План финансового обеспечения является одним из документов, на основании которых страхователю предоставляется возможность использовать часть страховых взносов на нужды самой организации. Вместе с тем страхователь принимает на себя обязательства использовать суммы страховых взносов исключительно на запланированные цели.
Получив разрешение, страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в исполнительный орган Фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в исполнительный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы (пункт 10 Правил финансового обеспечения в 2011 году).
Форма и порядок представления отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением ФСС России от 15.10.2008 N 209, в соответствии с пунктом 4 которого в отчете отражаются суммы расходов, произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с планом финансирования предупредительных мер, согласованным исполнительным органом Фонда и количественные показатели по каждому мероприятию.
Согласно пункту 11 Правил, расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов. При этом право Фонда социального страхования отказать в принятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, закреплено законодательно в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Порядок проведения проверки использования сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрен Методическими указаниями о проведении выездных проверок страхователей, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82 (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2008 N 11789).
В соответствии с пунктом 70 Методических указаний при проверке целевого использования страхователем средств на финансирование предупредительных мер устанавливается сумма фактически произведенных расходов на соответствие с согласованным планом финансирования, а также правильность учета страхователем расходов на финансирование предупредительных мер и отражения их в расчетной ведомости по средствам Фонда.
Пунктом 73 предусмотрено, что расходы, произведенные страхователем с нарушением требований Правил финансирования, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов.
Таким образом, из вышеприведенных правовых положений следует, что в счет уплаты страховых взносов не засчитываются расходы, произведенные страхователем с нарушением требований Правил финансирования, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств.
Как усматривается из материалов дела, заявленные в Планах финансового обеспечения на 2011 год мероприятия по предотвращению и сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение для конкретных работников средств индивидуальной защиты) были выполнены частично. Документального подтверждения использования средств фонда на заявленные меры на сумму 74944 рублей 99 копеек за 2011 год страхователем при проверке, а также в ходе судебного разбирательства представлено не было. При этом в отчетах, переданных страхователем в орган Фонда социального страхования, сообщалось об использовании страховых взносов в установленном размере и в строгом соответствии с заявленными предупредительными мерами, то есть представлялись недостоверные сведения.
Довод Общества о том, что организацией финансировались иные, не предусмотренные Планом, мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые могут быть учтены в качестве предупредительных мер, судом первой инстанции правомерно отклонён как не основанный на нормах права.
Улучшение условий и повышение безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является обязанностью работодателя, закрепленной Трудовым кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, возможность осуществлять данные мероприятия за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в Фонд социального страхования, не является безусловным правом и может быть получена только при соблюдении условий, установленных соответствующим нормативным актом, в рассматриваемом случае - Правилами финансового обеспечения предупредительных мер.
Следовательно, нарушение Правил финансового обеспечения, в том числе несоответствие осуществленных мероприятий плану финансирования предупредительных мер, согласованному исполнительным органом Фонда, недостоверное отражение страхователем расходов на финансирование предупредительных мер в отчетах о расходовании средств Фонда, отсутствие документов, подтверждающих целевое использование средств, лишает страхователя права на зачет произведенных расходов, даже если они направлены на улучшение условий труда, в счет уплаты страховых взносов.
При этом неправомерной является ссылка Общества на статью 81 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, по его мнению, предоставляет страхователю возможность, предоставив уточненные отчеты, восстановить право на зачет расходов в счет уплаты взносов на социальное страхование. Нормы статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к иным правоотношениям, касающимся порядка освобождения от ответственности в случае представления уточненных деклараций по начисленным к уплате налогам.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2014 по делу N А38-5029/2013 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Марийский завод силикатного кирпича" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-5029/2013
Истец: ЗАО "МАРИЙСКИЙ ЗАВОД СИЛИКАТНОГО КИРПИЧА"
Ответчик: ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