г. Пермь |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А71-4246/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя (Государственное учреждение Управление Министерства внутренних дел России по городу Ижевску) (ОГРН 1091840006290, ИНН 1833053506): не явились;
от заинтересованного лица (Межрегиональная общественная организация "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства") (ОГРН 1101800000235, ИНН 1831140129): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Государственного учреждения Управление Министерства внутренних дел России по городу Ижевску
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июня 2014 года
по делу N А71-4246/2014,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению Государственного учреждения Управление Министерства внутренних дел России по городу Ижевску
к Межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Государственное учреждение "Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ижевску" (далее - административный орган) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" (далее - общественная организация) к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции.
Решением арбитражного суда от 17.06.2014 в удовлетворении требований отказано.
Государственное учреждение Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ижевску" не согласилось с вынесенным по делу судебным актом, обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о привлечении Межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" к административной ответственности.
В обоснование жалобы ее податель приводит доводы о том, что размещенная информация содержит все необходимые признаки социальной рекламы, общественная организация является субъектом предпринимательской деятельности, владеет рекламной конструкцией, осуществляет деятельность по распространению социальной рекламы без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, следовательно, состав правонарушения является доказанным. Заявитель указывает на неправомерное использование судом в качестве доказательства по делу письма УФАС по Удмуртской Республике от 11.04.2014.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.03.2014 в административный орган поступило письмо о том, что на остановке общественного транспорта "улица Труда" по ходу движения к улице Ленина в городе Ижевске неустановленными лицами размещена рекламная конструкция в виде перетяжки с социальной рекламой следующего содержания: "Мы считаем, работа сити-менеджера господина Агашина наряду с самодурством, безнаказанностью, вседозволенностью и барскими замашками чиновников-коррупционеров в Администрации города Ижевска привели к дефициту бюджета города".
В ходе проведенной проверки установлен факт размещения на остановочном пункте движения общественного транспорта "улица Труда" по ходу движения к улице Ленина конструкции в виде перетяжки с социальной рекламой, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 19.03.2014 (л.д.20).
Разрешение на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции Управлением по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска не выдавалось.
В соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 19.03.2014 рекламная конструкция изъята.
Согласно объяснениям представителя ответчика от 04.04.2014 МОО "ЗРИП" заключило договоры на изготовление и установку агитационных материалов (плакатов). Размещение агитационного материала было связано с проведением 4 и 7 апреля 2014 года публичных мероприятий на территории муниципалитета, согласованных с Администрацией города Ижевска. Со стороны Администрации города Ижевска в адрес МОО "ЗРИП" не поступало предписаний с требованием демонтировать агитационные материалы (плакаты), сообщений о незаконности размещения агитационных материалов.
11.04.2014 административный органом с участием представителя ответчика составлен протокол N 787689 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ - нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (л.д. 11).
Материалы административного дела с заявлением о привлечении Межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" к указанной административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на недоказанность события административного правонарушения в действиях заинтересованного лица.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установлено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования в соответствии с указанной нормой является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечения интересов государства.
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, не допускаются (пункт 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размещенная заинтересованным лицом информация не обладает признаками социальной рекламы в смысле, придаваемом данному понятию Законом о рекламе.
Апелляционный суд, исследовав представленные заявителем в материалы дела доказательства, полагает, что вышеуказанные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм Закона о рекламе применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Таким образом в действиях общественной организации отсутствует событие административного правонарушения по ст. 14.37 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что публично размещенная реклама с указанным выше текстом имела целью формирование общественного мнения о ненадлежащей, по мнению рекламораспространителя, деятельности должностного лица, и, видимо, должна повлиять на улучшение работы городских чиновников, что свидетельствует об общественно полезной цели, носит предположительный характер. При этом, самим собственником, как лицом, поместившим указанную информацию на остановочном пункте, не подтверждено, что им преследовалась благотворительного и иного общественно полезного характера цель, а также обеспечение интересов государства, а была лишь высказана гражданская позиция по данному вопросу (ст. 29 Конституции Российской Федерации).
Ссылка апеллянта о том, что письмо Управления ФАС по Удмуртской Республике от 11.04.2014 N СЮ01-1704/3226, не усмотревшего наличие социальной рекламы (л.д. 19), не может быть использовано в качестве допустимого доказательства по делу, не влечет отмену судебного акта Арбитражного суда Удмуртской Республики, поскольку письмо антимонопольного органа получено не в рамках дела об административном правонарушении, в письме изложено мнение органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
Суд первой инстанции не расценивал данное письмо в качестве доказательства, а лишь указал на подтверждение органом контроля за соблюдением законодательства в области рекламы мнения о том, что в рассматриваемой информации отсутствует объект рекламирования, информация не направлена на продвижение какого-либо товара на рынке и не соответствует целям социальной рекламы, предусмотренным пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что общественная организация является владельцем рекламной конструкции и субъектом предпринимательской деятельности судом апелляционной инстанции отклонен, поскольку спорная информация на остановочном пункте не признана рекламой (социальной рекламой), ее размещение общественной организацией в целях осуществления предпринимательской деятельности не доказано заявителем.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат новых фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Таким образом, состав административного правонарушения предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ в ходе разрешения настоящего дела не доказан.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июня 2014 года по делу N А71-4246/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения "Управление Министерства внутренних дел России по г.Ижевску" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4246/2014
Истец: Государственное управление "Управление МВД России по г. Ижевску", ГУ Управление Министерства внутренних дел России по г. Ижевску
Ответчик: Межрегиональная общественная организация "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства"