г. Хабаровск |
|
16 сентября 2014 г. |
А73-5219/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.,
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" Министерства здравоохранения Хабаровского края: Абрамовича А.М., руководителя, паспорт; Кузнецова С.Н., представителя по доверенности от 30.06.2014; Мательского В.А., представителя по доверенности от 27.05.2014;
от Контрольно-счетной палаты Хабаровского края: Медведевой Т.А., представителя по доверенности от 21.04.2014 N 3; Деулина Е.В., представителя по доверенности от 21.04.2014 N 4;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Хабаровского края
на решение от 23.07.2014
по делу N А73-5219/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701285530, ИНН 2724012815, место нахождения: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Большая, 6)
к Контрольно-счетной палате Хабаровского края (ОГРН 1112721011248, ИНН 2721188553, место нахождения: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72)
о признании недействительными акта от 28.02.2014 и представления от 07.04.2014 N 1
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ СПN 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ"; стоматологическая поликлиника; заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Контрольно-счётной палате Хабаровского края (далее - КСП Хабаровского края; счетная палата) о признании недействительными акта от 28.02.2014, составленного по результатам контрольного мероприятия проверки законности и результативности использования средств краевого бюджета и бюджета Хабаровского краевого фонда ОМС, и представления от 07.04.2014 N 1, за исключением пункта 6 данного представления.
Решением суда от 23.07.2014 заявленные требования КГБУЗ СПN 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" удовлетворены частично: признано недействительным представление КСП Хабаровского края от 07.04.2014 N 1, за исключением пункта 6 данного представления; прекращено производство по настоящему делу в части требования о признании недействительным акта от 28.02.2014 прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, так как оспариваемый акт не обладает признаками ненормативного правового акта.
Этим же решением суда с КСП Хабаровского края в пользу стоматологической поликлиники взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, счетная палата обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания недействительным представления КСП Хабаровского края от 07.04.2014 N 1 и взыскания с последней судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. отменить.
Ссылаясь на пункты 1, 4, 11 части 1 статьи 9 Закона Хабаровского края "О Контрольно-счетной палате Хабаровского края" от 29.06.2011 N 94 (далее - Закон Хабаровского края N 94), КСП Хабаровского края указывает, что: к ее полномочиям относится контроль за законностью, результативностью использования средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; проверка использования таких средств направлена на предоставление бесплатной медицинской помощи; фонд оплаты труда работников КГБУЗ СПN 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" формируется из объема средств, поступающих, в том числе, из краевого бюджета. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы утверждает о том, что суд первой инстанции взыскал судебные расходы в виде 4000 руб., вместе с тем государственная пошлина при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным составляет 2000 руб.
В своих возражениях на апелляционную жалобу КГБУЗ СПN 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции обеспечена явка представителей КГБУЗ СПN 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" и счетной палаты.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, дав по ним пояснения.
Поскольку счетная палата обжалует лишь часть судебного акта и стороны не заявили возражений в суд апелляционной инстанции к началу заседания по проверке только части судебного акта, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, указанных в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой - в части признания недействительным представления КСП Хабаровского края от 07.04.2014 N 1, за исключением пункта 6 данного представления, и взыскания с нее судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Контрольно-счётной палаты Хабаровского края в период с 10.02.2014 по 28.02.2014 на основании приказа от 20.01.2014 N 5-п "О проведении контрольного мероприятия" в отношении КГБУЗ СП N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" проведена проверка, с целью: проверки законности и результативности использования средств краевого бюджета и бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи, средств краевого бюджета, выделенных на иные цели Учреждения и представления платных медицинских услуг; оценки финансового обеспечения деятельности Учреждения; проверки законности, эффективности и полноты использования средств краевого бюджета и средств обязательного медицинского страхования, направленных на предоставление бесплатной медицинской помощи населению; оценки доступности качества оказания бесплатной медицинской помощи; проверки законности, эффективности и полноты использования средств краевого бюджета, направленных на иные цели; проверки законности представления платных медицинских услуг и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности.
По результатам контрольного мероприятия на предмет законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (включая обоснованность оказания платных услуг и иных субсидий), выделенных краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" Министерства здравоохранения Хабаровского края составлен акт от 28.02.2014 и в адрес стоматологической поликлиники 07.04.2014 вынесено представление N 1, согласно которому заявителю предложено: 1) продолжить реализацию мероприятий, способствующих повышению удовлетворенности граждан доступностью и качеством оказания бесплатной медицинской помощи; 2) привести в соответствие с нормами действующего законодательства Положение об оплате труда работников Учреждения; 3) обеспечить выполнение доведенного объема стоматологической помощи; 4) определить порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками; 5) принять меры по выполнению предписания отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части приведения путей эвакуации общего коридора 1-го и 2-го этажей в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ; 6) повысить эффективность и результативность осуществления закупок за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных средств в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок; 7) привести положения устава Учреждения в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", исключив виды деятельности, приносящие доход, не относящиеся к основным видам деятельности из Устава, которые не служат достижению целей, ради которых создано Учреждение и не соответствует этим целям; 8) устранить другие нарушения, отмеченные в акте контрольного мероприятия; в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 N 94 "О контрольно - счетной палате Хабаровского края" уведомить контрольно-счетную палату Хабаровского края о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Не согласившись с вынесенным актом от 28.02.2014 и представлением N 1 от 07.04.2014, за исключением пункта 6 данного представления, стоматологическая поликлиника обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 27, статей 29, 197 АПК РФ суд первой инстанции прекратил производство по настоящему делу в части заявления о признании недействительным акта КСП Хабаровского края от 28.02.2014, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, так как оспариваемый акт не обладает признаками ненормативного правового акта и не содержит властных предписаний для исполнения (отсутствует властный, обязывающий характер акта). В данной части решение суда первой инстанции не обжаловано.
Удовлетворяя заявленные требования в части заявления о признании недействительным представления КСП Хабаровского края от 07.04.2014 N 1, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт, решения и действия могут быть признаны недействительным (незаконными) при одновременном наличии двух условий: его несоответствии закону или иному правовому акту и нарушении указанным актом прав и законных интересов заявителя
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе, контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации установлены настоящим Кодексом; контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации также осуществляют бюджетные полномочия по: аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе государственных (муниципальных) программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" от 07.02 2011 N 6-ФЗ (далее - Федеральный закон N 6 -ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 157 БК РФ бюджетные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом N 6-ФЗ.
Как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счётного органа Хабаровского края установлены Законом Хабаровского края N 94, в соответствии со статьей 9 которого контрольно-счётная палата осуществляет, в том числе: контроль за исполнением краевого бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (далее - территориальный фонд); организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета территориального фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета территориального фонда, краевой государственной собственности в рамках реализации программ и планов развития края.
Согласно статьи 12 Закона Хабаровского края N 94 содержание направлений деятельности контрольно-счетной палаты, порядок ведения дел, организация проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней деятельности КСП определяются Регламентом Контрольно-счетной палаты.
Приказом Контрольно-счётной палаты Хабаровского края от 24.02.2012 N 13-п, утвержден Регламент Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее - Регламент) (л.д. 86-107, том 4), согласно пункту 4.3.6 которого в представлении Контрольно-счётной палаты отражаются: информация о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации или иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, устранение которых входит в компетенцию адресата, которому направляется представление; требование о принятии мер по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также устранению причин и условий таких нарушений, предотвращению нанесения материального ущерба краю.
Проанализировав полномочия Контрольно-счётной палаты Хабаровского края, требования к оформлению представления, выдаваемого КСП (в представлении должны быть отражены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иного нормативного правового акта, регулирующего бюджетные правоотношения, последствия в виде материального ущерба краю, а также меры по пресечению, устранению и предупреждению нарушений), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление от 07.04.2014 N 1 не содержит ссылок на нормы бюджетного законодательства и иного нормативного правового акта, регулирующего бюджетные отношения, не содержит выводов о причинении КГБУЗ СП N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" материального ущерба Хабаровскому краю, то есть не представляется возможным установить, в чем именно выразились нарушения бюджетного законодательства.
Ознакомившись с содержанием оспариваемого представления КСП, и установив, что в нем, кроме несоответствий деятельности стоматологической поликлиники статьям 135, 144, 168 Трудового кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", отдельным положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", положениям Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в результате контрольных мероприятий несоответствие Устава заявителя нормам Федерального закона N 7-ФЗ не фиксировалось), не содержится нарушений норм бюджетного законодательства и норм иного нормативного правового акта, регулирующего бюджетные отношения, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для несогласия с решением суда первой инстанции, признавшим оспариваемое представление недействительным как несоответствующее, в том числе положениям статьи 157 БК РФ и нарушающее права и законные интересы стоматологической поликлиники.
В данной части решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции признает правомерным, вынесенным на основе полного и всестороннего исследования материалов дела и анализа норм права.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда в части распределения судебных расходов.
Как следует из материалов дела, при обращении в суд с заявлением о признании недействительными акта от 28.02.2014 и представления от 07.04.2014 N 1, КГБУЗ СПN 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" уплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб. (платежное поручение N 415880 от 25.04.2014).
Решением суда первой инстанции с Контрольно-счётной палаты Хабаровского края в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" Министерства здравоохранения Хабаровского края взыскано судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Между тем требования стоматологической поликлиники удовлетворены только в части признания недействительным представления КСП N 1 от 07.04.2014, в части заявления о признании недействительным акта проверки от 28.02.2014 производство по настоящему делу прекращено.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу арбитражным судом уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
С учетом того, что решением суда первой инстанции в части требования о признании недействительным акта от 28.02.2014 производство по делу прекращено, государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, в указанной выше части судебный акт суда первой инстанции подлежит изменению в соответствии с п. 2 статьи 269 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июля 2014 года по делу N А73-5219/2014 изменить.
Изложить четвертый абзац резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июля 2014 года в следующей редакции: "Взыскать с Контрольно-счетной палаты Хабаровского края в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" Министерства здравоохранения Хабаровского края судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб."
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" Министерства здравоохранения Хабаровского края государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную платежным поручение N 415880 от 25.04.2014.
В остальном решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июля 2014 года по делу N А73-5219/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5219/2014
Истец: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "Ден-Тал-Из" Министерства здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: Контрольно-счетная палата Хабаровского края
Третье лицо: Контрольно-Счетная Палата Хабаровского края