город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2014 г. |
дело N А53-8817/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Александрова В.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
при участии:
от Федерального государственного казенного учреждения "Северо -Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Суворова Вадима Игоревича по доверенности от 04.03.2014 N 11;
от Административной инспекции Ростовской области: Лысенко Владимира Алексеевича по доверенности от 22.04.2014 N 11/2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2014 по делу N А53-8817/2014
принятое в составе судьи Колесник И.В.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Северо -Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Административной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной инспекции Ростовской области (далее - административный орган, административная инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2014 N Р-00888 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.; признании недействительным представления от 03.04.2014 N РП -309-00888.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усмотрел.
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 18.06.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что учреждение не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения. Обязанность по проведению работ по обслуживанию казарменного фонда Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с государственным контрактом от 28.02.2013 N 197/ЗК/2013/ДРГЗ, возложена на ОАО "Славянка".
Представитель учреждения в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель административной инспекции против доводов апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками административного органа 25.03.2014 в 10 час. 00 мин. была проведена проверка, в результате которой установлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 66, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России не предприняло своевременных надлежащих мер по поддержанию в исправном состоянии фасада здания военной комендатуры Ростовского гарнизона, расположенного по указанному адресу, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации и находящегося в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России. На фасаде указанного здания, в месте, не предназначенном для этих целей, размещены объявления и другие материалы информационного характера, имеются местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (нанесены граффити), имеются потеки, высолы, трещины, высыпание раствора из швов облицовки, что является нарушением требований п. 2 раздела 7 и п. 1, п. 5, п. 29 раздела 15 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 N 282.
Выявленные нарушения отражены в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 25.03.2014 и фотоматериалах (т.1 л.д. 68, 69).
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", административным органом 26.03.2014 в отношении ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России составлен протокол об административном правонарушении N Р-00888 (т.1 л.д. 65-66).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник Ростовского межрайонного отдела инспекции 03.04.2014 вынес постановление N Р-00888, которым признал ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях", и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т.1 л.д. 62). По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении 03.04.2014 N РП-309-00888 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением Городской Думы г. Ростова-на-Дону от 13.06.2012 N 282 утверждены Правила благоустройства города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности.
Правила благоустройства относят к объектам благоустройства, в том числе, земельные участки и объекты благоустройства территории.
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 7 Правил благоустройства, размещение афиш, объявлений, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера осуществляется только в специально отведенных местах.
Работы по удалению афиш, объявлений, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера, размещенных в не предназначенных для этого местах, обеспечиваются собственниками (владельцами) объектов, на которых они размещены.
Согласно пункту 1 раздела 15 Правил благоустройства собственники (владельцы) обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений, включая их декоративные и функциональные элементы, и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
Собственники и владельцы зданий и сооружений обязаны, в том числе, систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (пункт 5 раздела 15 Правил благоустройства).
Пунктом 29 раздела 15 Правил благоустройства предусмотрено, что фасады зданий, сооружений (в том числе цокольная часть) не должны иметь местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест), потеков, высолов, трещин, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и блочной кладки, разрушения герметизирующих заделов стыков панельных зданий, повреждений или разрушений металлических покрытий архитектурных элементов, водосточных труб.
Из материалов административного дела усматривается, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не предприняло своевременных мер по надлежащему выполнению работ по содержанию фасада здания, а именно, удалению граффити, объявлений, размещенных на фасаде жилого дома; не произведен ремонт отдельных элементов фасада, не устранены потеки, высолы.
Указанные обстоятельства подтверждены актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 25.03.2014, фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении от 26.03.2014 N Р-00888.
Таким образом, наличие в действиях учреждения объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", является доказанным.
Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по содержанию и ремонту фасадов несут собственники (владельцы).
В случае привлечения на договорной основе подрядной организации, собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации, предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).
