г. Вологда |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А44-252/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от областного автономного учреждения социального обслуживания "Боровичский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Волошина В.В. на основании прав по должности, Бородулина А.В. по доверенности от 24.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного автономного учреждения социального обслуживания "Боровичский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 мая 2014 года по делу N А44-252/2014 (судья Куропова Л.А.),
установил:
областное автономное учреждение социального обслуживания "Боровичский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (ОГРН 1065331002560; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 09.01.2014 N 1, которым учреждение привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 32 541 руб. 124 коп., с доначислением к уплате пеней по состоянию на 31.12.2012 в сумме 4299 руб. 63 коп., недоимки по страховым взносам в сумме 162 705 руб. 62 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента социальной защиты населения Новгородской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 08 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несогласие с доводом арбитражного суда о том, что учреждение необоснованно не учитывает при определении доли в составе дохода учреждения доходы, полученные в отчетном периоде в виде субсидии на выполнение государственного задания для осуществления основного вида экономической деятельности в сумме 12 169 600 руб., поскольку соответствующий вид деятельности учреждения признается основным (в целях применения пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование) если доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов.
Фонд в отзыве отклонил доводы жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители заявителя настаивали на правомерности применения льготного тарифа за 2012 год вне зависимости от того, что учреждение является государственной некоммерческой организацией, сослались на отсутствие денежных средств, на исполнение требований фонда. Дополнительно пояснили об отсутствии спора по арифметическому расчету доначисленных сумм взносов, пеней и штрафа.
Заслушав объяснения представителей учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, при исчислении страховых взносов за 2012 год заявитель руководствовался пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), согласно которому пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг (подпункт "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Заявитель применяет упрощенную систему налогообложения. Поскольку деятельность в области социального обслуживания в течение всего 2012 года явилась для заявителя основной, доходы от указанной деятельности превысили 70% от общей суммы дохода учреждения без учета субсидий на выполнение государственного заказа, которые к доходам не относятся, то, по его мнению, при исчислении страховых взносов тариф в фонд социального страхования, равный 0 %, применен им обоснованно.
Не согласившись с решением фонда от 09.01.2014 N 1, которым учреждение привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 32 541 руб. 124 коп., с доначислением к уплате пеней по состоянию на 31.12.2012 в сумме 4299 руб. 63 коп., недоимки по страховым взносам в сумме 162 705 руб. 62 коп, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указал на отсутствие смягчающих ответственность учреждения обстоятельств.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из представленного в материалы дела устава и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Боровичский дом-интернат для престарелых и инвалидов является областным автономным учреждением социального обслуживания, созданным в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) путем изменения существовавшего ранее государственного учреждения социального обслуживания "Боровичский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на основании распоряжения администрации Новгородской области от 27.05.2010 N 159-рз. Учредителем является Новгородская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет социальной защиты населения Новгородской области (далее - комитет).
Учреждение создано для выполнения работ и услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственной власти Новгородской области в сфере социальной защиты (пункт 1.6 устава).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ) учреждение входит в государственную систему социальных служб, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
согласно пункту 8 - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются здравоохранение и предоставление социальных услуг (подпункт "т");
согласно пункту 11 - для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
При этом пункт 11 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ и действует с 01.01.2012.
В соответствии с частью 3.4 той же статьи в течение 2012 - 2018 годов (в первоначальной редакции Закона N 379-ФЗ 2012 - 2013 годов) для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12, 14 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов в 2012 году: Пенсионный фонд Российской Федерации 20,0 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 0, 0 процента, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0, 0 процента.
Из содержания части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Согласно статье 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются: доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса; доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса; доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса.
Учреждением в 2012 году оплата страховых взносов в Пенсионный фонд произведена с учетом пониженного тарифа 20 % и 0, 2 % по страховым взносам в ФСС на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начислялись.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела необходимо определить, имелись ли у учреждения правовые основания для применения в 2012 году тарифа 0 процентов при исчислении страховых взносов в Фонд социального страхования и соблюдены ли условия использования данной льготы.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку заявитель является некоммерческим государственным учреждением, то не имеет правовых оснований для использования пониженных тарифов.
