г. Москва |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А40-84455/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Чистый Город"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2014 по делу N А40-84455/14, судьи Позднякова В.Д. (93-487)
по заявлению ООО "Чистый Город" (ОГРН 1097746455344; 119180, г.Москва, ул. Б. Якиманка, д. 5)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (119019, г.Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, корп. 1)
об оспаривании постановления от 20.05.2014 N 1307-151/2014-4
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по доверенности N 05-08-2951/13 от 30.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2014, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "Чистый Город" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - ответчик) от 20.05.2014 N 1307-151/2014-4 о привлечении ООО "Чистый Город" к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.18 КоАП г. Москвы с назначением административного штрафа в сумме 300 000 рублей.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях ООО "Чистый Город" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.18 КоАП г. Москвы.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 20.05.2014 N 1307-151/2014-4 о привлечении ООО "Чистый Город" к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.18 КоАП г. Москвы и его отмене.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки от 07.02.2014 N 1304-151/2014, 07.03.2013 проведено натурное обследование земельного участка по адресу: г.Москва, Очаковское шоссе, д. 5А по результатам которого составлен акт проверки на предмет соблюдения природоохранных требований от 07.03.2014 N 1304-151/2014 и схема места, где проведено обследование.
По результатам обследования установлено, что ООО "Чистый город" осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: г.Москва, Очаковское шоссе, д. 5А, а именно временное размещение и сортировку твердых бытовых отходов (ТБО) IV-V класса опасности, в соответствии с договором N 121/13-А от 15.04.2013 о передаче во временное владение и пользование объекта недвижимого имущества (открытой площадки площадью 5000 кв.м) заключенным между ОАО "2463 ЦБПР" (арендодатель) и ООО "Чистый Город" (арендатор). Территория ОАО "2463 ЦБПР" (включая площадку временного размещения и сортировки ТБО ООО "Чистый Город") огорожена, охраняется. Въезд на территорию ОАО "2463 ЦБПР" осуществляется со стороны Очаковского шоссе, оборудованного постом охраны и шлагбаумом.
На объекте проверки, включая площадки временного размещения и сортировки ТБО ООО "Чистый Город" расположены металлические бытовки, имеются зеленые насаждения (возрастные деревья лиственных пород).
При этом в зоне производства работ ООО "Чистый Город" по насыпке ТБО ковшовым экскаватором (в непосредственной близости от ограждения) ствол 1 дерева (N 3, лиственное многоствольное) засыпаны ТБО на высоту от 40 до 70 см от уровня корневой шейки, в непосредственной близости от весов для взвешивания спецмашин, а также в центре площадки выявлены факты повреждения механическим путем 2 деревьев, выразившиеся в задире коры: N 1, лиственное (на 2-х стволах задир коры); N 2, лиственное (задир коры).
По указанному факту государственным инспектором города Москвы по охране природы Даниловым К.В. в отношении ООО "Чистый Город" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.18 КоАП г.Москвы.
Данный протокол составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя общества, что подтверждается отслеживанием почтовой корреспонденции, согласно которому уведомление от 11.03.2013 N 1307-151/2014-4 не было получено адресатом по юридическому адресу в связи с его отсутствием.
На основании указанного протокола заместителем главного государственного инспектора г.Москвы по охране природы Мервозединовым Д.Р., рассмотрены дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО "Чистый Город" к административной ответственности по ч.2 ст.4.18 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Данное постановление составлено также в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя общества, что подтверждается отчетом ЗАО "ДХЛ Интенешнел" от 14.05.2014, согласно которому определение от 08.04.2014 N 1307-151/2014-4 не было получено адресатом по юридическому адресу в связи с его отсутствием.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Срок обращения с заявлением об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности суд первой инстанции обоснованно счел соблюденным.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 4.18 КоАП г. Москвы установлена административная ответственность за повреждение зеленых насаждений с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно статьи 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, содержание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов.
Согласно статьи 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.
Статьей 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 определено, что граждане и юридические лица обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведётся с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (далее Правила) собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
В соответствии с абзацем 1 ст. 18 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", за нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом г. Москвы.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды в городе Москвы.
ООО "Чистый город" осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: г.Москва, Очаковское шоссе, д. 5А, а именно временное размещение и сортировку твердых бытовых отходов (ТБО) IV-V класса опасности, в соответствии с договором N 121/13-А от 15.04.2013 о передаче во временное владение и пользование объекта недвижимого имущества (открытой площадки площадью 5000 кв.м) заключенным между ОАО "2463 ЦБПР" (арендодатель) и ООО "Чистый Город" (арендатор)
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
При этом административным органом достоверно установлен, факт повреждения ООО "Чистый Город" повреждения механическим путем 2 деревьев, выразившихся в задире коры: N 1, лиственное (на 2-х стволах задир коры); N 2, лиственное (задир коры) по адресу: г.Москва, Очаковское шоссе, д. 5А.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При этом доказательства об отсутствии у ООО "Чистый Город" возможности для соблюдения нарушенных правил и норм в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности совершения ООО "Чистый Город" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, и правомерного применения к нему административного наказания.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.07.2014 по делу N А40-84455/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84455/2014
Истец: ООО "Чистый Город"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы