г. Самара |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А65-2113/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Балашевой В.Т., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмаковой И.С.,
от истца - представитель Фролова А.А, (доверенность от 14.01.2014),
от ответчика - представитель Кустадинчев М.В. (доверенность от 31.10.2013)
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2014 года в зале N 2 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2014 года по делу NА65-2113/2014 (судья Исхакова М.А.), по иску открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225), г.Москва, к открытому акционерному обществу "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111), Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", г.Москва, открытое акционерное общество "Татэнергосбыт", Республика Татарстан, г.Казань, о взыскании 4 948 494 руб., 33 коп. долга,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - истец), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Сетевая компания" (далее - ответчик), о взыскании 4 948 494 руб. 33 коп. долга за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии за период с 01.01.2013 по 30.06.2013.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", г.Москва, открытое акционерное общество "Татэнергосбыт", г.Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2014 года по делу N А65-2113/2014 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом Министра Обороны Российской Федерации N 1446 от 23.12.2009 "Об условиях приватизации федерального государственного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морскою Флота" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "28 ЭС ВМФ" МО РФ преобразовано в Открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" (правопредшественник ОАО "Оборонэнерго").
В соответствии с передаточным актом имущество, закрепленное за ФГУП "28 ЭС ВМФ" передано открытому акционерному обществу "28 Электрическая сеть".
Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) N 410-Э от 27.08.2010 "О включении организаций в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль", ОАО "28 ЭС" (правопредшественник ОАО "Оборонэнерго") включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в разделе "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 77.1.33.
Внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 ЭС" (протокол от "08" июня 2011 г. N 2) принято решение о реорганизации ОАО "28 ЭС" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
В соответствии с абз.2 п.4 ст. 57 ГК РФ, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - ОАО "28 ЭС" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго" 31 августа 2011 года, что подтверждается свидетельством Федеральной налоговой службы серии 77 N 012108532.
В соответствии с п.2 ст.8, п.2 ст.218 ГК РФ, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица.
Следовательно, все имущество, права и обязательства ОАО "28 ЭС" перешли к ОАО "Оборонэнерго" в порядке универсального правопреемства.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнителем), и ответчиком (заказчиком по договору) 13.05.2011 был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 2011/Д270/114 (N 63/ТЭ от 31.12.2010), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги.
В приложении N 2 к договору стороны согласовали точки отпуска электрической энергии по 5 точкам поставки, присоединенным к сетям истца.
Приложением N 1 и N 2 к дополнительному соглашению от 27.02.2013 истцом и ответчиком согласовано 45 точек поставки. Данный перечень согласован истцом и ответчиком дополнительным соглашением от 12.08.2013 в редакции протокола разногласий от 17.09.2013 между истцом и ответчиком подписан новый перечень точек поставки электрической энергии и мощности из сети истца по 60 точкам поставки. Суммарная величина максимальной мощности по 60 точкам поставки составляет 2,91 МВт.
Указывая, что ответчик лишь частично оплатил оказанные услуги, истец произвел расчет задолженности согласно Постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 3-12/э от 14.12.2012, которым установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов ОАО "Оборонэнерго" филиал "Волго-Вятский" и ОАО "Сетевая компании" при оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Татарстан на 2013 год, заявленная мощность определена в размере 4,04 Мвт.
Наличие задолженности за оказанные истцом ответчику услуги по передаче электрической энергии за период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на то, что по не включенным в договор объектам (потребителям) которым была поставлена электрическая энергия, услуга оплате не подлежит ввиду того, что гарантирующим поставщиком оплата ОАО "Сетевая компания" также не производилась, требования должны быть заявлены к ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу положений п.124 Постановления правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (ред. От 10.02.2014) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" устанавливающих, что если гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) после заключения договора энергоснабжения с потребителем (покупателем) не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, и приступил к исполнению договора энергоснабжения, то он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания услуг по передаче электрической энергии. В этом случае гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан оплатить сетевой организации стоимость услуг по передаче электрической энергии потребителю (покупателю), обслуживаемому на основании договора энергоснабжения, а также отвечает перед потребителем (покупателем) по договору энергоснабжения за последствия прекращения сетевой организацией предоставления услуг по передаче электрической энергии в связи с отсутствием у нее сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения и договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Также ответчик считает, что оплата оказанных услуг должна быть произведена исходя мощности в размере 2,910 Мвт, определенной сторонами в договоре.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии есть комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В силу пункта 6 Правил N 861 утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 27.12.2004 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, вправе отказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Открытое акционерное обществе "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей техническими устройствами электрических сетей, посредством которых осуществляется подача электрической энергии в Республике Татарстан.