В ходе проведения проверки выявлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 66, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не предприняло своевременных мер по организации работ по содержанию и ремонту фасада здания военной комендатуры Ростовского гарнизона, являющегося собственностью Министерства обороны Российской Федерации, а именно: на фасаде здания, в месте, не предназначенном для этих целей, размещены объявления и другие материалы информационного характера; имеются местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (нанесены граффити); имеются потеки, высолы, трещины, высыпание раствора из швов облицовки, что является нарушением требований п. 2 раздела 7 и п. 1, п. 5, п. 29 раздела 15 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону.
Довод ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России о том, что заявитель не является субъектом вменяемого ему правонарушения, судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 и 20 Устава, на ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны Российской Федерации возложен контроль за использованием имущества Вооруженных сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения указанных целей, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: формирует документы для принятия министром обороны Российской Федерации и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил; проводит по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны и (или) руководителя Учреждения в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранностью имущества Вооруженных Сил; составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, а также представляет их в Департамент имущественных отношений Министерства обороны; осуществляет контроль за сроками устранения выявленных в ходе проверок нарушений; осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам.
На основании пунктов 26 и 27 Устава имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества.
Заявитель указывает, что контракт с ОАО "Славянка" на обслуживание казарменно-жилищного фонда военных городов Министерства обороны и иных фондов заключен от имени Министерства обороны Российской Федерации, которое и является государственным заказчиком. Однако владея имуществом на праве оперативного управления, с учетом положений Правил благоустройства, заявитель несет ответственность за содержание имущества как владелец.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеуказанная военная комендатура находится в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность соблюдения Правил благоустройства, в том числе содержание фасада указанного здания, переданного в оперативное управление ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в надлежащем виде, лежит на заявителе, который является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Имея возможность для недопущения нарушения правил содержания фасада здания, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу заинтересованным лицом не допущено.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 25.03.2014 N Р-358 получено управлением 25.03.2014, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (т.1 л.д. 67).
Протокол об административном правонарушении от 26.03.2014 N Р-00888 составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (т.1.л.д. 65-66).
Определение от 26.03.2014 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено управлением 27.03.2013, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (т.1 л.д. 63-64)
Постановление административной инспекции от 03.04.2014 N Р-00870 вынесено в присутствии представителя управления Суворовой В.И. по доверенности от 19.03.2014 (т.1 л.д. 62).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Предметом настоящего спора является также законность представления Административной инспекции Ростовской области от 03.04.2014 N РП -309-00888 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29.13 главы 29 раздела 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения регламентированы вопросы принятия административными органами в рамках процедуры производства по делам об административных правонарушениях представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из изложенного следует, что в соответствии с частью 1 статьи 1.1, пункта 4 части 1 статьи 1.3, раздела 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочие на вынесение предусмотренного статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения возникает у соответствующего административного органа на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения на условиях и в порядке, установленном статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, без дополнительного закрепления данного полномочия в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и локальных административных регламентах конкретных административных органов различного уровня.
Это обусловлено в частности тем, что в силу приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения регламент предусмотренного статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, как один из составляющих порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесен к исключительному ведению Российской Федерации.
Таким образом, административная инспекция наделена правом на вынесение оспариваемого представления.
Согласно п. 1.1 Положения об Административной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 17.03.2011 N 113 (далее - Положение), Административная инспекция Ростовской области, является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим деятельность по выявлению административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, торговли и рассмотрению дел об административных правонарушениях в пределах компетенции инспекции, установленной Областным законом от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
В соответствии с пунктом 2.3. Положения об Административной инспекции Ростовской области "Инспекция осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством".
Частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Таким образом, представление административной инспекции представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение контроля исполнения Правил благоустройства города Ростова-на-Дону, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Из материалов дела следует, что оспариваемое представление вынесено должностным лицом административной инспекции, которое рассматривало дело о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" и по итогам вынесло постановление о привлечении к административной ответственности за совершеннее правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России ненадлежаще выполняло обязательства по содержанию здания военной комендатуры.
Учитывая изложенное, представление Административной инспекции Ростовской области вынесено в пределах предоставленных заинтересованному лицу полномочий, соответствует Закону и направлено на устранение обществом нарушений Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2014 по делу N А53-8817/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
В.А. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8817/2014
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Административная инспекция Ростовской области