Помимо этого следует учитывать то, что, применив льготный тариф, учреждение фактически уменьшило расходные обязательства Новгородской области по финансовому обеспечению учреждения социального обслуживания, следовательно льготой воспользовалась казна субъекта. Данный вывод основан на следующих обстоятельствах.
В соответствии со статьей 15 Закона N 195-ФЗ социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 23 Закона N 195-ФЗ установлено, что социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Председателем комитета 12 декабря 2011 года утверждено государственное задание учреждению на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов. Наименование услуги - стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Основа предоставления услуги безвозмездная, либо частично платная, либо полностью платная. Платная - 75 % размера установленной гражданам пенсии, но не более полной стоимости стационарного обслуживания в соответствии с постановлением администрации области от 05.05.2009 N 135.
Постановлением администрации Новгородской области от 05.05.2009 N 135 утвержден Порядок социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственной системой социальных служб области (далее - Порядок).
Пунктом 44 Порядка установлено, что средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются в доход областного бюджета.
Соглашением от 12.01.2012 N 3/2012 и дополнительными соглашениями от 15.06.2012, 17.07.2012 и 24.12.2012 определен размер субсидий на 2012 год в сумме 12 169 600 руб. для финансового обеспечения выполнения установленного задания на оказание государственных услуг. Указанные средства получены учреждением, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Приказом комитета от 09.2011 N 693 утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственными учреждениями социального обслуживания государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества. Порядок устанавливает механизм определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений социального обслуживания Новгородской области для обоснования объема субсидий, предоставляемых учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг на соответствующий финансовый год и плановый период без учета доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 4 Порядка в целях утверждения нормативных затрат в срок до 1 июля текущего года учреждения направляют в комитет проект нормативных затрат с предоставлением исходных данных и результатов расчетов объемов нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества учреждения на очередной финансовый год по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
При этом согласно пункту 8 раздела III Порядка в составе нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги учитываются в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения.
При обосновании размера субсидий на 2012 год учреждение в проекте нормативных затрат заявлен фонд оплаты труда в сумме 5 700 000 руб., начисления на оплату труда рассчитаны и заявлены с учетом пониженных тарифов страховых взносов, что не оспаривается учреждением. Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности по состоянию на 29.12.2012 фонд оплаты труда и начисления на выплаты по оплате труда за счет субсидий составили 7 066 579 руб. 89 коп., том числе заработная плата - 6 005 799 руб. 89 коп. и начисления на выплаты по оплате труда - 1 060 780 руб. Начисления на оплату труда рассчитаны и заявлены с учетом пониженных тарифов страховых взносов.
Льготные ставки страховых тарифов введены законодателем с целью поддержать отрасли, наиболее чувствительные к росту нагрузки на фонд оплаты и не финансируемые из бюджета. Льготы носят временный характер, адресованы предприятиям малого бизнеса в социальной и производственной сферах, в сфере образования, некоммерческим организациям, благотворительным организациям и аптекам.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для пересмотра вышеприведенного вывода обжалуемого решения суда первой инстанции.
Подобная правовая позиция была ранее приведена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2014 N ВАС-6754/14, судебных актах по делу N А44-117/2014.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисленных страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются в том числе иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В данном случае в суде первой инстанции учреждение сослалось на совершение правонарушения впервые и социальную направленность его деятельности.
Суд в обжалуемом решении, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая размер начисленного штрафа в сумме 32 541 руб. 12 коп., социальную направленность страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации и за счет которых производятся выплаты в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отсутствие правовой неопределенности положений статьи 58 Закона N 212-ФЗ, посчитал невозможным признание в качестве смягчающих вину учреждения указанные им обстоятельства.
Поскольку материалы дела не содержат данных о наличии заявленных учреждением обстоятельств, а социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является общественно значимым, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для пересмотра данного вывода обжалуемого решения.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 мая 2014 года по делу N А44-252/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного автономного учреждения социального обслуживания "Боровичский дом-интернат для престарелых и инвалидов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-252/2014
Истец: Областное автономное учреждение социального обслуживания "Боровичский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
Ответчик: ГУ Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Департамент социальной защиты населения Новгородской области, Бородулин Антон Васильевич