г. Томск |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А03-2863/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании:
заявителя: Тереховой Н.П., доверенность от 17.02.2014 г.;
от заинтересованного лица: Ганжа А.В., доверенность от 16.05.2014 г.
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортно - экспедиционная компания "Восточный Альянс"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 26 июня 2014 года по делу N А03-2863/2014 (судья О.В. Трибуналова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Транспортно - экспедиционная компания "Восточный Альянс" (ИНН 2221070271, ОГРН 1052201919527, г. Барнаул, ул. Матросова, 9ж)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (ИНН 2225777777, ОГРН 1102225000019, г. Барнаул, пр. Социалистический, 47)
о признании недействительным решения от 30.01.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Транспортно - экспедиционная компания "Восточный Альянс" (далее - заявитель, ООО ТК "Восточный Альянс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 30.01.2014.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2014 по делу N А03-2863/2014 в удовлетворении требований заявителю отказано, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю от 30.01.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, признано соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, выразившегося в неприменении закона подлежащего применению, так и в применении закона, не подлежащего применению, считает, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, на момент утверждения ликвидационного баланса у Общества отсутствовала задолженность по уплате налогов, что следует из представленной в материалы дела бухгалтерской отчетности, предшествующей принятию решения о ликвидации, тот факт, что обществу могло быть известно о наличии недоимки по налогам, не влечет в силу положений статей 63,64 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение процедуры ликвидации, письмо налогового органа от 01.11.2013 N 21-14/114420 не является документом, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога, не является требованием о включении в реестр требований кредиторов, направленная налоговым органом корреспонденция не была получена по независящим от заявителя причинам.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 28.08.2013 единственным участником ООО ТК "Восточный Альянс" принято решение N 1 о ликвидации Общества.
11.09.2013 в соответствии с требованием пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в "Вестнике Государственной регистрации" часть 1 N 36 (445) опубликовано объявление о ликвидации ООО ТК "Восточный Альянс", срок для предъявления требований кредиторов установлен 2 месяца.
23.01.2014 ООО ТК "Восточный Альянс" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя (учредителей) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
30.01.2014 рассмотрев представленные документы, регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Несогласие с указанными решениями послужило основанием для обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Следовательно, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 г. N 7075/11).
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с положениями статьей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 указанного Кодекса).
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5).
Таким образом, предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса РФ).
Суд, полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела документы, свидетельствующие о том, что для государственной регистрации ликвидации представлены необходимые документы, в том числе ликвидационный баланс, в котором указано на отсутствие задолженности перед какими-либо кредиторами, однако, представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемой организации и ее расчетов с кредиторами, пришел к мотивированному выводу о том, что указанное обстоятельство следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в регистрации при ликвидации юридического лица.
Действительной может быть признана регистрация при ликвидации юридического лица, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, в том числе вносимых в ЕГРЮЛ.
Судом установлено, что на момент утверждения ликвидационного баланса Обществу было известно о наличии недоимки по налогам, что подтверждается, в том числе принятым по результатам выездной налоговой проверки решением N РА-16-04 от 10.02.2011 о привлечении к ответственности за совершением налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог на добавленную стоимость за 1,2,3 кварталы 2007 года в размере 291099 руб., начислены пени в размере 19758,94 руб., а также штрафные санкции в сумме 58219,80 руб., в адрес заявителя направлено требование N 11439 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.03.2011 (список на отправку заказных писем, л.д. 116 т. 1), а также в отношении заявителя Инспекцией вынесены решения N 17067 от 05.05.2011 о взыскании задолженности по требования N11439 от 18.03.2011, постановление N 1610 от 01.06.2011.
Кроме того, судом верно указано на отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего письменного уведомления кредиторов ООО ТК "Восточный Альянс", в том числе и Инспекции о предстоящей ликвидации должника.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, требование о погашении задолженности от 01.11.2013 N 21-14/14420, содержащее указание на наличие по состоянию на 23.10.2013 задолженности ООО ТК "Восточный Альянс" перед бюджетом в сумме 176664,01 руб., в т.ч. налог 77832,79 руб., пеня 40 611,42, штраф 58219,80 руб., было направленно налоговым органом заказным письмом в адрес ликвидационной комиссии ООО ТК "Восточный Альянс" (656011, г. Барнаул, ул. Матросова, 9, ж) - 06.11.2013 (л.д. 129, 131-133 т. 1). К указанному требованию также приложена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 23.10.2013 (л.д. 130).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.01.2014 указанный адрес является адресом местонахождения ООО ТК "Восточный Альянс" (л.д. 27-28 т.1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
С учетом положения пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения требования о погашении задолженности от 01.11.2013 N 21-14/14420 следует считать - 11.11.2013.
Поскольку сообщение о ликвидации ООО ТК "Восточный Альянс" в установленном законом порядке опубликовано 11.09.2013, срок заявления требований кредиторов налоговым органом заявлены в пределах срока установленные статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
В этой связи доводы заявителя о неполучении направленной налоговым органом корреспонденции по независящим от заявителя причинам признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, отклоняются.
Таким образом, оценив в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил, что на момент составления ликвидационного баланса 22.01.2014 Обществу и ликвидатору было известно о неисполненных перед бюджетом обязательствах, проверка Инспекцией соблюдения Обществом налогового законодательства осуществлена в период до представления заявления о регистрации ликвидации.
При указанных обстоятельствах суд правомерно учел, что Общество на момент утверждения ликвидационного баланса 22.01.2014 и на момент подачи заявления в регистрирующий орган о регистрации прекращения деятельности - 23.01.2014, знало о наличии недоимках по налогам, пени и штрафам, заявителем не проведены расчеты с кредиторами.
Отсутствие в ликвидационном балансе ООО ТК "Восточный Альянс" сведений о недоимке по уплате налогов подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и заявителем не оспаривается.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ликвидация Общества произведена с нарушением закона и не могла быть завершена, поскольку представленные в регистрирующий орган документы являются недостоверными.
Таким образом, ликвидационный баланс Общества не отражал его действительное имущественное положение, что правомерно расценено судом первой инстанции как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
При этом причины недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9, пунктом 1 статьи 21, подпунктами 1, 4 статьи 22, подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает отказ Инспекции в регистрации ликвидации юридического лица правомерным, в связи с чем полагает решение Инспекции от 30.01.2014 соответствует требованиям Федерального закона N 129-ФЗ и не может нарушать прав и законных интересов Общества.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на апеллянта.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО ТК "Восточный Альянс" предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, с него в доход федерального бюджета в силу статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию 1000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 июня 2014 года по делу N А03-2863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Транспортно - экспедиционная компания "Восточный Альянс" в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2863/2014
Истец: ООО ТК "Восточный альянс"
Ответчик: .МИФНС России N 15 по Алтайскому краю.