город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2014 г. |
дело N А32-3829/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 г. по делу N А32-3829/2014 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края,
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "БВВ Рост",
третье лицо: Контрольно-счетная палата Краснодарского края,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "БВВ Рост" (далее - общество) о взыскании субсидии в сумме 296 850 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 7 415 рублей 07 копеек.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил суд взыскать с ответчика 255 281 рубль 23 копейки, в том числе 248 463 рубля 45 копеек субсидий и 6 817 рублей 78 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ходатайство истца об уточнении исковых требований судом рассмотрено и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09 июня 2014 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с ООО "БВВ Рост" в пользу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края 248 463 рубля 45 копеек субсидий.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчик представил в уполномоченный орган Договор страхования с недостоверными сведениями по посевным площадям озимой пшеницы, озимого ячменя и озимого рапса, тем самим нарушив требования пункта 15 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2012 года N 338. Суд также пришел к выводу о том, что оснований для взыскания процентов не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа во взыскании процентов, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании процентов за пользование чужыми денежными средствами отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, как общая норма, подлежит применению к любому денежному обязательству, независимо от того, в рамках правоотношений какого вида оно возникло.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
При этом суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Учитывая, что истец и ответчик не возражали против проверки законности обжалуемого решения суда лишь в обжалуемой части, то обжалуемое решение суда первой инстанции пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1234 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2012 г. N 338, утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и порядок многолетних насаждений (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка, субсидии предоставляются в размере 50 % страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования, путем перечисления их на расчетный счет страховой организации, на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, субсидии предоставляются, в том числе, при соблюдении условия о заключенности договора страхования, в отношении урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, на всей площади земельных участков, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры, многолетние насаждения.
ООО "БВВ Рост" 06.12.2012 года обращалось в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с заявлением о предоставлении в 2012 году субсидий из федерального и краевого бюджетов на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений по Договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой от 19.09.2012 N СХ-КР-0017/12, заключенного с ООО Страховая компания "Ермак".
Согласно пункта 3.4.1. договора, объектом страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га.
На основании представленных документов, ООО "БВВ Рост" перечислена субсидия в сумме 356 480 рублей 35 копеек, что подтверждают платежные поручения N 6567312 от 19.12.2012 г. и N36473 от 17.12.2012 г.
По результатам проведенной Контрольно-счетной палатой Краснодарского края встречной проверки ООО "БВВ Рост" в рамках контрольного мероприятия "Проверка использования средств краевого бюджета, выделенных министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в 2011-2012 годах на реализацию мероприятий по поддержанию почвенного плодородия и страхованию урожая сельскохозяйственных культур в рамках краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2008-2012 года" установлено несоблюдение ООО "БВВ Рост" условий предоставления субсидии, выразившихся в следующем.
Как показала проверка, в договоре страхования указаны недостоверные сведения о посевных площадях застрахованных культур. Фактическая посевная площадь указанных озимых культур составила: озимой пшеницы- 532 га (что на 92 га больше, чем заявлено в Договоре страхования), озимого ячменя- 75 га (что на 10 га меньше, чем заявлено в Договоре страхования), озимого рапса- 50 га (что на 30 га меньше, чем заявлено в Договоре страхования), о чем уполномоченным органом составлен акт от 18.07.2013.
Согласно указанного акта от 18.07.2013 года, субсидирование в данном случае в 2012 году озимой пшеницы на площади 440 га (вместо 532 га) является нарушением пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2012 года N 338, ввиду чего, денежные средства в размере 277 000 рублей по возмещению затрат по страхованию урожая озимой пшеницы подлежат восстановлению в бюджет.
Субсидия на возмещение части страховой премии по страхованию излишне застрахованных посевов 10 га озимого ячменя в сумме 4 550 рублей подлежит восстановлению в бюджет.
Субсидия на возмещение части страховой премии излишне застрахованных посевов 30 га озимого рапса в сумме 15 300 рублей подлежит восстановлению в бюджет.
Таким образом, общая сумма субсидии, подлежащей восстановлению в бюджет составляет 296 850 рублей.
Пунктом 12 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2012 года N 338, установлено, что сельскохозяйственные товаропроизводители несут ответственность за достоверность представленных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку ООО "БВВ Рост" не были соблюдены условия Порядка, истец полагает, что денежные средства в сумме 296 850 рублей подлежат возврату в краевой бюджет (п.15 Порядка).
Истец направлял в адрес ответчика претензии от 17.09.2013 г. с требованием о возврате субсидии.
Вместе с тем, субсидия возвращена ответчиком частично, в размере 48 386 рублей 55 копеек.
Прокурором Курганинского района Краснодарского края ООО "БВВ Рост" внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства в части использования субсидий.
Письмом от 10.01.2014 года исх. N 1 ООО "БВВ Рост" сообщило прокурору Курганинского района Краснодарского края о том, что ООО "БВВ Рост" начало возврат в бюджет полученных субсидий, 06.12.2013 года была перечислена сумма 48 386 рублей 55 копеек. Оставшаяся сумма будет возвращена в течение 2014 года с дохода, полученного от реализации урожая 2014 года.
Не возврат ответчиком субсидии и явился основанием для обращения истца в Арбитражный суд Краснодарского края.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пунктов 1-3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как следует из пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно квалифицировал правоотношения между сторонами как бюджетные.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 713, контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае выявления фактов нарушения условий, установленных названным Порядком, бюджетные средства (в части выявленных нарушений) подлежат возврату получателем субсидий в течение 15 календарных дней с даты его уведомления.
На обязанность возврата субсидии указано также в пункте 15 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 г. N 439 "О предоставлении субсидий из краевого бюджета на приобретение минеральных удобрений и других средств химизации (кроме рапса) и мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования" и пункте 13 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.03.2010 г. N 200, утвердившего порядок, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 200.
Таким образом, ответчик представил в уполномоченный орган договор страхования с недостоверными сведениями по посевным площадям озимой пшеницы, озимого ячменя и озимого рапса.
Согласно пункту 15 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2012 года N 338, в случае выявления фактов нарушения условий, установленных Порядком, бюджетные средства (в объеме выявленных нарушений) подлежат возврату получателем субсидий в течение 15 календарных дней с даты его уведомления уполномоченным органом.
Общие положения о бюджетных правонарушениях и применение бюджетных мер принуждения закреплены в главе 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 названного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из статьи 306.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность по уплате процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными денежными средствами (субсидией) в случае использования их не по целевому назначению, положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на бюджетные правоотношения, в частности, на правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе.
С учетом изложенного, нормы регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) в данном случае применению не подлежат, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о взыскании с ООО "БВВ Рост" 6 817 рублей 78 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно отказано судом первой инстанции.
Указанная правовая позиция соответствует правовым выводам изложенным в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 г. N ВАС-19979/13 по делу N А56-48345/2012 а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2014 г. по делу N А32-28015/2013.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 г. по делу N А32-3829/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3829/2014
Истец: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "БВВ Рост"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата КК, Контрольно-счетная палата Краснодарского края