г. Челябинск |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А76-27464/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2014 по делу N А76-27464/2013 (судья Позднякова Е.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - Кожевникова А.П. (доверенность от 24.07.2014); Петрова Н.Н. (доверенность от 24.07.2014);
Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - филиал N 2 - Авдиенок Е.А. (доверенность N 65 от 31.12.2013).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 (далее - заинтересованное лицо, фонд, ГУ ЧРО ФСС) о признании незаконным бездействия ГУ ЧРО ФСС Челябинского филиала N2 по невыполнению расчета планируемой суммы финансового обеспечения в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, по несогласованию плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в 2013 году, а также по непринятию решения о финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в размере 4 088 287,91 руб.; обязании ГУ ЧРО ФСС Челябинский филиал N2 выполнить расчет планируемой суммы финансового обеспечения в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, согласовать план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в 2013 году, а также принять решение о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в размере 4 088 287,91 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "РЖД" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы страхователь ссылается на то, что 30.04.2013 ОАО "РЖД" обращалось в Фонд с заявлением о финансировании предупредительных мер в 2013 году на сумму 4 088 287,91 руб., однако указанному заявлению судом не дана оценка.
Также указывает, что страхователем были представлены в Фонд дополнительные документы письмами от 24.06.2013 и 26.07.2013.
Считает, что ссылка Фонда на то, что структурные подразделения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры ЮУЖД не были сняты с учета в Фонде социального страхования по месту своего нахождения на 01.01.2013 несостоятельна, поскольку указанные подразделения были сняты с учета до 01.08.2013, т.е. до того периода, когда страхователи могут обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер.
ГУ ЧРО ФСС представлен отзыв на апелляционную жалобу, которым доводы последней отклонены со ссылкой на обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Южно-Уральская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" обратилась в ГУ ЧРО ФСС с письмом от 27.02.2013 N 97/ЮУрДИБТ (вход. N 3870/13 от 07.03.2013) с просьбой о предоставлении расчета планируемой суммы финансирования предупредительных мер в 2013.
ГУ ЧРО ФСС с учетом правил исчисления, предусмотренных п.2 Порядка и на основании данных страхователя, представленных им в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечении (форма - 4 ФСС) по регистрационному номеру 7402014887 за 12 мес. 2012, письмом от 07.03.2013 N 01-14/7/3870 был представлен расчет планируемой суммы 1 510 001,20 руб. В данном расчете указаны показатели, которые использовались филиалом N2 для исчисления планируемой суммы.
27.05.2013 страхователь обратился в ГУ ЧРО ФСС с заявлением на финансовое обеспечение в счет начисляемых в 2012 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с предоставлением пакета документов, обосновывающих данное обращение.
28.05.2013 план финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году был согласован Фондом на сумму 1 509 934,7 руб. и оформлен приказ N 375/13 от 25.06.2013.
Полагая необоснованным не согласование фондом плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на сумму 4 088 287,91 руб. (помимо согласованной 1 509 934,7 руб.), общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств согласования плана финансового обеспечения в 2013 году в сумме 4 088 287,91 руб. обществом не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов страхователя на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила). Правила вступили в действие с 1 января 2013 года.
В п. 3 Правил в 2013 г. перечислены мероприятия, расходы на которые страхователи могут покрыть за счет страховых взносов.
Пунктом 4 Правил установлено, что страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;
- копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Копии документов, указанных в пункте 4 Правил, должны быть заверены печатью страхователя.
При представлении страхователем неполного комплекта документов заявление к рассмотрению не принимается.
Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с приложением полного комплекта документов.
В соответствии с пунктом 7 Правил, решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - решение) принимается территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 Правил. Решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия направляется страхователю (п.8 Правил).
Для расчета суммы средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2013 году по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников должны использоваться отчетные данные страхователя по расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) за 2012 год.
Из материалов дела следует, что для расчета суммы средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2013 году по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователь использовал свои отчетные данные за 2012 год на основании которых Фондом и был согласован план финансового обеспечения на 2013 год на сумму 1 509 934,70 руб.
Данный факт подтверждается заявлением ОАО "РЖД" от 27.05.2013 и приложенными к нему документами: планом финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году, перечнем приобретаемых СИЗ в Южно-Уральская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" на количество работающих в данной профессии 156, выпиской из штатного расписания страхователя на 156 человек, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечении (форма - 4ФСС) страхователя за 12 мес. 2012 г., 1 квартал 2013 г., 4 мес. 2013 г.
При этом, в плане финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году страхователем были отражены планируемые расходы в сумме 1 509 934,7 руб., перечень приобретаемых СИЗ на количество работающих в данной профессии также представлен на сумму планируемых расходов 1 509 934,70 руб.
Ссылка общества на заявление об обращении в Фонд с заявлением о согласовании плана финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году на сумму 4 088 287,91 руб., обоснованно отклонена судом первой инстанции, как не подтвержденная документально.
Действительно, в материалы дела обществом представлено заявление о согласовании плана финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году на сумму 4 088 287,91 руб., на котором стоит штамп входящей корреспонденции Фонда, датированный 30.04.2013. Однако, на указанном заявлении отсутствуют сведения о принятии заявления с пакетом документов специалистом Фонда (на заявлении нет подписи специалиста с расшифровкой должности и фамилии, также нет даты принятия).
