город Воронеж |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А35-10676/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Поротикова А.И.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области: Степанянца С.Л., представителя по доверенности от 10.07.2014,
от Заместителя прокурора Курской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: Болотовой О.И., старшего прокурора (до перерыва),
от общества с ограниченной ответственностью "Водолей": Степанянца С.Л., представителя по доверенности от 10.07.2014,
от Росводресурсы в лице Отдела водных ресурсов по Курской области Донского бассейнового водного управления: Павлова С.А., представителя по доверенности от 09.06.2014 (до перерыва),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Горшеченского межрайонного отдела: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Курского филиала: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2014 (с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 21.04.2014) по делу N А35-10676/2013 (судья Хмелевской С.И.) по исковому заявлению Заместителя прокурора Курской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области к Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (ОГРН 1024600582380, ИНН 4604000804), обществу с ограниченной ответственностью "Водолей" (ОГРН 1104608000265, ИНН 4604005601), третьи лица: Росводресурсы в лице Отдела водных ресурсов по Курской области Донского бассейнового водного управления, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Горшеченского межрайонного отдела, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Курского филиала
- о признании недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N 1 от 08.12.2010, заключенный между Администрацией Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО "Водолей;
- прекращении права собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 602820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское;
- признании отсутствующим обременения права на земельный участок площадью 602820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, правом аренды, зарегистрированным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в пользу ООО "Водолей" N регистрации 46-46-14/006/2010-154 от 06.08.2010 на срок с 08.12.2010 по 07.12.2059.
- признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, из земель населенных пунктов площадью 602820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Прокурора Курской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области обратился в арбитражный суд Курской области с иском к Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области, обществу с ограниченной ответственностью "Водолей" о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N 1 от 08.12.2010, заключенного между Администрацией Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области и ООО "Водолей; о прекращении права собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 602 820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское; о признании отсутствующим обременения права на земельный участок площадью 602 820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, правом аренды, зарегистрированным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в пользу ООО "Водолей" N регистрации 46-46-14/006/2010-154 от 06.08.2010 на срок с 08.12.2010 по 07.12.2059; о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, из земель населенных пунктов площадью 602 820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Росводресурсы в лице Отдела водных ресурсов по Курской области Донского бассейнового водного управления, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Горшеченского межрайонного отдела, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Курского филиала.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.03.2014 (с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 21.04.2014) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой указанное решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Рассмотрение апелляционной жалобы определениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 и 23.07.2014 откладывалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв (30.08.2014, 31.08.2014 - выходные дни).
В настоящее судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Горшеченского межрайонного отдела, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Курского филиала явку полномочных представителей не обеспечили.
Через канцелярию суда от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Курского филиала поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области, ООО "Водолей", поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконными и необоснованными, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, просил суд их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Заместителя прокурора Курской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области возражает против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Росводресурсы в лице Отдела водных ресурсов по Курской области Донского бассейнового водного управления представил суду письменные пояснения по поводу наличия гидравлической связи пруда с водными объектами, ответил на вопросы суда и лиц, участвующих в судебном заседании.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2014 отменить в части признания права собственности Российской Федерации на земельный участок, из земель населенных пунктов площадью 602 820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, производство по делу в указанной части прекратить, в остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2014 оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 46:04:100702:14 зарегистрирован на праве собственности за Муниципальным образованием "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области (свидетельство государственной регистрации права серия 46 АЗ N 051723 от 06.08.2010).
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 46:04:100702:14 следует, что земельный участок сформирован 21.05.2010 из земель населенных пунктов площадью 602 820 кв.м. с видом разрешенного использования: для размещения водного объекта.
Согласно межевому плану N 46041101110-304 от 14.05.2010 земельный участок площадью 602820 кв.м. сформирован из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:04:100702:ЗУ1 по адресу: Курская область, Горшеченский район, Солдатский сельсовет, с. Солдатское, с видом разрешенного использования: для размещения водного объекта.
На основании указанного межевого плана земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 46:04:100702:14.
На основании постановления Администрации Солдаского сельсовета Горшеченского района от 08.12.2010 N 38, между Администрацией Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (арендодатель) и ООО "Водолей" (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N 1 от 08.12.2010, в соответствии с которым арендатору в аренду передается земельный участок из земель населенных пунктов площадью 602820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, для размещения водного объекта в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.
По акту приема-передачи от 09.12.2010 указанный земельный участок администрацией сельсовета передан ООО "Водолей".
Согласно пункту 2.1. договора аренды земельного участка N 1 от 08.12.2010 срок аренды установлен с 08.12.2010 по 07.12.2059.
Спорный договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курской области 03.05.2011 за номером 46-46-05/005/2011-037.
По данным публичной кадастровой карты Росреестра, выкопировки с карты перераспределения земель по Солдатскому сельсовету Горшеченского района арендованный земельный участок с кадастровым номером 46:04:100702:14 представляет собой водный объект, представляющий собой часть топографически обозначенного в Государственном кадастре недвижимости реке Герасим (Геросим).
