г. Чита |
|
15 сентября 2014 г. |
Дело N А19-13009/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2014 года по делу N А19-13009/2013 (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (филиал "Восточно-Сибирская железная дорога") (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, далее - фонд социального страхования, ФСС) о признании недействительным решения от 11.06.2013 N 27 н/с.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2014 года по делу N А19-13009/2013 заявленные требования удовлетворены.
Признавая недействительным решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) от 11.06.2013 N 27 н/с, суд первой инстанции исходил из того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что сумма предупредительных мер была использована страхователем на цели, которые предусмотрены законодательством - подпунктом "д" пункта 3 Правил N 113н, - санаторно-курортное лечение своих работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
Не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами Фонда социального страхования, изложенными в жалобе, не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 22.08.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, Коршуниха-Ангарской дистанцией электроснабжения - структурным подразделением Восточно-Сибирской Дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - "ЭЧ") в Фонд было подано заявление об обеспечении целевого расходования средств от 09.07.2012 с приложением плана финансирования предупредительных мер на 2012 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников "ЭЧ", заключительного акта N 6 от 15.02.2012 по результатам периодического медицинского осмотра работников "ЭЧ" НУЗ "Узловой поликлиникой на станции Коршуниха Ангарская ОАО "РЖД"", списка работников "ЭЧ", нуждающихся в санаторно-курортном лечении и плана мероприятий по улучшению условий труда в "ЭЧ" на 2012 год.
В 2012 году финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в соответствии с представленным планом, было направлено страхователем на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которые согласно заключительному акту N 6 от 15.02.2012 по результатам периодического медицинского осмотра нуждались в санаторно-курортном лечении. Сумма планируемых расходов составила 81 592 руб.
Согласно приказу филиала N 15 ГУ ИРО ФСС РФ от 20.07.2012 N 210/12 "О финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников предприятия" "ЭЧ" было разрешено использовать 81 592 руб. на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников для санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
Согласно отчету об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников "ЭЧ" за 2012 год на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, представленному страхователем, с приложением накладной N 420 от 27.08.2012, счета N 466 от 24.09.2012, платежного поручения N 96609 от 27.09.2012 протокола заседания начальника "ЭЧ" от 28.09.2012 N 239 "О выделении путевок по программе предупредительных мер", на выделенные средства страхователем был организован отдых и оздоровление в санатории Саяны" трех работников "ЭЧ" (структурного подразделения Восточно-Сибирской Дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД"), занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Решением от 11.06.2013 N 27 н/с Фонд не принял к зачету расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенные в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и пунктам 12 "Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.02.2012 N 113н, в сумме 81 592 руб., страхователю предложено отразить в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС РФ) не принятые к зачету расходы в сумме 81 592 руб.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что в 4 квартале 2012 года произошло снижение базы для начисления страховых взносов. Согласно реестру санаторное курортное лечение получили: Шешурова Т.И., Вологдина И.В., Беляев А.А., состоящие с октября 2012 года в трудовых отношениях с другим страхователем - Коршуниха-Ангарской дистанцией электроснабжения -структурным подразделением Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД", о чем свидетельствует запись в трудовых книжках работников.
ОАО "РЖД", полагая, что указанное решение не соответствует требованиям законодательства в сфере обязательного социального страхования и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что Фонд вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 10.02.2012 N 113н утверждены Правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры).
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил финансовому обеспечению в 2012 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Согласно пунктам 11, 12 Правил финансового обеспечения в 2012 году страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет по форме об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы на указанные мероприятия. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Как установлено судом и следует из представленных в материалы дела трудовых книжек Шешуровой Т.И., Вологдиной И.В., Беляева А.А., в октябре 2012 года, в связи со структурными преобразованиями Восточно-Сибирской железной дороги и созданием Центральной дирекции инфраструктуры трудовые отношения названных лиц продолжаются с Коршуниха-Ангарской дистанцией электроснабжения - структурным подразделением Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД".
Приказом ОАО "РЖД" N 36 от 02.05.2012 о создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры и приказом филиала ОАО "РЖД" Центральной дирекции инфраструктуры N ЦДИ-174 от 01.10.2012 установлено, что Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" является правопреемником Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Пунктами 2, 5 приказа ОАО "РЖД" N 36 от 02.05.2012 о создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры, Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры (структурное подразделение ВСЖД - филиала ОАО "РЖД") с входящими в ее состав структурными подразделениями упразднена и исключена из перечня структурных подразделений ОАО "РЖД".
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Судом установлено, что характер трудовой деятельности Шешуровой Т.И., Вологдиной И.В., Беляева А.А. остался прежним, с наличием вредных и опасных производственных факторов, трудовые договоры не расторгались и не перезаключались, что подтверждается представленными в материалы дела трудовыми договорами, трудовыми книжками работников, а также приказами (распоряжениями) о переводе на другую работу.
Кроме того, из решения Фонда от 11.06.2013 N 27 н/с не следует, что денежные средства использованы не на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторам, а на другие цели.
При таких установленных обстоятельствах и выявленным правовом регулировании суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что внутренние структурные преобразования не свидетельствуют о реорганизации юридического лица и прекращении трудовых отношений Шешуровой Т.И., Вологдиной И.В. и Беляева А.А. с ОАО "РЖД", следовательно, смены страхователя в результате проведенных структурных изменениях также не произошло.
Законом N 125-ФЗ установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом в силу вышеприведенных норм Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ, а также Правил N 113н финансовое обеспечение предупредительных мер устанавливается страхователю.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 6 Закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация:
- страхователей - юридических лиц в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения.
Таким образом, обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (серия 77 N 007105126) ОАО "РЖД" зарегистрировано 23.09.2003. Следовательно, ОАО "РЖД" в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ является работодателем и страхователем в отношении лиц, вступивших с ним в трудовые отношения на основании трудового договора.
Сумма предупредительных мер в размере 81 592 руб. согласно приказу Фонда от 20.07.2012 N 210/12 была установлена страхователю по месту регистрации его обособленного подразделения Коршуниха-Ангарской дистанции электроснабжения - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Коршуниха-Ангарская дистанция электроснабжения является обособленным подразделением ОАО "РЖД", что следует из Положения о дистанции электроснабжения, утвержденного 16.07.2012.
Поскольку согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ и пункту 6 Правил страхователем является ОАО "РЖД", а обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку Фонда на то обстоятельство, что финансирование предупредительных мер не было выделено Коршуниха-Ангарской дистанции электроснабжения - структурному подразделению Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", а предоставлялось Коршуниха-Ангарской дистанции электроснабжения - структурному подразделению Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Следовательно, при наличии всех необходимых и достаточных условий для получения гражданами страхового обеспечения внутренние структурные преобразования (при наличии правопреемства структурных подразделений) общества к смене страхователя не привели и, как следствие, основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов не являются (Определение ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7692/14).
Доводы заявителя жалобы относительно непредставления акта приема-передачи рабочих мест, имущества, обязательств от упраздненной к вновь организованной структуре нельзя признать обоснованными с учетом того обстоятельства, что при осуществлении мероприятий по совершенствованию организационной структуры внутри юридического лица (ОАО "РЖД") положения статьи 58 Гражданского кодекса РФ применению не подлежат, поскольку указанная норма регулирует отношения по правопреемству при реорганизации юридических лиц (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" является правопреемником Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
То обстоятельство, что вышеперечисленные работники являются работниками страхователя, подтверждается представленными в материалы дела приказами, трудовыми договорами, трудовыми книжками. При этом из документов, оформленных для предоставления финансового обеспечения предупредительных мер, следует, что цель такого обеспечения - это получение в 4 квартале 2012 года санаторно-курортного лечения работниками Коршуниха-Ангарской дистанции электроснабжения - Шешуровой Т.И., Вологдиной И.В. и Беляевым А.А. Из материалов дела следует, и не оспаривается Фондом, что именно указанные работники получили санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах сумма предупредительных мер была использована страхователем на цели, которые предусмотрены законодательством - подпунктом "д" пункта 3 Правил N 113н, - санаторно-курортное лечение своих работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание и правовой подход арбитражных судов по делу N А19-7368/2013 с участием тех же лиц.
Поскольку установленные по делу обстоятельства при выявленном правовом регулировании свидетельствуют о том, что оспариваемое решение ГУ ИРО ФСС РФ от 11.06.2013 N 27 н/с противоречит законодательству об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ сделал правомерный вывод об удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2014 года по делу N А19-13009/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13009/2013
Истец: ГУ ИРО ФСС филиал N13, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