Открытое акционерное общество "Сетевая компания", г.Казань, является "котлодержателем" средств по расчетам за услуги по передаче электрической энергии, и обязано оказывать услуги по передаче по своим сетям и электрическим сетям других сетевых организаций. Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 3-18/э от 24.12.2012 г. ответчику установлен "котловой" тариф.
В соответствии с п.49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта РФ на каждом уровне напряжения суммируются НВВ (необходимая валовая выручка, то есть все затраты сетевой организации, необходимые для осуществления деятельности по передаче электрической энергии в период регулирования) все сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ.
Пунктом 42 Правил N 861 предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил договору (то есть расчеты между парой смежных сетевых организации) осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Таким образом, применяя единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Республики Татарстан, гарантирующие поставщики рассчитываются за услуги по передаче электроэнергии с держателями "Котла", т.е. с ответчиком по котловому (единому) тарифу, а ответчик оплачивает услуги по передаче по индивидуальным тарифам той сетевой организации, к сетям которой непосредственно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.
Истец и ответчик являются смежными сетевыми организациями.
В соответствии с п.34 Правил по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение указанного положения Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету тарифов на электрическую (тепловую) энергию N 20-э/2, которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Указанные изменения и дополнения утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6.
Согласно этому Приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии.
При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки обеспечивается перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
Таким образом, при "котловом методе" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии. Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 3-12/э от 14.12.2012 установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов ОАО "Оборонэнерго" филиал "Волго-Вятский" и ОАО "Сетевая компания" при оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Татарстан на 2013 год, заявленная мощность определена в размере 4,04 Мвт.
Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, где установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов ОАО "Оборонэнерго" филиал "Волго-Вятский" и ОАО "Сетевая компания" при оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Татарстан на 2012 год, утратило силу в связи с принятием Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 3-12/э от 14.12.2012.
В соответствии с указанной котловой схемой, ответчик является "держателем котла" то есть непосредственным получателем средств от ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Татэнергосбыт", осуществляющих приобретение электрической энергии для последующей её продажи потребителям.
С учетом установленного порядка оплаты услуг по передаче электрический энергии суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что с настоящим иском истец должен обратиться к гарантирующему поставщику.
Установив, что факт присоединения энергопринимающих устройств истца к соответствующим энергопринимающим устройствам ответчика подтвержден актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанными между истцом и ответчиком, подписанными ответчиком приложением N 1 к договору N 2011/Д270/114 (N 63/ТЭ от 31.12.2010), факт оказания истцом услуг по передаче энергии в спорный период подтвержден имеющимися в материалах дела актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанными истцом и потребителями, договорами энергоснабжения с конечными потребителями, актами первичного учета, сводными ведомостями объемов передачи электрической энергии, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Кроме этого, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что к отношениям, возникающим по передаче электрической энергии (мощности) в 2013 году ответчиком услуги должны быть оплачены по действующим на тот период тарифам, то есть с установлением мощности 4,04 МВт.
Правомерность произведенного расчета установлена судом первой инстанции.
Достаточных и достоверных доказательств несоответствия представленного расчета задолженности нормам действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2014 года по делу N А65-2113/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2113/2014
Истец: ОАО "Оборонэнерго", г. Москва
Ответчик: ОАО "Сетевая компания", г. Казань
Третье лицо: ОАО "Оборонэнергосбыт", г. Москва, ОАО "Татэнергосбыт", г. Казань, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8872/15
13.01.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18157/13
13.01.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-2113/14
16.09.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9407/14
16.09.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-2113/14
05.05.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-2113/14