город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2014 г. |
дело N А53-12580/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Филимоновой С.С., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 25.10.2013 - Дворник С.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.09.2014 - Юрченко И.Н., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красносулинского района Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2014
по делу N А53-12580/2014, принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению Администрации Красносулинского района Ростовской области
к заинтересованному лицу ОГИБДД МО МВД России "Красносулинский"
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Администрация Красносулинского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ОГИБДД МО МВД России "Красносулинский" (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы нарушением ОГИБДД МО МВД России "Красносулинский" порядка привлечения к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что нарушение порядка привлечения к административной ответственности, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу, судом не установлено.
Администрация Красносулинского района Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, администрация указывает, что, уполномоченным органом не зафиксированы размеры выявленных просадок, выбоин на дороге. Вместе с тем, администрация считает, что правонарушения, предусмотренные статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть выявлены только в порядке проведения контрольных проверок, а не повседневного надзора. Кроме того, по мнению администрации, ОГИБДД МО МВД России "Красносулинский" были допущены процессуальные нарушения, а именно - нарушение срока изготовления протокола, а также, уполномоченным органом не было вынесено предписание с указанием сроков устранения нарушений.
Отзыв в материалы дела представлен не был.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель МО МВД России "Красносулинский" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.04.2014 в ходе осуществления повседневного контроля за состоянием муниципальных автомобильных дорог на автодороге, ведущей к поселку Новомихайловка на протяжении 5 км 200 м от автодороги "М4-ДОН" выявлено нарушение требований по содержанию автомобильной дороги, выразившееся в допущении ямочности, провалов, разрушении дорожного покрытия ( пункты 2.1.2, 3.1.3 ГОСТ Р50597-93), что образует объективную сторону административного правонарушения. ответственность за которое установлена статьей 12.34 КоАП РФ.
09.04.2014 выявленные недостатки в содержании участка автодороги были зафиксированы в акте выявленных недостатков.
09.04.2014 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе административного расследования был получен ответ из Администрации Красносулинского района Ростовской области от 15.04.2014, согласно которому участок автодороги протяженность 5200 км принадлежит на праве собственности за муниципальным образованием "Красносулинский район" с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 61-АЖ "029759 от 29.12.2010.
05.05.2014 в отношении Администрации Красносулинского района был составлен протокол об административном правонарушении
19.05.2013 постановлением ОГИБДД МО МВД России "Красносулинский" N 61АА 077096 Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Определением от 06.06.2014 в указанное постановление внесены исправления в связи с допущенной технической опечаткой, датой постановления следует считать 19.05.2014.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно подпункту 19 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в обязанности полиции входит осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение о ГИБДД).
Пунктом 2 данного Положения о ГИБДД установлено, что Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2002 N 679).
Статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению при содержании дорог их состояния, соответствующего государственным стандартам, а также в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как указано в пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что, в ходе поверки были выявлены нарушения, составляющие помехи движению и угрозу его безопасности - размеры отдельных просадок выбоин превышают установленные ГОСТ Р 50597-93 размеры, что материалами административного дела, фотоматериалами.
Наличие в бездействии администрации объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается непринятие администрацией всех зависящих от него мер по соблюдению требований, предъявляемых законодательством к ремонту и содержанию дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, судом первой инстанции верно сделан вывод о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при производстве по административному делу, выразившихся в невынесении предписания об устранении выявленных нарушений, апелляционным судом отклоняется так как диспозиция статьи 12.34 не указывает на необходимость наличия каких-либо дополнительных условий для привлечения к административной ответственности за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог (форма проверочных мероприятий, наличие или отсутствие предписания на устранение правонарушения и т.п.).
Согласно подпунктам 10.2.8.1 - 10.2.8.4 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора. В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах. При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и действует по указанию дежурного.
Так, на основании изложенного, довод администрации о том, что правонарушения, предусмотренные статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть выявлены только в порядке проведения контрольных проверок, а не повседневного надзора, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Довод администрации о допущенном административным органом нарушении срока составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого постановления недействительным.
По смыслу статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления этого правонарушения, но не позднее истечения двух суток с указанного момента.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса (пункт 3).
Пунктом 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Из материалов дела усматривается, что акт проверки по выявленным нарушениям составлен 09.04.2013.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заинтересованным лицом 09.04.2013, следовательно, срок расследования истекает 09.05.2013, при этом протокол об административном правонарушении составлен 05.05.2014, то есть без нарушения срока, указанного в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации апелляционным судом не установлено.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд, с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого постановления и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2014 по делу N А53-12580/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12580/2014
Истец: Администрация Красносулинского района Ростовской области
Ответчик: ОГИБДД МО МВД России "Красносулинский"