Согласно акту обследования от 04.09.2013, проведенного прокуратурой Горшеченского района Курской области с участием специалистов Отдела водных ресурсов по Курской области ДБВУ, главы администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района, площадь земельного участка с кадастровым номером 46:04:100702:14 занята зеркалом пруда.
Из акта следует, что пруд, расположенный в с. Солдатское Горшеченского района Курской области, образован гидротехническим сооружениями (подпорной плотиной) на реки Герасим (Геросим). Выше пруда находятся постоянные водотоки - река Герасим (Геросим) и ручей Коровяк, ниже пруда находится река Герасим (Геросим).
По сведениям отдела водных ресурсов по Курской области Донского БВУ (исх. N СП-5п/427 от 16.08.2013) водоем у с. Солдатское Солдатского сельсовета Горшеченского района расположен на реке Герасим (Геросим) и квалифицируется как пруд. При сооружении пруда река Герасим (Геросим) стала частью акватории пруда. Река Герасим (Геросим), как водный объект является собственностью Российской Федерации и входит в единую гидрографическую сеть Герасим (Геросим) - Оскол - Северский Донец - Дон - Азовское море.
Прокурор полагает, что поскольку река Герасим (Геросим) является федеральной собственностью, то образованный на ее водотоке путем постройки гидротехнического сооружения пруд также является федеральной собственностью.
Как указывает истец, земельный участок с кадастровым номером 46:04:100702:14 фактически находится под водным объектом, который в силу статьи 8 Водного кодекса РФ, статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" должен находиться в федеральной собственности. В связи с чем, право распоряжения земельным участком, в границах которого расположен указанный пруд, не принадлежит органам местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области, по мнению прокурора, распорядилась земельным участком, расположенным под водным объектом, за пределами полномочий, предоставленных законом.
На основании изложенного, ссылаясь на то, что спорный объект не является обособленным, поэтому относится к объектам федеральной собственности, а действующее законодательство не предусматривает возможности отчуждения (передачи в аренду) земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта, заместитель прокурора Курской области обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При рассмотрении настоящего дела по существу, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, признав недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N 1 от 08.12.2010; прекратив право собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 602820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское; признав отсутствующим обременения права на земельный участок площадью 602820 кв.м., правом аренды, зарегистрированным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в пользу ООО "Водолей" номер регистрации 46-46-14/006/2010-154 от 06.08.2010 на срок с 08.12.2010 по 07.12.2059.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы арбитражного суда соответствующими законодательству и фактически установленным обстоятельствам дела.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В порядке пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами пунктом 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Пунктом 2, 3 указанной статьи определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Государственная собственность на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, разграничена в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", согласно которой:
земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;
земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений;
земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Таким образом, для правильного рассмотрения спора необходимо разрешить вопрос о том, возможно ли квалифицировать спорный водный объект как пруд или обводненный карьер.
В преамбуле Водного кодекса Российской Федерации 1995 года дана характеристика обособленного водного объекта - обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; пруд - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Различают выкопанные водоемы (пруды-копани) или созданные путем перегораживания постоянного или временного водотока плотиной.
Материалами дела подтверждено, не отрицается сторонами, что на спорном земельном участке располагается водный объект - пруд на р. Геросим у с. Солдатское.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе письма Отдела водных ресурсов по Курской области Донского бассейнового водного управления N СП-5п/427 от 16.08.2013, паспорта гидротехнического сооружения - пруда на р. Геросим у с. Солдатское Горшеченского района Курской области, усматривается, что указанный пруд не ограничен со всех сторон береговой линией, имеет гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами и представляет собой часть водотока Герасим (Геросим) - Оскол -_Северский Донец - Дон - Азовское море. При сооружении пруда река Геросим стала частью его акватории.
На основании статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) признано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет в том числе полномочия по организации территориального перераспределения стока поверхностных вод.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями Федерального агентства водных ресурсов являются в том числе: предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; ведение Государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов" определено, что в соответствии со статьями 28 и 32 Водного кодекса РФ гидрографическое районирование территории Российской Федерации (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе методики гидрографического районирования территории Российской Федерации; водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на основе методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации; границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, федеральное агентство водных ресурсов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства. Водное управление в силу своих полномочий могло давать заключение по водному объекту в отсутствие сведений, внесенных в водный реестр. Решения водного управления, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.
Как следует из письменных пояснений отдела водных ресурсов по Курской области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и пояснений, данных представителем управления в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, понятия "гидравлическая связь и обособленный объект" в действующем законодательстве отсутствуют.
В технической литературе в основном исследуются вопросы гидравлической связи между поверхностными и подземными водами. По аналогии, гидравлическая связь между поверхностными водными объектами (водотоками и водоемами) также может быть постоянной, временной, односторонней, когда пруд, опорожненный в целях ремонта, наполняется речной водой, а из пруда вода в реку не вытекает. Временной двухсторонней, когда река в период засухи пересыхает, а вода в пруду остается. Большую часть времени года между прудами, образованными на водотоках имеется двухсторонняя гидравлическая связь, когда речная вода втекает в пруд и одновременно вытекает.