Таким образом, судом первой инстанции пришел к правомерному выводу, что документальных доказательств обращения общества в Фонд с планом финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году на сумму 4 088 287,91 руб. не представлено.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что письмом от 24.06.2013 N 2374/ЮУрДИ заявитель обратился в Фонд для рассмотрения вопроса о расчете планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер с учетом отчетных данных (формы 4-ФСС РФ) за 2012 год Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения ЮУЖД - филиала ОАО РЖД per. N 7428035523 (далее- Южно-Уральской дирекции инфраструктуры), с входящими в ее состав структурными подразделениями.
В соответствии с пунктами 2, 3 Приказа ОАО "РЖД" от 02.05.2012 N 36 "О создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры" (далее-Приказ) Центральная дирекция инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее- Центральная дирекция инфраструктуры) является правопреемником упраздненных подразделений, в том числе и Южно-Уральской дирекции инфраструктуры, с входящими в ее состав структурными подразделениями, в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
При этом, пунктом 12 настоящего Приказа установлено, что подразделения упраздняются с даты подписания сторонами актов приема- передачи имущества, передаваемого железными дорогами Центральной дирекции инфраструктуры.
Из изложенного следует, что реорганизация должна быть завершена полностью и, в том числе в исполнительных органах Фонда все упраздненные структурные подразделения как страхователи - сняты с учета, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 95 9н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям".
Письмом от 01.07.2013 N 01-14/3/11400 Фондом было разъяснено, что для рассмотрения вопроса о расчете планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер на 2013 г. Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурному подразделению Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО РЖД (per. N 7402014887) с учетом отчетных данных (формы 4-ФСС РФ) за 2012 год Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения ЮУЖД - филиала ОАО РЖД (per. N 7428035523), с входящими в ее состав структурными подразделениями необходимо предоставить документы, заверенные надлежащим образом:
- копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам) за 2012 год и уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год, если уточненные расчеты представлялись в исполнительный орган Фонда;
- копию Положения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения ЮУЖД - филиала ОАО "РЖД", с перечнем входящими в ее состав структурных подразделений, по которым устанавливается правопреемство;
- копии актов приема - передачи во исполнение пунктов 3, 12 Приказа ОАО "РЖД" от 02.05.2012 N 36 и пункта 1 Приказа Центральной дирекции инфраструктуры от 01.10.2012 N ЦДИ-174), подтверждающих правопреемство в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Однако, заявителем письмом от 26.07.2013 исх. N 3089/ЮУрДИ (вход, от 29.07.2013) был представлен акт приема-передачи, составленный по состоянию на 01.12.2012, из которого следует, что указанные в приложении структурные подразделения сняты с учета в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда в 2013 году.
Из представленных с указанным письмом расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4ФСС), следует, что данные структурные подразделения вели финансово-хозяйственную деятельность после 01.10.2012.
Кроме того, согласно представленным Расчетам (форма - 4 ФСС) по месту регистрации в качестве страхователей в территориальные органы Фонда (Оренбургское отделение, Курганское отделение, Челябинское отделение) структурные подразделения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения ЮУЖД - филиала ОАО РЖД вели финансово-хозяйственную деятельность после 01.01.2013 и обращения о снятии их с учета, в соответствии с пунктом 12 Приказа ОАО "РЖД" от 02.05.2012 N 36 "О создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры" (далее-Приказ), не поступали. Данные обстоятельства подтверждаются также телеграммой ОАО "РЖД от 13.06.2013 о том, что в исполнительных органах Фонда структурные подразделения как страхователи - не сняты с учета.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что письмом от 26.07.2013 исх. N 3089/ЮУрДИ (вход, от 29.07.2013) обществом не были представлены:
- копия документа, подтверждающего право Центральной дирекции инфраструктуры - филиала "ОАО "РЖД" на передачу полномочий по правопреемству в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний Южно-Уральской дирекции инфраструктуры- структурному подразделению Центральной дирекции инфраструктуры - филиала "ОАО "РЖД";
- копия Положения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения ЮУЖД - филиала ОАО "РЖД", с перечнем входящими в ее состав структурных подразделений, по которым устанавливается правопреемство;
- копии актов приема - передачи во исполнение пунктов 3, 12 Приказа ОАО "РЖД" от 02.05.2012 N 36 и пункта 1 Приказа Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N ЦДИ-174), подтверждающих правопреемство в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих необходимые условия для расчета финансирования, предусмотренных Правилами, письмом от 31.07.2013 Фонд сообщил страхователю об отсутствии у него возможности оказать содействие страхователю в расчете планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер на 2013 г. Южно - Уральской дирекции инфраструктуры - структурному подразделению Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО РЖД (peг. N 7402014887) с учетом отчетных данных (формы 4-ФСС) за 2012 год Южно - Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения ЮУЖД - филиала ОАО РЖД (peг. N 7428035523), с входящими в ее состав структурными подразделениями.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к основанному на обстоятельствах дела выводу о том, что ссылка заявителя на предоставление документов на сумму 4 088 287,91 руб. с заявлением в порядке пункта 4 Правил не соответствует обстоятельствам дела и не подтверждена документально.
Доводы апелляционной жалобы о том, что структурные подразделения были сняты с учета до 01.08.2013, т.е. до того периода, когда страхователи могут обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер, не могут являться основанием для выполнения Фондом расчета суммы финансового обеспечения на сумму 4 088 287,91 руб.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2014 по делу N А76-27464/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В.Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27464/2013
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации -филиал N 2, ГУ ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала N 2