г. Пермь |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А71-2693/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 июня 2014 года
по делу N А71-2693/2014,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
к ООО "Автодетали" (ОГРН 1091832002074, ИНН 1832074260)
о взыскании финансовых санкций,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с ООО "Автодетали" (далее - общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования за 2012 год в размере 2 128 руб. 98 коп. Делу присвоен номер А71-2693/2014.
20.03.2014 управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества финансовых санкций за 2012 год в размере 10 136 руб. 61 коп. Делу присвоен номер А71-2920/2014.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2014 дела N N А71-2693/2014, А71-2920/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А71-2693/2014 и назначено его рассмотрение по правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.06.2014 принят отказ управления от заявленных требований в части взыскания финансовых санкций в сумме 2128,98 руб., производство по делу в указанной части прекращено.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что управление не согласно с выводом суда первой инстанции о нарушении управлением принципа однократности привлечения к ответственности за одно нарушение при вынесении решений от 09.07.2013 N 664/2012/И-2 и от 05.08.2013 N 665/202/4-3. Управление настаивает на том, что указанными решениями общество привлечено к ответственности за разные правонарушения, так как форма СЗВ-6-3 (за календарный год) и формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 (за 4 квартал 2012 года) имеют разное целевое назначение, следовательно, непредставление в установленные сроки обществом сведений по указанным формам являются по составу различными правонарушениями.
Управление, просит изменить решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.06.2014, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
Общество отзыв на апелляционную жалобу, с изложением своей правовой позиции по возражениям управления, не представило.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества проведена проверка своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение п.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федерального закона N 27-ФЗ) не представил до 15.02.2013 сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год. Фактически сведения представлены 16.05.2013. По результатам проверки управлением составлены акты от 17.05.2013 N 665/2012/4-1, N 664/2012/И-1.
Согласно акту N 665/2012/4-1 обществу вменено непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно акту N 664/2012/И-1 ответчику вменено непредставление сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов-страхователями в пользу физического лица.
На основании материалов проверки управлением вынесены решения от 05.08.2013 N 665/2012/4-3, N 664/2012/И-3 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 12265 руб. 59 коп., в том числе 2128 руб. 98 коп. и 10136 руб. 61 коп.
Обществу были выставлены требования об уплате финансовых санкций N 665/2012/4-4 и N 664/2012/И-4 по состоянию на 04.09.2013.
Неуплата обществом финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решениями от 05.08.2013 N 665/2012/4-3, N 664/2012/И-3 управлением нарушен принцип однократности привлечения общества к ответственности за одно нарушение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Перечень сведений, представление которых вменено законодателем страхователю, также приведен в указанной статье.
В силу ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей на момент выявленного правонарушения) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не содержит норм, регулирующих порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливающей, что Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, при применении ответственности за нарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с пунктом 1 статьи 40 которого нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Апелляционный суд отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 39 Закона 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля над уплатой страховых взносов устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
В настоящем случае, управлением в решениях от 05.08.2013 N 665/2012/4-3, N 664/2012/И-3 указан факт непредставления обществом сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете за 2012 год в срок не позднее 15.02.2013.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о повторном взыскании по настоящему делу с общества финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Конвенции СНГ об основных правах и свободах, частью 2 статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, применив к обществу финансовые санкции в размере 2 128 руб. 98 коп. и 10136 руб. 61 коп., управление нарушило принцип однократности привлечения к ответственности за одно нарушение.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, следовательно, заявленные требования о взыскании финансовой санкции удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 июня 2014 года по делу N А71-2693/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2693/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Автодетали"