В рассматриваемом случае, река Герросим, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, является водотоком. Пруд, расположенный на спорном земельном участке образован подпорной плотиной на реке Геросим и в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации является водоемом. Река Герросим и пруд, в основном имеет постоянную двухстороннюю гидравлическую связь, так как река втекает в пруд и одновременно вытекает из пруда.
С учетом изложенного, и, принимая во внимание положения части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, спорный водный объект не может быть квалифицирован как изолированный пруд и, соответственно, в силу закона должен быть отнесен к федеральной собственности.
Заявителем жалобы в обоснование довода об отсутствии гидравлической связи с водным объектом федерального значения не приведено доказательств, опровергающих данные сведения (статьи 9, 65 АПК РФ).
В материалах дела нет сведений, что имеющееся гидротехническое сооружение, обозначенное как подпорная плотина с донным водоспуском и водосбросом в правом берегу, не обеспечивает, в том числе, наполнение пруда водами иного источника.
Приведенные Администрацией Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области, ООО "Водолей" доводы не опровергают выводов суда, сделанных с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними.
В ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанциях сторонам предлагалось рассмотреть вопрос о проведении по делу судебной экспертизы для подтверждения своих доводов и возражений, в том числе относительно наличия или отсутствия гидравлической связи пруда с другими водными объектами.
Участники судебного разбирательства данного ходатайства не заявили, в связи с чем, на них в силу статей 9, 65 АПК РФ лежит риск совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Российская Федерация не наделяла муниципальное образование Солдатский сельсовет Горшеченского района Курской области полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда, суд области, руководствуясь статьями 422, 168, 209 Гражданского кодекса РФ, статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 8 Водного кодекса Российской Федерации, правильно квалифицировал оспариваемый договор аренды как ничтожную сделку.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом принимаемые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты базируются на соответствующих федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.
В этой связи ссылки на Постановление Администрации Солдатского сельсовета от 08.12.2010 N 38, принятое за пределами полномочий, следует признать несостоятельными.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции ответчики заявили о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Установив, что оспариваемый договор аренды заключен 08.12.2010, а иском о признании его недействительным (ничтожным) заместитель прокурора обратился 05.12.2013, суд обоснованно указал, что иск заявлен до истечения срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с пунктами 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 7 Вводного закона, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд пришел к верному выводу об удовлетворении требования истца в части прекращения права собственности муниципального образования в отношении названного земельного участка и зарегистрированного в отношении него обременения.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части прекращения права собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 602820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское исходя из следующего.
Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Указанный в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ перечень исков, с которыми прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, не подлежит расширительному толкованию.
Вместе с тем положениями части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено право прокурора на обращение в арбитражный суд с иском о признании права собственности.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 17 Земельного кодекса РФ определяет, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Так как формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует нормам действующего законодательства (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ, пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ) Прокурор является лицом, заинтересованным в оспаривании договора аренды. Интерес истца заключается в обеспечении действующих правовых предписаний, регламентирующих порядок использования водного объекта, в оформлении надлежащих отношений.
Однако, учитывая, что Российская Федерация в лице управления Росимущества не является стороной оспариваемой сделки и фактически не владеет объектом аренды, ее права не могли быть защищены посредством требования о признании права федеральной собственности на земельный участок, заявленного как в реституционном, так и в негаторном порядках.
В четвертом абзаце пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" указано, что в случаях если прокурор обращается в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) по делам, не предусмотренным федеральным законом, суд прекращает производство по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, производство по делу в части требований о признания права собственности Российской Федерации на земельный участок, в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подлежит прекращению.
В силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области как орган государственной власти освобождается от уплаты госпошлины в бюджет, поскольку истец ее при подаче иска не платил в связи с чем, суд неправильно применил частью 3 статьи 110 АПК РФ.
В этой связи вопрос о взыскании с администрации государственной пошлины судом не разрешается. Расходы по госпошлине относятся на ООО "Водолей".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2014 по делу N А35-10676/2013 отменить:
в части признания права собственности Российской Федерации на земельный участок, из земель населенных пунктов площадью 602820 кв.м. с кадастровым номером 46:04:100702:14 с местоположением по адресу: Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, производство по делу в указанной части прекратить;
в части взыскания с Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб. 00 коп.;
в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Водолей" в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2014 (с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 21.04.2014) по делу N А35-10676/2013 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водолей" (ОГРН 1104608000265, ИНН 4604005601) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб. 00 коп. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10676/2013
Истец: Прокуратура Курской области, ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Курской области
Ответчик: Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области, ООО "Водолей"
Третье лицо: Отдел водных ресурсов по Курской области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства Водных ресурсов, УФСГРКК по Курской обл. в лице Горшеченского межрайонного отдела, ФГБУ "ФКП ФСГРКК" в лице Курского филиала