г. Москва |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А41-30847/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "Туровский" - Кашинский Д.А., представитель по доверенности от 21.05.2014 N 5,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям - Калажоков В.Х., представитель по доверенности от 18.12.2013 N 07,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Туровский" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2014 по делу N А41-30847/14, принятое судьей И.В. Гейц, по заявлению открытого акционерного общества "Туровский" к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (Управление по городу Москва, Московской и Тульской областям) о признании незаконными действий Серпуховского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям по проведению проверок на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0060205:12 и обязании устранить нарушение прав ОАО "Туровский",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Туровский" (далее - заявитель, ОАО "Туровский", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (Управление по городу Москва, Московской и Тульской областям) (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконными действий Серпуховского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям по проведению проверок на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0060205:12 и обязании устранить нарушение прав ОАО "Туровский".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2014 по делу N А41-30847/14 в удовлетворении заявленных ОАО "Туровский" требований отказано (л.д. 59-63).
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Туровский" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просило решение от 07.07.2014 отменить.
В судебном заседании представитель ОАО "Туровский" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 06.05.2014 административным органом на основании распоряжения от 09.04.2014 N 175-РП (л.д. 37-39), распоряжения от 23.04.2014 N 205-РП (л.д. 40) проведено обследование территории кадастрового квартала N 50:32:0060205, в том числе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:32:0060205:12, общей площадью 170 га, расположенного на территории Серпуховского муниципального района Московской области в районе населенного пункта д. Турово и входящего в границы кадастрового квартала N 50:32:0060205.
При проведении обследования административным органом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060205:12 является ОАО "Туровский"; земельный участок сельскохозяйственного назначения; обществом для сельскохозяйственного производства не используется; на указанном участке установлен факт производства работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы без разрешения на проведение работ связанных с нарушением почвенного покрова, площадь снятого плодородного слоя составляет примерно 300 кв. м, толщина снятого слоя около 40 см.
06.05.2014 составлен акт о проведении обследования территорий земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 50:32:0060205:12 (л.д. 42-43), с приложением фототаблицы (л.д. 46-47).
06.05.2014 административным органом вынесено определение N 50з/2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 48-49).
06.05.2014 административным органом вынесено определение N 50з/2014 об истребовании сведений (л.д.50).
Оспаривая действия административного органа, общество ссылается на то, что действия административного органа по проведению внеплановой проверки в отношении ОАО "Туровский" не законны, проверка проведена с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", распоряжение о проведении проверки в отношении ОАО "Туровский" не выносилось, уведомление о проверке в адрес общества не поступало, оснований для проведения проверки в отношении общества не имеется, в связи с чем, просит обязать административный орган устранить нарушение прав ОАО "Туровский" путем прекращения проводимой в отношении ОАО "Туровский" проверки и обязать административный орган не вызывать ОАО "Туровский" для участия в указанной проверке.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом доказана законность и обоснованность проведения обследования рассматриваемого земельного участка.
Данный вывод суда является правильным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 09.04.2014 с целью контроля за соблюдением требований законодательства в сфере земельного и природоохранного законодательства, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельхозиспользования) Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям вынесено распоряжение о проведении мероприятий по обследованию земельных участков сельскохозяйственного назначения, входящих в состав кадастрового квартала N 50:32:0060205.
Задачами указанного обследования определены: выявление, предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований законодательства в области земельного и природоохранного законодательства, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельхозиспользования).
На основании указанного распоряжения административным органом проведено обследование земельных участков, входящих в состав кадастрового квартала N 50:32:0060205, в том числе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:32:0060205:12, общей площадью 170 га, расположенного на территории Серпуховского муниципального района Московской области в районе населенного пункта д. Турово и входящего в границы кадастрового квартала N 50:32:0060205.
По результатам обследования составлен акт от 06.05.2014 с приложением фототаблицы и вынесено определение N 51з/2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
При проведении мероприятий по обследование земельных участков, входящих в состав кадастрового квартала N 50:32:0060205, административным органом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060205:12 является ОАО "Туровский", земельный участок имеет разрешенное использование для сельхозпроизводства.
Из материалов дела усматривается, что на момент рассмотрения данного дела, производство по делу об административном правонарушении не окончено, расследование продолжается.
Доводу заявителя апелляционной жалобы о том, что при проведении в отношении общества проверки административным органом допущены нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уже была дана оценка судом первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 указанного закона, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля надзора) и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что сами по себе действия административного органа по обследованию земельных участков не могут являться действиями, направленными на взаимодействие с собственником, владельцем или пользователем земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что осматриваемый в рамках обследования земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:32:0060205:12 не огорожен и свободный доступ на него не ограничен.
Соответственно, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, взаимодействия между обществом и административным органом не требовалось.
Действия административного органа по обследованию земельного участка, а также оформленный по его результатам акт о проведении обследования территорий земельного участка не возлагает на общество какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Проведенное административным органом обследование спорного земельного участка не влияет непосредственно на объем прав общества в отношении проверяемого участка, не определяют меру ответственности, носят информационный характер, поскольку содержат лишь установленные в ходе обследования обстоятельства.
В данном случае рассматриваемый акт административного органа не содержит конкретных предписаний в адрес заявителя, влияющих на возникновение, изменение, отмену его прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный акт лишь фиксирует обстоятельства, установленные проверяющими в ходе проверки, а также содержит сделанные на основании анализа этих обстоятельств выводы проверяющих, то есть, как указывалось ранее, носит информационный характер, и прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.
В этой связи суд приходит к выводу, что оспариваемыми действиями административного органа по проведению обследования земельного участка и составления по его результатам акта права общества не нарушены, ему не созданы препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно главе 1 положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (далее - положение), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных; руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Положением; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с главой 2 положения, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет, в том числе государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции.
Согласно главе 1 положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, утвержденного Приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 204 (далее - Положение об Управлении), Управление является государственным органом, находящимся в подчинении Россельхознадзора, который осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории города Москвы, Московской и Тульской областей.
В соответствии с пунктом 9.3.5 главы 2 положения об Управлении, Управление на закрепленной территории, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, осуществляет надзор за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
При этом Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям в рамках своих полномочий на закрепленной территории: составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагает административные штрафы; подготавливает и передает в следственные органы, прокуратуру и судебные инстанции материалы по делам о нарушениях законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности; организовывает проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в закрепленной сфере деятельности; выдает предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений; в установленной сфере деятельности взыскивает штрафы и предъявляет иски на возмещение нанесенного ущерба.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, уполномоченное лицо административного органа, установив при обследовании спорного земельного участка, непосредственно выявив при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий признаки состава административного правонарушения, вправе возбудить дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованным лицом доказана законность и обоснованность проведения обследования рассматриваемого земельного участка, в рамках представленных ему полномочий.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что не представлены доказательства согласования проведения проверки с органами прокуратуры, отклоняется судебной коллегией.
В настоящем случае для проведения проверки согласования с органом прокуратуры не требовалось.
Утверждение общества о том, что административным органом осуществлено обследование земельного участка с кадастровым номером N 50:32:0060205:12 без проверки всего кадастрового квартала N 50:32:0060205, необоснованно.
Из содержания акта от 06.05.2014 следует, что административным органом проведено обследование кадастрового квартала N 50:32:0060205 в границах которого входит земельный участок с кадастровым номером N 50:32:0060205:12, площадью 170 га, на котором выявлено нарушение.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2014 года по делу N А41-30847/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30847/2014
Истец: ОАО "Туровский"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, московской и Тульской областям
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям