г. Москва |
|
15 сентября 2014 г. |
Дело N А41-11422/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от истца Администрации города Серпухов Московской области: не явились, извещены;
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от 3-их лиц: Управления Росреестра по МО: не явились, извещены;
КУИ города Серпухов: не явились, извещены;
Шубцова А.В.: не явились, извещены;
Шубцовой В.А.: не явились, извещены.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2014 года по делу N А41-11422/14, принятое судьей Неяскиной Е.А. по иску Администрации города Серпухов Московской области к ТУ ФАУГИ в МО, третьи лица: Управление Росреестра по МО, Комитет по управлению имуществом города Серпухов, Шубцов А.В., Шубцова В.А., о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Серпухов Московской области обратилась в арбитражный суд с иском к ТУ ФАУГИ в МО о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 50:58:070203:0022, площадью 939 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Школьная, д. 60, и видом разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2014 г. по настоящему делу исковые требования Администрации были удовлетворены, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:58:070203:0022 площадью 939 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, город Серпухов, ул. Школьная, дом 60, вид разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома, было признано отсутствующим.
Территориальное управление Росимущества в Московской области, не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и отказать в удовлетворении требований Администрации в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 24.09.2003 г. Комитет по управлению имуществом г.Серпухова и граждане Шубцов А.В. и Шубцова В.А. заключили договор аренды земельного участка N 3261-II-10-2013 КН 50:58:0070203:22 площадью 939 кв.м., по адресу: МО, г. Серпухов, ул. Школьная, д. 60 для размещения индивидуального жилого дома. Обременение данным договором аренды указанного земельного участка подтверждается выпиской из ЕГРП от 28.03.2014 г. (л.д. 47).
Однако, исходя из той же выписки, право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Считая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок было зарегистрировано незаконно, истец обратился с иском в суд.
Арбитражный суд Московской области, удовлетворяя требования Администрации, указал что объекты, в том числе объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, на спорном земельном участке отсутствуют.
При этом, как усматривается из выписки ЕГРП от 28.03.2014 г. (л.д. 47), собственником спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Согласно делу правоустанавливающих документов, отсутствуют основания для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, а также к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, указанные в ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В связи с чем суд посчитал, что спорный земельный участок относится к землям, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены, распоряжаться которым вправе соответствующие органы местного самоуправления.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области не представило ни одного доказательства, которое бы могло послужить основанием для возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок.
В поданной апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Московской области приводит довод о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о наличии оснований для регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок, а также не учел факт подтверждения регистрации права собственности РФ на данный участок.
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращение в суд с иском о признании права отсутствующим в данном случае является единственным способом защиты прав и интересов истца.
Комитет в обоснование своих требований ссылается на то, что спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, следовательно, право распоряжения им принадлежит органу местного самоуправления. Орган местного самоуправления сдает участок в аренду и получает арендную плату, перечисляемую в доход местного бюджета.
При этом, как усматривается из выписки ЕГРП от 28.03.2014 г. (л.д. 47), собственником спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Отношения в сфере собственности на землю с 2001 года регулируются Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 года, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ был принят 17 июля 2001 года и действовал до 01 июля 2006 года.
Данный закон определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
Согласно статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Такими основаниями являются включение этих земельных участков в состав:
земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
25 октября 2001 года принят Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из представленного в материалы дела акта обследования земельного участка (л.д.42) и договора аренды (л.д.10-13) следует, что участок принадлежит на праве аренды, согласно договора аренды N 3261-II-10-2013 от 24.09.2003, гражданам Шубцову А.В. и Шубцовой В.А. На земельном участке расположен одноэтажный жилой дом площадью 112 кв.м., хозяйственные постройки, деревья, кустарники. Объекты федеральной собственности на участке отсутствуют.
Таким образом, спорный земельный участок ни по какому основанию, предусмотренному Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", не может являться собственностью Российской Федерации. Он не является участком лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности. На нем не находится зданий, строений, сооружений, иных объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации.
Доказательств того, что имеются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, позволяющие установить право собственности Российской Федерации на указанный участок, судебные решения о его принадлежности, также суду не представлено.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, в настоящее время в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральный закон о признании спорного земельного участка собственностью Российской Федерации отсутствует, доказательств возникновения права Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю или его приобретения, не представлено.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о наличии оснований для регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок, а также не учел факт подтверждения регистрации права собственности РФ на данный участок, апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку, как следует из решения суда первой инстанции, данные вопросы были детально исследованы и проверены судом, им дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
При данных обстоятельствах, исходя из имеющихся в деле материалов, требований законодательства, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы истца об отсутствии у Российской Федерации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:58:070203:0022 общей площадью 939 кв.м., местоположение: Московская область, г. Серпухов, ул. Школьная, д. 60, являются обоснованными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2014 г. по делу N А41-11422/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11422/2014
Истец: Администрация г. Серпухов
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом города Серпухов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Шубцов А. В., Шубцова В. А.